Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:56, дипломная работа
Цель исследования – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологию.
Выводы по главе I
Итак, нами были изучены теоретические основы проблемы исследования. Мы проанализировали следующие вопросы: содержание анализа понятий потребительство, культура, культура потребления.
Изучение теории показало, что культура потребления является актуальной. В результате анализа многочисленных источников мы пришли к выводу, что под культурой потребления понимают: совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, социально – значимых и реализуемых в практической деятельности.
Важное место в современной науке занимают исследования, освещающие формирование культуры потребления у младших подростков.
Кроме того, в рамках нашего исследования, мы сделали вывод, что сегодня ведется активный поиск эффективных путей и условий формирования культуры потребления детей.
Таким образом, мы провели теоретическую работу по проблеме нашего исследования. Это явилось основой для организации и проведения экспериментальной работы. Экспериментальная работа представлена во второй главе.
Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
2.1. База
исследования и результаты
Цель данной исследовательской работы – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологии.
В соответствии с целью исследования нами была организована экспериментальная работа в 5-х классах, что соответствует основному этапу развития культуры потребления. Исследовательской базой явился 5 «А» класс, школы №66 г. Иркутска. Опытно –экспериментальная работа включала в себя констатирующую и контрольную оценку потребительских способностей и умений, составление и внедрение программы, развивающей потребительскую культуру. Для сравнения констатирующая и контрольная оценка потребительских способностей и умений была проведена и в 5 «В» классе.
Для выявления состояния уровня сформированности культуры потребления в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся, беседы.
На определение уровня сформированности экономической обученности и объёма и системности потребительских знаний был проведен письменный опрос по следующим понятиям: экономика, потребность, нужда, деньги, культура, бережливость.
В результате проведения опроса было выявлено, что в 5 « А» классе низким уровнем экономической обученности и объёма и системности потребительских знаний обладает 50% (12) человек, высоким уровнем обладает 33% ( 8) человек.
В 5 «В» классе
низким уровнем экономической
Результаты, полученные в ходе исследования, наглядно представлены на диаграмме (рис. 1).
Рис. 2 Уровни развития когнитивного компонента потребительской культуры младших подростков.
В целом можно отметить, что в обеих группах испытуемых преобладает количество учеников с низким уровнем развития экономической обученности и объёма и системности потребительских знаний, что обусловлено тем, что в младших классах не ведется предмет «Экономика».
Для исследования уровня индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению была проведена беседа с учениками и письменный опрос:
1) У тебя в конце учебного года в тетрадях остались чистые страницы. Как ты поступишь:
а) выбросишь не задумываясь, т. к. учебный год окончен;
б) спросишь у старших, что делать с ними;
в) аккуратно отделишь листы и оставишь на черновики.
2. Когда ты
приходишь домой из школы, как
а) бросаю портфель в прихожей и бегу гулять
с друзьями;
б) мою руки и иду кушать;
в) переодеваюсь .
3. Что находится дома на твоем рабочем
столе:
а) все в вперемешку, даже не могу объяснить;
б) только самое необходимое;
в) не помню.
4. Любите ли вы зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?
5. При выборе профессии на что будете ориентироваться: большой материальный достаток, карьера, интересная работа
3. Считаете
ли вы, что главное – это
приобрести дом (квартиру),
4. Главное в
жизни – это делать деньги
и создавать собственный
5. В жизни
чрезвычайно важно накопить
3) Что вы бы купили на 1 миллион рублей?
Анализ результатов представлен в виде диаграммы (рис. 2).
Рис.3 Уровни развития эмоционально-ценностного компонента.
Данные исследования уровня индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению, у детей младшего школьного возраста 5 «А» класса показали, что у 58% (14) человек из класса сформированы ценностные направления, они понимают, что значит правильно потреблять и как правильно относиться к вещам. В общем, в обеих группах можно отметить, что преобладает количество учащихся с высоким уровнем развития индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению. А у 17% (4) человек понимания о рациональном потреблении вообще практически нет.
В 5 «В» классе анализ исследования показал, что у 53% (13) человек достаточно высоко развито понимание о рациональном потреблении, а у 25% (6) человек уровень индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению достаточно низкий.
Далее было проведено исследование уровня сформированности решения проблемных ситуаций, творческих задач. Ребятам предлагалось поучаствовать в решении нескольких задач:
Ситуация 1: Впереди вас идет женщина с ребенком, она купила ему шоколадку, ребенок тут же разворачивает и бросает обертку на тротуар. Хорошо или плохо поступил ребенок, что вы бы сделали, если бы увидели такую ситуацию?
Ситуация 2: Столовая. Дети поели и, оставив на столе посуду, ушли, что вы сделаете, если увидите это?
Ситуация 3: Вы с родителями в магазине, тебе понравилась вещь, но у мамы нет денег на нее. Твои дальнейшие действия?
В результате исследования нами было выявлено в 5 «А» классе с низким уровнем сформированности решения проблемных ситуаций, творческих задач 14% (3) человека, которые совсем не участвовали в обсуждении, высокий уровень обнаружен у 11 человек (41%), которые активно принимали участие в разрешении ситуаций. В 5 «В» классе низкий уровень сформированности показали 9 человек (30%) , высоким – 6 человек (25%) (Рис.3).
Рис 4. Уровни сформированности деятельностного компонента.
Исходя из полученных
2.2. Программа
воспитания культуры потребления
у детей младшего подростковог
Культура потребления – очень важная часть жизни каждого человека.
На наш взгляд, культура потребления у младших подростков наиболее эффективно развивается посредством кейс – технологии. Процесс внедрения в практику средних образовательных учреждений кейс-технологии имеет большое значение, так как способствует более полной реализации развития детей: получение экономических знаний и развитие навыков рационального потребления и т.д.
Данная технология не предназначена делать из подростков профессионалов в области потребительской культуры. Но применение кейс-технологии в школьном обучении у младших подростков во внеурочной деятельности позволяет подросткам вырабатывать стратегию действий для решения проблемы с опорой, в первую очередь, на уже существующий опыт.
Решая смоделированные ситуации, подросток не только применяет уже имеющийся опыт, но и позитивно оценивает и воспринимает мнения других людей, приобретает не только знания и умения в области культуры потребления, а также навыки поведения в той или иной ситуации.
В связи с выше изложенным, была составлена и внедрена программа воспитания культуры потребления младших подростков во внеурочной деятельности «Копилка педагогических кейсов»
Цель программы
- апробирование программы
Задачи программы:
- развитие мотивационно–ценностного, социально–ценностного и эмоционально–ценностного отношения к потреблению и его результатам;
- активация
и развитие личностных качеств,
- развитие необходимых знаний, практических умений и навыков: знание основных экономических терминов; умение применить на практике имеющиеся знания; умение решать проблемные ситуации, связанные с потребительством.
Основными принципами, положенными в основу данной педагогической технологии являются следующие:
Технология
развития потребительской культуры
младших подростков в процессе обучения
элементам кейс-стади
По большей части занятия проходят в классных комнатах один раз в неделю во внеурочное время.
В содержание программы развития потребительской культуры младших подростков во внеурочной деятельности было включено два блока:
Формы, цели и содержание разработанной программы развития потребительской культуры младших подростков наглядно представлены в таблице 3.
Таблица 3
Программа развития потребительской культуры младших подростков
«Копилка педагогических кейсов»
Форма проведения занятий |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Кол-во часов |
Лекционные занятия, направленные на обобщение знаний в области потребления, на изучение и овладение знаниями о кейс-технологии; |
1.Потребление - что это?
1. Кейс-технология – помощник в развитии умения потреблять |
Уточнение знаний о потребительстве, о культуре потребления. Знакомство с кейс-технологией и разбор кейса «Цветной телевизор» по алгоритму для понимания необходимости анализа проблемных ситуаций и умение вести себя в сложных ситуациях. |
1 час
1 час |
Практические занятия по развитию знаний, умений и навыков конструктивного общения и межличностного взаимодействия использованием готовых кейсов и их решением |
1.Предвзятое мнение
2. Анализ ситуации и видение проблемы, работа в группе
3.Мои права – мои правила
4.Чужое имущество нужно беречь. 5.Делу время, потехе час.
6.То, что ценится.
|
Кейс «Слухи», выработка умения адекватного поведения согласно принятым нормам общества и принятия других людей не по тому, что говорят другие люди. Кейс «Денежный мешок», умения анализа и видения проблемы, умение работы в группе. Кейс «Японский калькулятор», умение применять свои права, аргументировано доказывать свою позицию.
Кейс «Это же нельзя», воспитывает в детях чувство бережливости. Кейс «Два ближайших урока» умение дорожить как своим, так и чужим временем. Кейс «Ценности современной молодежи», умение ценить то, что важно для молодежи. |
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час |