Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:56, дипломная работа
Цель исследования – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологию.
7. Сложная ситуация и как ее решить.
8.Быть или не быть, вот в чем вопрос
9.Ответственность, важная часть культуры
10-11 Верно ли решение? |
Кейс «Цена избыточного веса» Умение принять решение в сложившейся ситуации.
Кейс « 20 тысяч рублей» Умение вернуть то, что не принадлежит тебе
Кейс «Самостоятельность и ответственность» Развитие ответственности у младших подростков за совершенные ими дела Практическое применение
ЗУНов в потреблении через
самостоятельный выбор тем |
1 час
1 час
1 час
2 часа |
В рамках программы в первую очередь проводятся лекционные занятия, с целью обобщения знаний в области потребления. А также знакомство с кейс-технологией, кейсом и возможностями этого метода в развитии знаний, умений и навыков конструктивного потребления, а так же бережливости и экономности.
Затем проводятся практические занятия по решению конкретных личностно – значимых ситуаций (кейсов) в области культуры потребления из жизни подростков, направленные на применение уже имеющегося опыта в потреблении и развитие знаний, умений и навыков правильного потребления
На последних
двух занятиях реализации
При реализации программы было отмечено, что ребятам нравится разбирать различные ситуации, описывать свои, обсуждать предложенные темы.
Сначала ребята испытывали трудности в решении проблемных ситуаций, но на завершительном этапе ребята более уверенно высказывали свое мнение о ситуации, каким образом стоит поступить, почему так надо поступить и т.д.
На третьем
этапе экспериментальной работы,
с целью определения эффективно
С этой целью был повторно использован комплекс диагностических методик констатирующего этапа эксперимента.
Результаты, полученные в ходе контрольного исследования уровня развития когнитивного компонента потребительской культуры младших подростков с помощью письменного опроса по следующим понятиям: экономика, потребность, нужда, деньги, культура, бережливость и др., были сопоставлены с результатами констатирующего этапа эксперимента и наглядно представлены на диаграмме.
Рис. 5 Уровень развития когнитивного компонента потребительской культуры младших подростков.
В результате контрольного опроса у 15 испытуемых (62%) был выявлен высокий уровень экономической обученности и объёма и системности потребительских знаний, а низкий уровень – у 3 человек (13%)
В целом можно отметить, что в 5 «А» классе стал преобладать высокий уровень экономической обученности и объема, и системности потребительских знаний. А в 5 «В» классе показатели уровней экономической обученности и объема, и системности потребительских знаний не изменились и составили низкий уровень - 10 человек (42%), высокий уровень – 9 человек (37%). Это обусловлено неуверенностью в высказывании своих мыслей и не желанием применять на практике полученные знания.
Рис.6 Уровни развития эмоционально-ценностного компонента.
В результате контрольного исследования уровня развития индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению и сопоставления с результатами констатирующего эксперимента, нами было выявлено, что в 5 «А» классе низкий уровень сформированности развития индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению обнаружен у 4 человек (17%), высокий уровень – у 15 человек (60%). Опираясь на результат полученных данных, можно сказать, что у подростков 5 «А» преобладает высокий уровень развития индивидуальных ценностных представлений, понятий и отношений к рациональному потреблению. Они понимают, что значит правильно потреблять и как правильно относиться к вещам. В 5 «В» количество детей с низким уровнем развития индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению не изменился и составил 6 человек (25%), высоким уровнем 13 человек (53%).
Рис 7. Уровни сформированности деятельностного компонента.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показал, что в 5 «А» где формирующий эксперимент проводился, сформированность деятельностного компонента повысилась и высоким уровнем стали обладать 12 человек (50%), а низким 2 человека (10%). А в контрольной группе – 5 «В» класс, где формирующий эксперимент не проводился, за тот же период времени существенных изменений в процентном соотношении не произошло и продолжает преобладать количество ребят со средним (45%) и низким (30%). Полученные данные представлены в диаграмме (Рис. 6).
Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть,- сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов показало, что за время проведенной работы по развитию культуры потребления в экспериментальном классе удалось значительно повысить уровень экономической обученности и объёма и системности потребительских знаний, решения проблемных ситуаций, что, несомненно, привело к развитию культуры потребления.
Таким образом, делается вывод о несомненной эффективности внедренной программы, направленной на развитие культуры потребления у младших подростков.
Выводы по главе II
Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что у учащихся 5 «А» и 5 «В» классов доминирует достаточно низкий уровень сформированности культуры потребления. Таким образом, исходя из итогов констатирующего эксперимента, стало видно, что у младших подростков необходимо целенаправленно и систематически повышать уровень культуры потребления.
В результате формирующего эксперимента у ребят с разным уровнем развития культуры потребления произошли количественные и качественные изменения. Подростки стали более уверенно высказывать свое мнение по поводу различных проблемных ситуаций, более умело пользоваться экономическими терминами, уже зная их определения. Положительным моментом явилось то, что на контрольном этапе уменьшилось количество учеников с низким уровнем экономической обученности и объёма и системности потребительских знаний, а так же решения проблемных ситуаций. У ребят появился интерес к выбору кейсов – личностно-значимых ситуаций.
Как показала практика, выбранное средство (кейс-технология) воспитания культуры потребления оказалось эффективным в работе с учащимися экспериментального класса.
Система знаний действительно ведет к развитию потребительской культуры и к совершенствованию умения правильно потреблять.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В предложенной работе рассматривается вопрос, касающийся проблемы воспитания культуры потребления младших подростков. Целью дипломного исследования являлась разработка, апробирование систему кейсов и доказательство возможности воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс – технологию.
Исследование состояло из теоретической и практической частей. Особое внимание было уделено сущностной характеристике культуры потребления, особенностям ее воспитания в младшем подростковом возрасте.
Наиболее значимой частью исследования явилась экспериментальная работа, в ходе которой было выявлено достаточное количество учащихся с низким уровнем воспитанности культуры потребления младших подростков в экспериментальном и контрольном классах до формирующего эксперимента. После формирующего эксперимента была проведена оценка эффективности внедренной программы.
В ходе исследования были разрешены все поставленные задачи:
– на основе изучения научной литературы и выявления уровня воспитанности культуры потребления у младших подростков было выделено понятиие «культура потребления младшего подростка» и выдеделены критерии и основные показатели.
– разработана программа воспитания культуры потребления посредством кейс – технологии. Данная работа апробировалась на занятиях во внеурочное время и позволила активизировать интерес младших подростков к проблеме потребления, а через кейс-технологию включить их в обсуждение ситуаций с целью закрепления опыта потребления и формирования нового отношения к культуре потребления.
Несмотря на непродолжительность опытно-экспериментальной работы, можно говорить о некоторых положительных результатах. После проведения формирующего эксперимента у большинства ребят экспериментального класса, в ходе разбора кейсов, повысился уровень знания экономических терминов, а так же уровень рационального потребления. Полученные данные подтверждают, что поставленные задачи исследования выполнены, нашла подтверждение и гипотеза: у младших школьников повысился уровень понимания «культура потребления» при использовании ситуаций «кейс-технологии», соответствующих возрастным особенностям младших школьников. Но проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Требуется дальнейшее изучение процесса формирования и развития культуры потребления на разных возрастных этапах.
БИБЛИОГРАФИЯ