Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:56, дипломная работа
Цель исследования – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологию.
Исходя из анализа
специфики психологических
В связи с этим нам представляется важным акцентирование внимания на личностном уровне процесса воспитания культуры потребления и выделение системы принципов, обеспечивающих содержательное развитие культуры потребления в процессе обучения младших подростков.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы к этим принципам можно отнести следующие:
Данные принципы, по нашему мнению, выражают закономерные связи, объективно и отчетливо проявляющиеся на уровне «потребление-личность» и имеющие тенденции к особенному усилению с развитием современных рыночных отношений. Их реализация педагогом и опора на них в системе экономического образования младшего подростка поможет успешной социализации личности, развитию её оперативной мобильности и адекватности норм поведения современным экономическим требованиям.
Успешное формирование культуры потребления в педагогическом процессе школьного и внешкольного воспитании определяется последовательным применением следующих принципов педагогической организации учебной и внеучебной деятельности с детьми: целевое обеспечение самореализации и самосознания личности посредством творческой самодеятельности в сфере потребления, воспитания отношения потребительского равенства и осознания прав личности на защиту своих интересов; педагогическая ориентация на развитие потребительской грамотности и компетентность личности как исходные предпосылки социального функционирования культуры потребления. Данные принципы отражают закономерные социальные связи, проявляющиеся на уровне « рациональное потребление-личность» и усиливающиеся с развитием современных рыночных отношений.
Таким образом, принципиальное формирование культуры потребления у младших подростков обеспечивает педагогу содержательную возможность личностного подхода к обучающимся вне зависимости от их склонностей и интересов, профессиональных намерений каждого из них.
Истина должна быть пережита, а не преподана.
Чжуан Цзы
Изучив и
проанализировав различные
Метод case – study или метод конкретных ситуаций ( от английского case – ситуация, случай) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)
Метод конкретных ситуаций (метод case –study) относится к неигровым имитационным активным метолам обучения [18].
Самый распространенный метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретный ситуаций (case-study) – это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации.
Ситуация – это совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие, требующие определенного решения.
В отличие от традиционных или имитационных методов, например деловых игр, работа с конкретными ситуациями имеет свою специфику и отличается разнообразием технологических подходов.
Анализ конкретных ситуаций удобен тем, что требует значительно меньше времени, чем другие обучающие технологии; в частности, на рассмотрение ситуаций методом традиционного анализа требуется от 30 минут до 2 часов учебного времени. Продолжительность занятий определяется масштабами ситуаций и глубиной знаний у слушателей. Рассмотрение ситуаций можно проводить, разделяя слушателей на малые группы — по 3-7 человек, в зависимости от масштабов и важности ситуации, ее новизны и неизвестности, а также от количества обучаемых.
Обсуждение в группах происходит после знакомства с материалами ситуации. Каждая группа вырабатывает свою версию анализа или решения, а затем происходит межгрупповая дискуссия. При обсуждении возможны предварительное рецензирование или публичная защита решений, а также другие способы создания и поддержания эмоционального напряжения в аудитории. Подведение итогов и оценка результатов проводятся преподавателем.
Использование метода конкретных ситуаций в обучении и воспитании школьников позволяет повысить познавательный интерес, улучшить понимание своей социализации в обществе и умение правильно использовать свой личностный потенциал в общении, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков, принятия решений. Отличительной особенностью метода конкретных ситуаций является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Для того чтобы процесс развития культуры потребления на основе кейс-технологии был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе.
Case-study – учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения.
Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:
Основными целями данного метода являются:
Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты:
–обучаемые получают коммуникативные навыки точного выражения мыслей, слушания, аргументированного высказывания, контраргументации и пр.; развивают презентационные умения, навыки представления информации; приходят к выводу, что в большинстве реальных ситуаций не бывает только одного и непременно правильного решения и что наличие знаний, приобретенных в процессе обучения, не является панацеей для принятия решений, снимающих все проблемы; вырабатывают уверенность в себе и в своих силах, убежденность в том, что в реальной практической ситуации они смогут правильно справится с проблемой;
– они формируют у себя устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации, что является характерным для большинства практических ситуаций; развивают навыки эффективного поведения при решении комплексных, многопрофильных проблем;
Наконец, в процессе работы над ситуациями у обучаемых формируется конкурентоспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личностные ценности и установки, что чрезвычайно важно для становления культуры потребления.
При
составлении кейса следует
Педагог, использующий в развитии культуры потребления кейсы, в первую очередь опирается на личные знания учащихся и на возрастные особенности. Отсюда и вытекает тематика кейсов. Давая кейс, педагог ориентируется на ситуации, в которых подросток может почувствовать себя настоящим потребителем.
В работе над кейсами, у учащихся происходит актуализация субъектного опыта. Решая задачу и вырабатывая стратегию действий для решения проблемы, описанной в кейсе, подросток опирается в первую очередь на уже существующий опыт. Решая эти смоделированные ситуации, подросток учится не только применять уже имеющийся опыт, но и позитивно воспринимать и оценивать мнение других людей, приобретает новые знания и способы адекватного поведения и различных ситуациях.
И уже в дальнейшем,
когда будут возникать
Метод анализа кейс-технологий ориентирован в большей степени на развитие аналитических способностей, умение правильно принимать решения, чем на расширение теоретической компетентности обучаемого. Это метод активного интенсивного обучения, демонстрация того, как теория применяется на практике. Вот почему, на наш взгляд, метод анализа ситуаций очень важен в нашем исследовании.