Воспитание культуры потребления у детей младшего школьного возраста посредством кейс - технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологию.

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом с библиографией.doc

— 799.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по главе I

Итак, нами были изучены теоретические основы проблемы исследования. Мы проанализировали следующие вопросы: содержание анализа понятий потребительство, культура, культура потребления.

Изучение теории показало, что культура потребления является актуальной. В результате анализа многочисленных источников мы пришли к выводу, что под культурой потребления понимают: совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, социально – значимых и реализуемых в практической деятельности.

Важное место  в современной науке занимают исследования, освещающие формирование культуры потребления у младших подростков.

Кроме того, в  рамках нашего исследования, мы сделали  вывод, что сегодня ведется активный поиск эффективных путей и условий формирования культуры потребления детей.

Таким образом, мы провели теоретическую работу по проблеме нашего исследования. Это явилось основой для организации и проведения экспериментальной работы. Экспериментальная работа представлена  во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

 

2.1. База  исследования и результаты констатирующего  эксперимента

 

Цель данной исследовательской работы – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологии.

В соответствии с целью исследования нами была организована экспериментальная работа в 5-х классах, что соответствует основному этапу развития культуры потребления. Исследовательской базой явился 5 «А» класс, школы №66 г. Иркутска. Опытно –экспериментальная работа включала в себя констатирующую и контрольную оценку потребительских способностей и умений, составление и внедрение программы, развивающей потребительскую культуру. Для сравнения констатирующая и контрольная оценка потребительских способностей и умений была проведена и в 5 «В» классе.

Для выявления  состояния уровня сформированности культуры потребления в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся, беседы.

На определение уровня сформированности экономической обученности и объёма и системности потребительских знаний был проведен письменный опрос по следующим понятиям: экономика, потребность, нужда, деньги, культура, бережливость.

В результате проведения опроса было выявлено, что в 5 « А» классе низким уровнем экономической обученности и объёма и системности потребительских знаний обладает  50% (12) человек, высоким уровнем обладает 33% ( 8) человек.

В 5 «В» классе низким уровнем экономической обученности  и объёма и системности потребительских знаний обладает 42% (10) человек, высоким уровнем –37% ( 9) человек.

Результаты,  полученные в ходе исследования, наглядно представлены на диаграмме (рис. 1).

Рис. 2 Уровни развития когнитивного компонента потребительской культуры младших подростков.

 

В целом можно  отметить, что в обеих группах  испытуемых преобладает количество учеников с низким уровнем развития экономической обученности и объёма и системности потребительских знаний, что обусловлено тем, что в младших классах не ведется предмет «Экономика».

Для исследования уровня индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению была проведена беседа с учениками и письменный опрос:

1) У тебя в  конце учебного года в тетрадях остались чистые страницы. Как ты поступишь: 

а) выбросишь  не задумываясь, т. к. учебный год  окончен; 

б) спросишь у  старших, что делать с ними; 

в) аккуратно  отделишь листы и оставишь на черновики.  

2. Когда ты  приходишь домой из школы, как ты поступаешь:  
а) бросаю портфель в прихожей и бегу гулять с друзьями;  
б) мою руки и иду кушать;  
в) переодеваюсь .  
3. Что находится дома на твоем рабочем столе:  
а) все в вперемешку, даже не могу объяснить;  
б) только самое необходимое;  
в) не помню.

   4. Любите ли вы зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

           5.   При выборе профессии на что будете ориентироваться:  большой материальный достаток, карьера, интересная работа

  3.   Считаете  ли вы, что главное – это  приобрести дом (квартиру),             машину и другие материальные блага?

4. Главное в  жизни – это делать деньги  и создавать собственный бизнес?

5. В жизни  чрезвычайно важно накопить материальные  средства и   передать их  детям?

3) Что вы бы  купили на 1 миллион рублей?

       Анализ результатов представлен в виде диаграммы (рис. 2).

 

Рис.3 Уровни развития эмоционально-ценностного компонента.

 

Данные исследования уровня индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению, у детей младшего школьного возраста 5 «А» класса показали, что у 58% (14) человек из класса сформированы ценностные направления, они понимают, что значит правильно потреблять и как правильно относиться к вещам. В общем, в обеих группах можно отметить, что преобладает количество учащихся с высоким уровнем развития индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению. А у 17% (4) человек понимания о рациональном потреблении вообще практически нет.

В 5 «В» классе анализ исследования показал, что у 53% (13) человек достаточно высоко развито понимание о рациональном потреблении, а у 25% (6) человек уровень  индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению достаточно низкий.

Далее было проведено исследование уровня сформированности решения проблемных ситуаций, творческих задач. Ребятам предлагалось поучаствовать в решении нескольких задач:

Ситуация 1: Впереди  вас идет женщина с ребенком, она  купила ему шоколадку, ребенок тут же разворачивает и бросает обертку на тротуар. Хорошо или плохо поступил ребенок, что вы бы сделали, если бы увидели такую ситуацию?

Ситуация 2: Столовая. Дети поели и, оставив на столе  посуду, ушли, что вы сделаете, если увидите это?

Ситуация 3: Вы с  родителями в магазине, тебе понравилась вещь, но у  мамы нет денег на нее. Твои дальнейшие действия?

В результате исследования нами было выявлено в 5 «А» классе с низким уровнем сформированности решения проблемных ситуаций, творческих задач 14% (3) человека, которые совсем не участвовали в обсуждении, высокий уровень обнаружен у 11 человек (41%), которые активно принимали участие в разрешении ситуаций. В 5 «В» классе  низкий уровень сформированности показали 9 человек (30%) , высоким – 6 человек (25%) (Рис.3).

Рис 4. Уровни сформированности деятельностного компонента.

 

              Исходя из полученных результатов,  мы можем сделать вывод, что  у трети учеников отмечается низкий уровень сформированности компонентов культуры потребления, что говорит о необходимости создания программы воспитания культуры потребления младших подростков.

 

 

2.2. Программа  воспитания  культуры потребления  у детей  младшего подросткового возраста

 

Культура потребления – очень важная часть жизни каждого человека.

На наш взгляд,  культура потребления у младших подростков наиболее эффективно развивается посредством кейс – технологии. Процесс внедрения в практику средних образовательных учреждений кейс-технологии имеет большое значение, так как способствует более полной реализации развития детей: получение экономических знаний и развитие навыков рационального потребления и т.д.

Данная технология не предназначена делать из подростков профессионалов в области потребительской культуры. Но применение кейс-технологии в школьном обучении у младших подростков во внеурочной деятельности позволяет подросткам  вырабатывать  стратегию действий для решения проблемы с опорой, в первую очередь, на уже существующий опыт.

Решая смоделированные  ситуации, подросток не только  применяет уже имеющийся опыт, но и позитивно оценивает и воспринимает мнения других людей, приобретает не только знания и умения в области культуры потребления, а также навыки поведения в той или иной ситуации.

В связи с  выше изложенным, была составлена и  внедрена программа воспитания культуры  потребления младших подростков во внеурочной деятельности «Копилка педагогических кейсов»

 

Цель программы -  апробирование программы развития потребительской культуры младших подростков.

Задачи программы:

- развитие  мотивационно–ценностного, социально–ценностного и эмоционально–ценностного отношения  к потреблению и его результатам;

- активация  и развитие личностных качеств,  необходимых для конструктивного потребления;

-   развитие  необходимых знаний, практических  умений  и навыков: знание основных экономических терминов; умение применить на практике имеющиеся знания; умение решать проблемные ситуации, связанные с потребительством.

Основными принципами, положенными в основу данной педагогической технологии являются следующие:

  • Принцип индивидуальности подхода, веры в способности и возможности ребенка;
  • Принцип приоритета потребностей ребенка;
  • Принцип сознательности и самостоятельности детей при руководящей роли педагога (максимальная активность ребят в процессе решения проблем);
  • Принцип сотрудничества детей друг с другом и с педагогом;
  • Принцип создания атмосферы педагогического комфорта для ребят.

Технология  развития потребительской культуры младших подростков в процессе обучения элементам кейс-стади рассчитана на активное  участие подростка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а непосредственным участником этого процесса. Новые знания, умения и навыки преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от подростка активного поиска решения данной проблемы. Технология предусматривает проведение групповых и подгрупповых занятий в форме лекционных часов, практических занятий.

По большей  части занятия проходят в классных комнатах один раз в неделю во внеурочное время.

В содержание программы  развития потребительской культуры младших подростков во внеурочной деятельности было включено два блока:

  1. блок – лекционные занятия, направленные на обобщение знаний, на изучение и овладение знаниями о кейс-технолгии;
  2. блок – практические занятия, направленные на применение уже имеющегося опыта и развитие знаний, умений, навыков конструктивного потребления (решение конкретных личностно-значимых ситуаций из жизни подростков).

Формы, цели и  содержание разработанной программы  развития потребительской культуры младших подростков наглядно представлены в таблице 3.

 

 

 

 

 

Таблица 3

Программа развития потребительской культуры младших подростков

«Копилка педагогических кейсов»

 

Форма проведения занятий

Тема занятий

Содержание занятий

Кол-во часов

Лекционные  занятия, направленные на обобщение знаний в области потребления, на изучение и овладение знаниями о кейс-технологии;

1.Потребление  - что  это?

 

 

 

1. Кейс-технология –  помощник в развитии умения потреблять

Уточнение знаний о потребительстве, о культуре потребления. Знакомство с кейс-технологией и разбор кейса «Цветной телевизор» по алгоритму для понимания необходимости анализа проблемных ситуаций и умение вести себя в сложных ситуациях.

1 час

 

 

1 час

Практические  занятия по развитию знаний, умений и навыков конструктивного общения и межличностного взаимодействия использованием готовых кейсов и их решением

1.Предвзятое мнение

 

 

 

 

2. Анализ ситуации  и видение проблемы, работа в группе

 

3.Мои права – мои  правила

 

 

 

4.Чужое имущество нужно беречь.

5.Делу время, потехе  час.

 

 

6.То, что ценится.

 

 

Кейс «Слухи», выработка  умения адекватного поведения согласно принятым нормам общества и принятия других людей не по тому, что говорят другие люди.

Кейс «Денежный мешок», умения анализа и видения проблемы, умение работы в группе.

Кейс «Японский калькулятор», умение применять свои права, аргументировано доказывать свою позицию.

 

Кейс «Это же нельзя», воспитывает в детях чувство бережливости.

Кейс «Два ближайших  урока» умение дорожить как своим, так и чужим  временем.

Кейс «Ценности современной молодежи», умение ценить то, что важно для молодежи.

1 час

 

 

 

 

1 час

 

 

1 час

 

 

 

 

1 час

 

1 час

 

 

1 час

Информация о работе Воспитание культуры потребления у детей младшего школьного возраста посредством кейс - технологии