Воспитание культуры потребления у детей младшего школьного возраста посредством кейс - технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологию.

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом с библиографией.doc

— 799.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Программа развития потребительской культуры младших подростков

«Копилка  педагогических кейсов»

Лекционные  занятия в области потребления  для младших подростков

Занятие 1: «Потребление -  что это?»

 

Цель: Познакомить учащихся с целями и задачами программы «Копилка педагогических кейсов», уточнить и обобщить их знания о понятии «потребление».

Введение. Знакомство с целями курса.

Мы с вами преступаем к изучению программы  «Копилка педагогических кейсов». Сегодня  на занятии мы поговорим о том, что же такое потребление.

Иногда приходится слышать, что многие люди не знают  меры в потреблении, каких -  то материальных ценностей, то есть кто – то может себя ограничить, а другим не дано, кто- то может бережно относиться к своим вещам, а кто-то не может. И несколько занятий и игровых ситуаций могут дать ощутимый результат и помочь нам правильно относиться к вещам, которые нас окружают, и, возможно, узнать наши права как потребителя.

А как вы считаете, найти «золотую» середину в потреблении  – возможно? Это легко? Ответы детей.

Я помогу вам  в этом, мы научимся бережливости, научимся правильно, рационально потреблять, а так же применять свои права  в той или иной ситуации, связанной  с потреблением.

Что же такое  потребление на ваш взгляд?- Ответы детей.

Конечно же, вы правы, говоря, что потребление –  это то, что делает человек, когда покупает и т.д.

Давайте выведем  четкое понятие «потребление» - это  использование, употребление продукции, товаров, благ и услуг в процессе удовлетворения потребностей.

Рационально потреблять может лишь тот человек, который умеет покупать ту  продукцию, которая ему действительно необходима, которая удовлетворяет его потребности и соответствует его возможностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 2: «Кейс технология – помощник в  развитии умения потреблять».

Цель: Познакомить учащихся  с понятием «кейс-технология», «case – study», «кейс», с возможностями этого метода и развития знаний, умений, навыков рационального потребления.

На прошлом  занятии мы с вами говорили о потреблении, о его сущности и значении в жизни каждого из нас.

Сегодня мы продолжим  нашу беседу и поговорим о том, каким способом можно развивать  вашу способность рационально потреблять.

Существуют  различные способы для развития и усовершенствования этой способности. Существует  кейс-технология, которая помогает учащимся активизировать свой внутренний запас и повысить свой интерес к изучаемым материалам. Она поможет вам включиться  в процесс разбора (анализа) ситуации и принять решение, способствует эффективному применению ваших знаний на практике, позволяет формировать навыки оценки альтернативных решений, вырабатывает навыки критического мышления и отстаивание своей позиции в дискуссии.

Так вот эта  техника включает различные методы, которые способствуют развитию тех  или иных качеств личности. Они вам должны быть хорошо известны: деловая игра, дискуссия, эксперимент, «мозговой штурм» и т.д. Мы с вами остановимся на методе « case – study» - методе анализа конкретных ситуаций. Эти ситуации представлены в виде кейсов. Кейс – это «кусочек» реальной жизни, это событие, реально произошедшее под влиянием каких-либо событий, частично известных, частично неизвестных. На примере мы с вами будем учится анализировать различные ситуации, выявлять проблему, и искать пути выхода и решения из сложившейся ситуации.

Работа с  кейсом требует определенной процедуры:

    1. Ознакомление с ситуацией;
    2. Выявление проблемы;
  1. Разбор (анализ) и обобщение информации;
  1. Разработка и формирование решения;
  2. Обсуждение решения в дискуссии с другими ребятами.

Но для того, чтобы вам понять, как и что делать, сегодня и на следующем занятии мы с вами тщательно разберем два кейса

Сейчас вам  раздадут листы с готовым напечатанным кейсом. Внимательно прочитайте его.

Кейс  «Цветной телевизор»

 

Обобщенная  формулировка задачи:

Очень часто при покупке какой-то вещи мы не знаем, как долго она нам прослужит, при этом при поломке дорогого оборудования, мы, не знаем, имеем ли мы право рассчитывать на замену или нет.

Контекст:

Гражданин К.приобрел цветной телевизор, но уже через  месяц тот вышел из строя

К. обратился  к продавцу с требованием о  замене телевизора на новый, предъявив  при этом товарный чек и технический  паспорт. Однако представитель магазина потребовали от К. , кроме этих документов справку из гарантийной мастерской о том, что телевизор не подлежит ремонту.

Магазин Сеть техники.

Давно находится  на рынке, но качеством продукции  не отличается. В последнее время им часто приносили неработающие телевизоры, которые магазин отказывается менять.

Гражданин К.

Добропорядочный гражданин, который купил телевизор. Он не так богат, чтобы позволить себе покупать телевизор каждый месяц.

Ключевое  задание

Необходимо  помочь гражданину К. в этой ситуации и объяснить магазину, что нужно быть честными, чтобы не испортить репутацию.

Задания, которые приведут к решению:

  1. Проанализируйте условия задачи.
  2. Выделите и сформулируйте проблему из исходных данных
  3. Обсудите возможные варианты решения с учителем
  4. Оформите окончательный вариант решения в виде бесед с руководством магазина.

Сейчас мы прочитали  кейс. У вас у каждого на парте есть текст кейса. Давайте по порядку выполним задания, которые приведут к решению данной ситуации. Для начала прочитайте кейс еще раз и определите возникшую проблему. Ответы ребят и обсуждение правильности выводов.

Теперь подумайте  и ответьте Правильно ли поступает руководство магазина не меняя сломанные телевизоры? Ответы ребят.

Мы с вами обсудили, какая проблема описана  в данном кейсе, возможные пути решения  данной проблемы, каждый из вас высказался. Теперь оформите окончательный вариант решения этой задачи в виде рекомендаций или тем бесед, которые на ваш взгляд помогут гражданину К. в данной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические  занятия по программе «Копилка педагогических кейсов»

Занятие 1: «Предвзятое мнение»

Цель: Продолжить знакомство с кейс-технологией, научить при помощи разбора проблемной ситуации, умения правильно реагировать на слухи и не судить человека, прежде чем не узнаешь.

На прошлом  занятии мы разобрали понятие «кейс – технология» и «кейс» разобрали один кейс. Сегодня продолжаем совместный разбор другого кейса, чтобы в дальнейшем вы поняли, как делать это самостоятельно. Процедура та же, читаем кейс, затем обсудим.

Кейс  «Слухи»

Обобщенная  формулировка задачи:

Очень часто  людей воспринимают по тому, что  о них слышали, совсем не узнав, какие они есть на самом деле.

Контекст:

Из соседней школы перевелась девочка, Маша М. Так получилось, что мама одной из новых одноклассниц работает в той школе и знает, что эта девочка не просто так перешла. В том классе сложилась конфликтная ситуация из-за того, что девочка - воровка. У всех своих одноклассниц она побывала дома и у всех пропали ценные вещи. Проучилась в той школе она 1,5 года (до этого училась в двух других школах). Инспектор КДН подтверждает, что подобная проблема с девочкой действительно существует. Не принять ребенка в школу  директор не имеет права. В итоге - ребенок учится в новой школе.

Семья и взаимоотношения в семье:

Семья М. состоит  из четырех человек: папы – Евгения  Александровича, мамы - Натальи Валерьевны и дочери – Маши, и маленького братика Паши. Папа у Маши сантехник, мама домохозяйка, следит за детьми. Маша очень любит своих родителей, но они не уделяют ей должного внимания, так как все свободное время посвящают воспитанию братика Паши.

Ключевое  задание:

Необходимо помочь Маше понять ее ошибки, объяснить маме, что ребенок тоже нуждается в поддержке и помочь ребятам из класса принять Машу и узнать ее, прежде чем они сделают свои выводы.

Задания, которые приведут к решению:

  1. Проанализируйте условия задачи.
  2. Выделите и сформулируйте проблему из исходных данных
  3. Обсудите возможные варианты решения с учителем
  4. Оформите окончательный вариант решения в виде бесед с Машей, с ее мамой, а так же с классом.

Сейчас мы прочитали  кейс. У вас у каждого на парте  есть текст кейса. Давайте по порядку выполним задания, которые приведут к решению данной ситуации. Для начала прочитайте кейс еще раз и определите возникшую проблему. Ответы ребят и обсуждение правильности выводов.

Теперь подумайте  и ответьте правильно ли поступала Маша, правильно ли поступал класс? Ответы ребят.

Мы с вами обсудили, какая проблема описана  в данном кейсе, возможные пути решения данной проблемы, каждый из вас высказался. Теперь оформите окончательный вариант решения этой задачи в виде рекомендаций или тем бесед, которые на ваш взгляд помогут Маше в данной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 2: «Анализ ситуации и видение  проблемы»

Цель: продолжить знакомство с кейс – технологией, научить ребят  при помощи разбора кейса анализу проблемной ситуации, выявлению проблемы, которую требуется решить и в совместном обсуждении принимать правильные решения.

Итак, на прошлых  занятиях мы с вами подробно разобрали  два кейса, начиная с сегодняшнего занятия, разбор кейсов будет проходить  в нашей самостоятельной деятельности. Вы поделитесь на группы по пять человек, и после обсуждения задачи у себя в группе и принятия решения, вынесите его на обсуждение коллектива класса. Вы будете презентовать свое решение, отстаивать свою точку зрения и аргументировать её, если у ваших апонентов возникнут вопросы. В конце занятия совместными усилиями будет  выработана стратегия выхода из проблемной ситуации.

Кейс  «Денежный мешок»

Обобщенная  формулировка задачи.

В настоящее  время в обществе сложилась отрицательная  ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, разрушение традиционной системы нравственных ценностей, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.

Ключевое  задание:

Дайте описание Ваших действий (по вашему усмотрению), направленных на понимание нравственных норм школьников в классе и помощи Саше.

Контекст:

Вся эта история  проходила в небольшом, но престижном городке. В нем было все: заводы, фабрики, хорошие школы и много другое.

Семья С. переехала  в него 10 лет назад. Отец сразу  открыл свое дело и стал директором лучшей туристической фирмы в  городе. Мать – дизайнер модной одежды. В то время Саша пошла в первый класс. Она была довольна своей жизнью, у нее было все: состоятельные родители ни в чем не отказывали дочке. Саша была очень способной девочкой, хорошо училась.

Шли годы – 3 класс, 5. Саша стала очень красивой девушкой. Она имела много друзей, была лидером  класса и нравилась мальчикам, но почему-то, ни с кем из них не дружила. Наверно, Саша искала себе друга из такой же состоятельной семьи. Несмотря на то, что родители не следили за воспитанием дочери, она была хорошо воспитана, благодаря бабушке.

Наступил 7 класс, который сильно изменил жизнь  Саше. Сначала все было прекрасно, так как родители давали ей приличную сумму на карманные расходы, девушка ни в чем себе не отказывала. Она угощала друзей в кафе, водила в кино, устраивала вечеринки. Друзья, шутя, называли ее «денежный мешок». Саша могла позволить себе все то, что можно было купить. Но в один прекрасный день вся эта роскошь закончилась, родители погибли в автокатастрофе, фирма отца распалась. Девушка была брошена на произвол судьбе. Единственным самым близким человеком была бабушка, которая не оставила ее в трудной ситуации.

Саша долго  переживала это потрясение, почти  месяц не ходила в школу, на ее лице не сияла улыбка как раньше. Изменилось все. Вернувшись  в школу, она заметила, что друзья стали с ней меньше общаться, а потом и вовсе отвернулись от нее. Саша стала хуже учиться, в ее глазах была пустота, а в голове только один вопрос: «Неужели друзей можно купить?»

Из-за всего  происходящего Саша думала, что ее жизнь не имеет смысла, что без денег она никому не нужна. Возвращавшись из школы, девушка преднамеренно выбежала на проезжую часть и попала под машину… Но, благодаря быстрой реакции водителя, Саша отделалась только ушибами. И вот, лежа на больничной постели, она думает: «Человек может быть счастливым и без денег, ведь не все люди богачи, но они счастливы. Значит деньги- это не самое главное в жизни, а что же тогда?»

Информация о работе Воспитание культуры потребления у детей младшего школьного возраста посредством кейс - технологии