Воспитание старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:09, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА ………………………

Работа содержит 1 файл

Формирование.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

     Даже  такая социальная ценность солидарность на практике может иметь как позитивный  (конструктивный), так и негативный характер. К примеру, если власть призывает к солидарности  во имя созидательных ценностей (борьба  за мир, помощь социально незащищенным и пострадавшим от стихийных бедствий, отпор  агрессии),  она сплачивает и объединяет народ. Если же она ставит  перед обществом нереальные цели, демонизируют  оппозицию, повсюду «ищет врагов народа», провоцируют «охоту  на ведьм», то  в конечном счете, не объединяет, а раскалывает общество. Не следует забывать и о том, что в советский период слагаемые (главные) национальных культур строго определялись  чиновниками от культуры. Украинцам достались  венки и гопак,  казахам орнамент  кошкар – шюиз, домбра  и национальный костюм. Когда деятели культуры, ученые, вся интеллигенция  стала драться  за огрызки  того музейного, что считалось  национальным: фальшивые домбры, оперы, песни, мол, это родное, что нас защищает и спасает. Более честны  и правы те простые японцы,  которые национальным символом своей страны называют «Тойоту», или немцы, указывая на «Мерседес», форму СС, автомат Калашникова. Тем самым, национальное не есть музейное. Каждый этнос должен создать то, чего нет в данный момент у других» [25; с 22].    

     Патриот  представляет государство (родину) как ценность, заслуживающую совместных усилий граждан. Подлинный  патриотизм – это не просто любовь к своей стране, это  деятельная любовь, которая проявляется в том, что  забота о стране, становится заботой о себе. Когда гражданин страны ставит интересы  развития страны выше  своих материальных интересов, когда своим трудом  на благо родины,  приближает ее  к числу  пятидесяти  конкурентоспособных стран мира. Ставя процветание страны на первое место, патриотизм снимает акцент с идентичности. С целью выявления основных ценностных ориентаций молодежи нами был осуществлен массовый  социологический опрос в сентябре – октябре 203 голоса в г.Алматы, Алматинской области (г.Талгаре, с.Акдала). Было опрошено 920 респондентов  в возрасте от 15 до 29 лет. Материальные ценности и желание хорошо заработать – попрежнему важны  для молодежи, тем не менее, они не занимают первое место в системе жизненных ценностей.  В целом по значимости среди молодежи были  проранжированы следующие жизненно важные ценности:  здоровье – 60,3%, семья-23,8%,  материальные благополучия-7,8%, образование-6,3%, самостоятельность-3,7%, любимая работа-1,6%. Свое будущее с Казахстаном связывают 69,9%,  более пятой части -23% хотело бы работать  в странах Запада. Анализ самоидентификации показал, что у большинства   респондентов  сформирована гражданская идентичность с Казахстаном. Прав был Н.С.Трубецкой, отмечал, что «момент  оценки  должен  быть раз и навсегда  изгнан из этнологии и истории культур, как и вообще из всех эволюционных наук, ибо  оценка всегда основана на эгоцентризме. Нет высших  и низших. Есть только похожие  и непохожие.  Объявлять похожих на нас высшими, а непохожих – низшими, произвольно, ненаучно, наивно, наконец, просто глупо» .[27; с.33]. 
 
 

     ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

     2.1. Описание методики

     Анкета  «Проверка знаний по этнопедагогике»

     Экспериментальное исследование проводилось на базе средней  школы № 95 города Алматы. Участниками экспериментального исследования явились ученики старших классов (11 класса) русскоязычного обучения. Из числа испытуемых (30 человек) по национальному разделению составили:

- казахской  национальности – 17 человек;

- русской  национальности – 9 человек;

- таджикской  национальности – 1 человек;

- уйгуркой  национальности – 2 человека;

- татарской  национальности – 2 человека.

     Нами  была составлена диагностическая анкета «Проверка знаний по этнопедагогике» (см. приложение 1).

       Анкета включает в себя следующие  сведения:

  • Общие сведения: возраст, национальность, пол;
  • Владение родным языком;
  • Поддерживание родственных связей;
  • Знание и соблюдение обычаев и традиции народа своей национальности;
  • Компетентность в историческом происхождении национальности;
  • Сохранение родного языка в следующем поколении;
  • Степень терпимости и уважения с людьми, относящихся с предубеждением к иной национальности.

2.2. Результаты исследования

      В результате проведенной анкеты с  испытуемыми в количестве 30 человек, нами были получены следующие результаты, которые занесены в таблицу (см. таблицу №1).  
 

Показатели  результатов обследования учащихся по анкете

«Проверка знаний по этнопедагогике»

Таблица № 1

№ участника Возраст Национальность Знание государственного языка Знание  народного фольклора Поддерживание связи родственных связей (отношений) Генеология рода (знание) Знание  обычаев и традиций казахского народа Знание  истории Кахахстана Выбор друзей по национальному  признаку Передача  и сохранение знания казахского языка в след.покол. Отказ в общении с  теми, которые с  предубеждением относится  к его народу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 15 казах + + + - + + + + +
2 15 казах - - + + - + + + +
3 15 казах - + + + + - + + +
4 15 казах + + + + + + + + +
5 15 казах + + + + + + + + +
6 16 казах + + + + + + + + +
7 16 казах + + + + + + - + +
8 16 казах + + + + + + - + +
9 16 казах - + + - + + - + +
10 16 казах + + + + + + + + +
11 16 казах + + + + + + + + +
12 17 казах - - + + + + + - +
13 17 казах + + + + + + - + +
14 17 казах + + + + + + + + +
15 17 казах + + + + + + + + +

 

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
    16 17 казах + + + + + + + + +
    17 17 казах + + + + + + + + +
    18 16 русс. + + + + + + + + +
    19 16 русс. - + + + + + + + +
    20 16 русс. + + + + + + + + +
    21 16 русс. + + + - + + - + +
    22 17 русс. + + + - + + + + +
    23 17 русс. + + + + + + - + +
    24 17 русс. + + + + + + - + +
    25 17 русс. - + + - + + + + +
    26 18 русс. - + + + + + + + +
    27 16 уйгур + + + - + + + + +
    28 17 уйгур + + + + + - + + +
    29 17 татар. - + + - + + + + +
    30 18 тадж + - + - + + + - +
    Вс 30   22 27 30 22 29 28 23 28 30
 
 

Из таблицы  видно, что  высокие баллы наблюдаются  по следующим критериям:

  • Отказ общения с теми, кто способен терпеть унижения своего народа и может унизить национальное и человеческое достоинство представителей других народов – 30 положительных выборов;
  • Поддерживание тесной связи с родственниками -  30 выборов
  • Почитание и соблюдение обычаев и традиций казахского народа –  положительных выборов – 29 выборов;
  • Знание истории Казахстана – 28 выборов;
  • Передача и сохранение казахского языка в следующем поколении – 28 выборов;
  • Знание народного фольклора – 27 выборов;
  • Выбор друзей по национальному признаку – 23 выбора;
  • Знание генеологии своего рода – 22 выбора;
  • Знание Государственного языка – 22 выбора.

     Затем мы продолжили обработку полученных результатов на определение процентного соотношения по положительным и отрицательным выборам и получили следующие показатели, которые занесены в таблицу №2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Показатели  обработанных результатов исследования

Таблица № 2

Критерии  анкеты Показатели  по результатам

исследования

Положительный

выбор

Отрицательный

выбор

 
Ед.
% Ед.  
%
1 2 3 4 5 6
1  
Знание  государственного языка
22 73 8 27
2  
Знание  народного 

фольклора

27 90 3 10
3 Поддерживание связи родственных связей

(отношений)

30 100 - -
4  
Генеология рода (знание)
22 73 8 27
5  
Знание  обычаев и традиций казахского народа
29 96,6 1 3,4
6  
Знание  истории Кахахстана
28 93,3 2 6,7
7  
Выбор друзей по национальному  признаку
23 76,6 7 23,4
8 Передача и  сохранение знания казахского языка

 в  следующем поколении

28 93,3 2 6,7
9 Отказ в общении  с теми, которые с предубеждением относится к его народу 30 100 - -
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Воспитание  и образование в демократическом  обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения - одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

     Этнопедагогика  изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. Незабываемая трагедия депортированных народов, сопровождавшаяся дискриминацией, преследованиями и даже категорическим запретом употребления родного языка в местах высылки. Народная педагогика в таких невыносимо тяжелых условиях почти нелегально действовала в семьях, связанных родственными узами. И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знакомство с любым из народов -осведомленность в системе воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др.

     Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь... Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине... Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.

     Самое главное в овладении народной педагогикой - это собственный опыт, им порожденные мысли, размышления, это - и мечты, желания и воспоминания. Автобиографичность народной педагогики делает ее до интимности личной, личностной. При этом и негативный опыт оказывается полезным: он тоже ведет человека к совершенству души. Сила народной педагогики - в постоянном обращении к личному опыту, к опыту близких - любимых и нелюбимых, соединение, суммирование этого опыта - путь к всемирной мудрости человечества. Народная педагогика утверждает воспитание как общую и вечную категорию.

Информация о работе Воспитание старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей