Воспитание культуры потребления у детей младшего школьного возраста посредством кейс - технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологию.

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом с библиографией.doc

— 799.50 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы данного исследования обусловлена  тем, что среди всех трансформаций, переживаемых современным российским обществом, одна из самых стремительных и опасных, и при этом внешне благообразных – превращение в общество потребления. Общество потребления претендует  на репутацию полезного и содержательного, не являясь ни тем, ни другим. [14, с. 20-22]

В современной  России проблемы потребительского образования (а не только просвещения) особенно актуальны, так как экономические  реформы привели как к радикальной смене обычаев взаимодействия потребитель-продавец эпохи дефицита, так и к переформулировке самой проблемы потребительского выбора. Расширилось поле выбора, возникли новые критерии выбора, расширился поток информации предназначенной для потребителя.[22]

Изменения современного социума, обусловленные рыночными  механизмами хозяйствования, возрастанием темпов экономического и научно-технологического развития, по-новому ставят вопросы вхождения молодежи в систему социальных отношений, определяют социальный заказ на деятельность системы образования, обеспечивающей подготовку юных граждан к жизни в обществе, формирование личности, способной успешно действовать в рамках характерной для общества культуры.

Потребительская культура играет большую роль в общей культуре личности и оказывает влияние на развитие всех ее компонентов (знания, качества, ценностные ориентации и др.), преломляясь через теорию потребительского поведения.

Эта проблема приобретает  особую актуальность, потому как  ключевыми  ценностями  молодежи и детей зачастую выступают развлечение, гедонизм и потребление. Таким образом, возникла необходимость в потребительском образовании подрастающих поколений, начиная со школьной скамьи. Современное общество характеризуют:

- введение моды, как механизма манипулирования сознанием во все сферы общественной и частной жизни;

-утверждение  в качестве базовых ценностей  эгоистического прагматизма, утилитаризма, гедонизма, как стремления к получению удовольствий (современное общество «поражено» гедонизмом, для многих людей цель в жизни не создавать, а получать; не созидать, а потреблять. Все больше средств тратится на досуг, развлечения, на продукцию, в которой нет необходимости и т.д.).

- дефицит неденежных  мотиваций в поведении и поступках  людей .

Все это требует необходимости формирования разумного потребительского поведения. А значит – соответствующего потребительского образования подрастающих поколений.

Именно школа – основной социальный институт, посредством которого общество может осуществлять управляемую социализацию молодежи, готовить к решению стратегических задач социально-экономического развития.

Школьное образование как значимый механизм культуры является ведущим источником формирования у подрастающего поколения уровня социальной зрелости, достаточного для обеспечения автономности личности, её самостоятельности в разрешении личностно значимых проблем в различных сферах жизнедеятельности, а также способствует развитию базовой культуры личности, важной составляющей которой является потребительская культура

В широком смысле потребительское образование включает в себя как просвещение потребителей, так и собственно образование – приобретение определенной суммы знаний, умений и навыков и формирование системы взглядов на место потребителя на рынке.

Очень  важно решить вопрос о введении в школах курса основ потребительского образования, начиная уже с младших школьников, который пока отсутствует. В настоящее время во многих школах предмет "Экономика" включён в учебные планы и изучается в 9-11 классах. Однако, в начальные классы продвижение экономических знаний идёт крайне медленно, хотя  младшие школьники уже способны усваивать некоторые из них на доступном для их возраста уровне. Изменить усвоенные человеком в юности нормы весьма трудно.

Потребительское образование предполагает не просто овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а разработку дидактической системы, направленной на достижение общей цели деятельности школы как социального института в ее взаимодействии с социальным окружением.

Потребительское образование как относительно целостная подсистема общей культуры человека, связанное с ними едиными категориями, является неотъемлемой частью школьного образования и воспитания личности. Идея формирования потребительской культуры личности как одного из аспектов экономического образования и развития базовой культуры человека является отображением перехода к личностно ориентированному образованию, которое обеспечивает единство и связь социокультурного, экономического пространства и развивающейся личности.

  Проблема поведения потребителей и развития потребительской культуры многогранна. В современной отечественной науке с позиций социологии поведение потребителей, специфику потребностей человека рассматривают такие авторы как  О.Н. Есина, Т.И. Заславская, И.С. Кон, Р.В. Рывкин, Степченко Т., и др. В рамках концепции жизненных стратегий личности потребление исследуют Ю.М. Резник,  Е.А. Смирнов. Проблемам социализации молодежи, молодежной культуры, адаптации посвящены исследования В.П.Воробьева, О.И. Волжиной, И.Ф.Дементьевой, и др. Исследованию потребностей как основы жизнедеятельности человека а, следовательно, одного из ведущих компонентов потребительской культуры посвящены работы таких зарубежных авторов, как Ж. Бодрийяр, Р. Кэттел, Ш. Летурно, А. Маслоу, и др. Необходимо признать, что проблема экономического образования и воспитания школьников исследовалась многими отечественными педагогами (А.И. Абрамова, Ю.К. Васильев, Л.П. Кураков, А.С. Нисимчук, И.А.Сасова, Н.А. Хроменков, Ю.В. Шаронин, Б.П. Шемякин, А.Т. Шпак и др.), экономистами (А.М. Бирман, В.И. Ерошин, В.В. Кузнецов, А.В. Моисеев, В.Д. Попов, В.К. Розов и др.), психологами (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Ф.А.Иващенко и др.). Анализу содержания, организации и методик экономической подготовки учащихся посвящены исследования А.Ф. Аменда, Ю.К. Васильева, К.Н. Катханова, Л.П. Куракова, М.Л. Малышева, В.Д. Попова, В.Д. Симоненко, А.Ф. Фридман, А.Т. Шпака и др.

Однако в  этих публикациях не раскрываются возможности  потребительской культуры как средства вхождения учащихся в систему социальных отношений, а кроме того слабо обозначены современные формы и методы воспитания культуры потребления у подрастающего поколения.

Все выше перечисленное  позволяет говорить о несомненной  актуальности проблемы воспитания культуры потребления у школьников младшего подросткового возраста.

Тема  исследования – Воспитание культуры потребления у детей младшего школьного возраста посредством кейс - технологии.

Цель  исследования – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологию.

Объект  исследования – процесс воспитания культуры потребления у младших подростков.

Предмет исследования – кейс-технология как средство воспитания культуры потребления у младших подростков.

Гипотеза  исследования.

 В связи  с тем, что метод кейс – технологий или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного  анализа, основанный  на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций  (решение кейсов) в своем предположении мы исходим из того, что воспитание культуры потребления младших подростков во внеурочной деятельности будет эффективным, если:

  1. осуществлено программно-целевое педагогическое проектирование содержания кейсов, учитывающее общие цели, задачи и требования к воспитанию и обучению младших подростков;
  2. учтены возрастные особенности младших подростков.

В соответствии с целью, объектом, предметом и  гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме и рассмотреть понятие «культура потребления».
  2. Выделить особенности ценностных ориентаций на культуру потребления у младших подростков
  3. Разработать и внедрить содержание кейс - технологии;
  4. Разработать критерии оценки воспитанности культуры потребления.

Базой настоящего исследования стали две группы учащихся 5 классов СОШ №66  города Иркутска в количестве 48 человек.

Этапы исследования.

Первый этап – анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения теоретических вопросов по проблеме исследования, разрабатывалась гипотеза, готовились материалы для экспериментальной работы.

На втором этапе  изучалось теоретическое состояние  проблемы, разрабатывался научно-понятийный аппарат исследования, выявлялся уровень реальной культуры потребления у младших школьников

На третьем этапе осуществлялась экспериментальная работа с учащимися 5-х классов, которая включала изучение и диагностирование уровня воспитанности культуры потребления у детей младшего подросткового возраста, создание и внедрение программы для воспитания культуры потребления в 5 «А» и в 5 «В» классах.

На третьем  этапе исследования с целью определения эффективности экспериментальной работы был проведен итоговый срез с последующим анализом результатов формирующего эксперимента, формулировались выводы, оформлялся текст дипломной работы.

Практическая  значимость исследования заключается  в том, что изучено значение воспитания культуры потребления у младших подростков, разработана программа воспитания культуры потребления посредством кейс – технологии. Материалы и диагностические методики и разработанная система игр, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы, могут быть использованы в работе со старшими подростками.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯКУЛЬТУРЫ

ПОТРЕБЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС–ТЕХНОЛОГИЙ У  МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

 

    1. Культура потребления  учащихся как педагогическая проблема

В настоящее  время образование утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в решении многочисленных проблем как регионального, так и глобального характера. Современная система образования несет определенную ответственность перед обществом, обеспечивая социальный заказ, который может быть реализован в инновационных образовательных моделях и технологиях.

Поскольку со дня рождения и до конца жизни человек является потребителем материальных и духовных благ, следовательно, существует и культура потребления.

В своих работах  некоторые авторы пользуются определением «культура потребления», но в педагогике нет единого определения этого  понятия, поэтому целесообразно  рассматривать его через призму его составляющих: «культура» и «потребление».

По мнению О. Заволокиной потребление – не процесс удовлетворения потребностей в чистом виде, это не пассивное  состояние поглощения и присвоения которое противопоставляют активному состоянию производства чтобы уравновесить таким образом две наивных схемы человеческого поведения (и отчуждения).[20]

Интересным мы нашли определение  М. Перовой и Е. Перова, которые рассматривают потребление, как использование, употребление продукции, товаров, благ и услуг в процессе удовлетворения потребностей. Различают производственное потребление (использование ресурсов в процессе производства) и непроизводственное, конечное потребление  (удовлетворение населением жизненных потребностей). [35, 38]

Потребление — это не материальная практика и не феноменология  «изобилия», оно не определяется ни пищей, которую человек ест, ни одеждой, которую носит, ни машиной, в которой ездит, ни речевым или визуальным содержанием образов или сообщений, но лишь тем, как все это организуется в знаковую субстанцию: это виртуальная целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее связный дискурс. Потребление, в той мере в какой это слово вообще имеет смысл, есть деятельность систематического манипулирования знаками. [4, с. 164 - 168]

Таким образом, потребление – это использование, употребление продукции, товаров, благ и услуг в процессе удовлетворения потребностей.

Рассмотрим  потребление как часть культуры: 

Мы обратили внимание, что Г.М. Коджаспирова так раскрывает понятие «культура» – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженной в типах форма организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также в создаваемых и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знания о природе, обществе, способов деятельности эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д. [27, с. 8-44]

Г.Зиммель  выделял  объективную и субъективную культуру. Объективная культура – это все достояние культуры времени: нравы, знания, искусство, религия, социальные организации и т.д. Субъективная культура – это процесс совершенствования индивидов, усваивающих и развивающих объективную культуру. Объективная культура – это надындивидуальная реальность, создаваемая массой людей. [21]

Культуру часто  делят на материальную и духовную, беря за основу классификации форму культурных объектов. Однако это деление уводит в сторону от сути феномена культуры, главная функция которой – программирование человеческой деятельности. Материальные объекты (дома, машины, пища, одежда, фабрики и т.д.) являются культурой в той мере, в какой они задают направление, рамки и формы деятельности людей.

Как программа жизнедеятельности, культура состоит из целого ряда крупных  блоков. Это всегда творческий процесс, всегда открытие нового. Правда, это творчество разворачивается на разных уровнях. Одни индивиды вносят вклад в объективную культуру, открывая новые горизонты человечеству, другие – приспосабливаются как потребители.

Информация о работе Воспитание культуры потребления у детей младшего школьного возраста посредством кейс - технологии