Воспитание культуры потребления у детей младшего школьного возраста посредством кейс - технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологию.

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом с библиографией.doc

— 799.50 Кб (Скачать)

Исходя из анализа  специфики психологических особенностей младших подростков, мы приходим к  выводу, что именно этот период благоприятен для целостной организации процесса целенаправленного воспитания культуры потребления в условиях школьной образовательной среды.

В связи с  этим нам представляется важным акцентирование внимания на личностном  уровне процесса воспитания культуры потребления и  выделение системы принципов, обеспечивающих содержательное развитие культуры потребления в процессе обучения младших подростков.

Исходя из анализа  психолого-педагогической литературы к этим принципам можно отнести следующие:

  1. Принцип педагогического внимания к самоопределению, самореализации, самосознанию личности младшего подростка в сфере ценностей потребления. Данный принцип в экономико-педагогическом плане  является ценностной основой для социализации и социально-практической деятельности детей в условиях личной свободы выбора адекватных норм поведения и условием раскрытия творческого потенциала. Он подчеркивает право личности на самостоятельное улучшение своей жизни и экономическую самодеятельность во всех ее формах, в том числе и предпринимательской. Педагогическое признание данного принципа в системе экономического воспитания и образования создает и постоянно обеспечивает равные шансы на активность в грамотном потребительском поведении всем субъектам экономической системы общества. С реализации данного принципа, по нашему мнению, начинается не только становление «гражданственности» личности школьника как будущего субъекта деятельности, но и цивилизованных форм существования общества в целом.
  2. Принцип развития потребительской грамотности и компетентности личности младшего подростка в системе экономического образования. Данный принцип имеет отношение к способам, средствам и методам организации познавательной и социально-практической деятельности личности в обучении школьника нормам поведения грамотного потребителя, поскольку содержательно отражает  общие требования культуры , направленные в сферу потребления ( уровень потребительских знаний, критичность мышления, гибкость применяемых умений и навыков и т.д.). При его педагогической реализации в процессе обучения и воспитания проявляется успешность или неуспешность действий, характеризующих результат экономико-ориентированной  жизнедеятельности индивида на личностном уровне.
  3. Принцип развития индивидуального сознания равных социальных прав и необходимости соблюдения прав потребителя. Этот принцип содержательно выражает доступ к информации, показ учителем открытости, прозрачности и многосекторности экономической системы, в которой личность осуществляет свою жизнедеятельность. Механизм реализации данного принципа в процессе организации учебно-воспитательной работы с младшими подростками требует учета сложившегося уровня культуры потребления общества. В социальном плане его действие обеспечивается государством как субъектом современной экономики посредством правового, финансового, социального регулирования.

Данные принципы, по нашему мнению, выражают закономерные связи, объективно и отчетливо проявляющиеся на уровне «потребление-личность» и имеющие тенденции к особенному усилению с развитием современных рыночных отношений. Их реализация педагогом и опора на них в системе экономического образования младшего подростка поможет успешной социализации личности, развитию её оперативной  мобильности и адекватности норм поведения современным экономическим требованиям.

Успешное формирование культуры потребления в педагогическом процессе школьного и внешкольного воспитании определяется последовательным применением следующих принципов педагогической организации учебной и внеучебной деятельности с детьми: целевое обеспечение самореализации и самосознания личности посредством творческой самодеятельности в сфере потребления, воспитания отношения потребительского равенства и осознания прав личности на защиту своих интересов; педагогическая ориентация на развитие потребительской грамотности  и компетентность личности как исходные предпосылки социального функционирования культуры потребления. Данные принципы отражают закономерные социальные связи, проявляющиеся на уровне « рациональное потребление-личность» и усиливающиеся с развитием современных рыночных отношений.

Таким образом, принципиальное формирование культуры потребления у младших подростков обеспечивает педагогу содержательную возможность  личностного подхода к обучающимся вне зависимости от их склонностей и интересов, профессиональных намерений каждого из них.

 

 

 

    1. Кейс, как средство воспитания культуры потребления у детей младшего подросткового возраста

Истина должна быть пережита, а не преподана.

Чжуан Цзы

Изучив и  проанализировав различные подходы  и методы в развитии культуры потребления, мы остановились на кейс-технологии, как на наиболее эффективном  средстве в разрешении данной проблемы, а конкретнее, на методе конкретных учебных ситуаций (case-study).

Метод case – study или метод конкретных ситуаций ( от английского case – ситуация, случай) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)

Метод конкретных ситуаций (метод case –study) относится к неигровым имитационным активным метолам обучения [18].

Самый распространенный метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретный ситуаций (case-study) – это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации.

Ситуация – это совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие, требующие определенного решения.

В отличие  от традиционных или имитационных методов, например деловых игр, работа с конкретными ситуациями имеет свою специфику и отличается разнообразием технологических подходов.

Анализ конкретных ситуаций удобен тем, что требует значительно меньше времени, чем другие обучающие технологии; в частности, на рассмотрение ситуаций методом традиционного анализа требуется от 30 минут до 2 часов учебного времени. Продолжительность занятий определяется масштабами ситуаций и глубиной знаний у слушателей. Рассмотрение ситуаций можно проводить, разделяя слушателей на малые группы — по 3-7 человек, в зависимости от масштабов и важности ситуации, ее новизны и неизвестности, а также от количества обучаемых.

Обсуждение  в группах происходит после знакомства с материалами ситуации. Каждая группа вырабатывает свою версию анализа или решения, а затем происходит межгрупповая дискуссия. При обсуждении возможны предварительное рецензирование или публичная защита решений, а также другие способы создания и поддержания эмоционального напряжения в аудитории. Подведение итогов и оценка результатов  проводятся  преподавателем.

Использование метода конкретных ситуаций в обучении и воспитании школьников позволяет  повысить познавательный  интерес, улучшить понимание своей социализации в обществе и умение правильно использовать свой личностный потенциал в общении, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков, принятия решений. Отличительной особенностью метода конкретных ситуаций является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Для того чтобы процесс развития культуры потребления на основе кейс-технологии был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе.

Case-study – учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся  действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения.

Идеи  метода  case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

  1. Метод предназначит для развития различных качеств личности на основе проблемных ситуаций, т.е. таких, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
  2. Акцент обучения переносится не на овладение  готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество школьника и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study  от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда учащийся по сути дела равноправен с другими учащимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
  3. Результатом применения метода являются не только знания, но и практические навыки.
  4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
  5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирования практических навыков, он и развитие системы ценностных ориентаций учащихся, Я-позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.
  6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль [18].

Основными целями данного метода являются:

  • развитие навыков анализа и критического мышления;
  • соединение теории и практики;
  • представление примеров принимаемых решений;
  • представление примеров последствий принимаемых решений;
  • демонстрация различных позиций и точек зрения;
  • формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Помимо  этих целей при применении анализа  ситуаций достигаются и дополнительные эффекты:

–обучаемые получают коммуникативные навыки точного выражения мыслей, слушания, аргументированного высказывания, контраргументации и пр.; развивают презентационные умения, навыки представления информации; приходят к выводу, что в большинстве реальных ситуаций не бывает только одного и непременно правильного решения и что наличие знаний, приобретенных в процессе обучения, не является панацеей для принятия решений, снимающих все проблемы; вырабатывают уверенность в себе и в своих силах, убежденность в том, что в реальной практической ситуации они смогут правильно справится с проблемой;

– они формируют у себя устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации, что является характерным для большинства практических ситуаций; развивают навыки эффективного поведения при решении комплексных, многопрофильных проблем;

  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнерами и принимать коллективные решения;
  • осуществляют самооценку и, на ее основе, самокоррекцию индивидуального стиля общения;
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
  • изменяют мотивацию к обучению: учащиеся лучше посещают такого рода занятия и, как правило, проявляют активность, немотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес к ней.

Наконец, в процессе работы над ситуациями у обучаемых  формируется конкурентоспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личностные ценности и установки, что чрезвычайно важно для становления культуры потребления.

При составлении кейса следует опираться  на следующую примерную структуру:

  1. Обобщенная формулировка задачи – описание имеющегося в практике противоречия, трудностей, постановка вопроса;
  2. Ключевое задание, в котором обозначен «продукт» решения задачи ( Что требуется представить как результат решения);
  3. Контекст решения задачи -  имеющиеся условия (характеристика людей, ресурсов, конкретной ситуации и т.д.). Можно обучающимся предложить самим выявить контекст предложенной задачи в реальной жизни  и решить задачу с учетом этого контекста. Контекст (условие) задача может включать следующую информацию:
  • Исходные данные о ситуации (Где возникла задача? Что за люди, являющиеся источниками задачи? В чем затруднение, что за ситуация сложилась? и т.д.)
  • Характеристику имеющихся ресурсов  для решения задачи (кадровых, матриально-техничсеких, психологических, информационных).
  1. Задания, которые приведут  к решению (к «продукту»). Они могут быть приведены в полном составе, неполном, не приведены вообще;
  1. Указание на теоретическую базу решения задачи (она либо указывается, либо ее необходимо выбрать самому обучающемуся). При этом в условии задачи включается только та информация, от содержания которой зависит вариант решения задачи [24].

Педагог, использующий в развитии культуры потребления  кейсы, в первую очередь опирается на личные знания учащихся и на возрастные особенности. Отсюда и вытекает тематика кейсов. Давая кейс, педагог ориентируется на ситуации, в которых подросток может почувствовать себя настоящим потребителем.

В работе над  кейсами, у учащихся происходит актуализация субъектного опыта. Решая задачу и вырабатывая стратегию действий для решения проблемы, описанной в кейсе, подросток опирается в первую очередь  на уже существующий опыт. Решая эти смоделированные ситуации, подросток учится не только применять уже имеющийся опыт, но и позитивно воспринимать  и оценивать мнение других людей, приобретает новые знания и способы адекватного поведения и различных ситуациях.

И уже в дальнейшем, когда будут возникать подобные  ситуации, он подсознательно будет  использовать тот опыт, который приобрел при решении кейсов.

Метод анализа кейс-технологий ориентирован в большей степени на развитие аналитических способностей, умение правильно принимать решения, чем на расширение теоретической компетентности обучаемого. Это метод активного интенсивного обучения, демонстрация того, как теория применяется на практике. Вот почему, на наш взгляд, метод анализа ситуаций очень важен в нашем исследовании.

Информация о работе Воспитание культуры потребления у детей младшего школьного возраста посредством кейс - технологии