Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:56, дипломная работа
Цель исследования – разработать, апробировать систему кейсов и доказать возможность воспитания культуры потребления у младших подростков через кейс - технологию.
Культура – это, во-первых, совокупность относительно устойчивых идей и представлений о желаемой форме социального порядка и поведения людей (норм и ценностей), разделяемых большинством членов данного общества (социокультурного поля макро уровня) и принимаемых ими как руководство к действию. Во-вторых, это совокупность символических форм коммуникации (язык). В-третьих, культура – это относительно устойчивые формы практики, обусловленная этими представлениями, то есть органическое единство представлений и действий. Иначе говоря, культура – это атмосфера социокультурного поля макро уровня (общество, этническая общность и т.п.), навязывающая индивидам определенные формы поведения, желания и способы удовлетворения универсальных (общечеловеческих) потребностей.
Она программирует все виды человеческой деятельности. Поэтому есть культура труда, быта, экономическая, художественная, политическая, сексуальная, семейная культура и т.д. Одной из ее разновидностей является культура потребления. Она является одной из самых значимых, т.к. нет ни одного человека, который бы не был затронут ею. Понятие культура включена в гармоничном единстве культуры знания, культуру творческого действия, культуру чувств и общению. [20]
Анализ данных и их синтез позволил определить «культуру потребления» как совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности.
Культура потребления – это функционирующая господствующая программа использования членами общества всех потребительских благ. Она включает в себя все выше описанные компоненты культуры: представления о потребительских ценностях и нормах, регулирующих потребление, санкции общества на нарушение или соблюдение потребительских норм, язык как свод правил интерпретации потребительских актов, устойчивые автоматические потребительские практики (свободные привычки). Культура потребления включает также в себя объективный и субъективный компоненты, т.е. надындивидуальную реальность (пространство культурных возможностей) и освоение этих возможностей на уровне индивидов и их групп.[22]
Поскольку лишь в идеале есть полное удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, его полное совпадение или равенство «хочу», «могу» и «надо», то можно сказать, что потребительская культура – это исторически сложившийся определенный уровень развития потребностей человека и общества в целом, возможность их разумного удовлетворения при соответствующем уровне защиты прав потребителей государством и другими организациями. [19]
Идеи и представления, составляющие культуру потребления, лишь условно можно назвать устойчивыми. В действительности они находятся в постоянном процессе изменения и воспроизводства.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме позволил нам систематизировать основные принципы потребительского образования (преемственность и непрерывность, целостность и динамичность, учет возрастных особенностей, учет национальной специфики, сочетание учебных и внеучебных форм обучения и воспитания).
Для того, чтобы представить как выглядит модель культуры потребления, мы обратились к работе Степченко Т.А. (рис 1). [51]
Ядром данной модели выступает само понятие потребительской культуры, которое включает в себя три основных компонента: личностный (ценности, мотивы, ориентации); когнитивный (знания); операционный (опыт).
Рис.1Модель культуры потребления.
На основе данной модели мы выделили критерии и показатели сформированности потребительской культуры школьников, дающих качественную характеристику её состояния.
На основе анализа психолого- педагогической литературы были определены уровни воспитания основ культуры потребления которые приведены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни и критерии культуры потребления
Уровень |
Когнитивный критерий |
Эмоционально-ценностный критерий |
Деятельностный критерий | |||
Экономическая обученность |
Объём и системность потребительских знаний |
Полнота индивидуальных ценностных направлений, понятий и отношений к рациональному потреблению |
Участие в разрешении проблемных ситуаций, решение творческих задач |
Соблюдение образцов и норм потребительского поведения | ||
Высокий уровень |
Хорошее знание экономических терминов, умение ими пользоваться. Хорошее решение проблемных ситуаций. |
Большой объем и постоянное использование потребительских знаний |
Хорошее понимание и представление о рациональном потреблении |
Легкое разрешение проблемных ситуаций и решение творческих задач |
Постоянное соблюдение образцов и норм потребительского поведения | |
Средний уровень |
Не очень хорошее знание экономических терминов и умение ими пользоваться. Не очень хорошее решение проблемных ситуаций. |
Недостаточный объем и редкое использование потребительских знаний |
Не очень
хорошее понимание и представле |
Приводит в затруднение решение проблемных ситуаций и решение творческих задач |
Не постоянное соблюдение образцов и норм потребительского поведения | |
Низкий уровень |
Плохое знание экономических терминов и умение ими пользоваться. Плохое решение проблемных ситуаций. |
Маленький объем потребительских знаний и не использование их в практике |
Плохое понимание и представление о рациональном потреблении |
Плохое решение проблемных ситуаций и решение творческих задач |
Не соблюдение образцов и норм потребительского поведения |
Критериями сформированности культуры потребления у младших подростков являются:
- Когнитивный критерий характеризуется экономической обученностью, объёмом и системностью потребительских знаний, правовой грамотностью в сфере поведения потребителей, интеллектуальные умения и способности (критичность, самостоятельность, аналитичность мышления)
- Эмоционально – ценностный критерий включающий полноту индивидуальных ценностных представлений, понятий и отношений к рациональному потреблению;
- Деятельностный критерий – характеризует поведенческие проявления потребителя, участие в разрешении проблемных ситуаций, решение творческих задач, соблюдение образцов и норм потребительского поведения и т.д.
Каждый из критериев может быть сформирован на низком, среднем и высоком уровнях.
Таким образом, культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности. Рассматривается культура потребления как программа использования всех материальных благ, включает в себя когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный критерии и может быть сформирована на низком, среднем и высоком уровнях.
у младших подростков
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения психологии) для педагога, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания. Успех воспитательной работы с младшими подростками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей.
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна и др.
В этих работах подростковый период трактуется как время перехода на качественно новый уровень самосознания и Я-концепции. Подросток активно ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми и сверстниками. Он начинает понимать собственную ценность, уникальность и неповторимость. Происходит изменение формирования самооценки: с ориентации на оценки взрослых подросток переходит к собственным критериям оценивания своих поступков, поведения, личности в целом. Именно в подростковом возрасте происходит подменное становление самосознания и Я-концепции
Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были обнаружены в труде С. Холла «Взросление» [42].Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода «бури и натиска». Он разработал содержательно-негативные характеристики данного типа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста – «чувство индивидуальности».
При рассмотрении отечественной и зарубежной терминологии, касающейся подросткового возраста можно выделить главные их особенности. Именно в этом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот возраст занимает особое место в психологии. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. [43]
Часто весь подростковый возраст трактуют, как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Божович Л. И.) [42]. Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту)[12]. Нас особенности подросткового возраста интересуют в связи с тем, что мы изучаем уровень развития культуры потребления в данном возрасте.
С помощью контент – анализа мы выделили наиболее важные качества личности, в значительной степени определяющих культуру потребления как необходимую, с точки зрения рыночной экономики. Данные приведены в табл.2.
Таблица 2
Карта ведущих личностных качеств, определяющих культуру потребления,
с позиций различных ученых
Проявление инициативы. Последовательность в достижении цели. Гуманность и демократизм. Интеллектуальность и эрудированность. Развитое экономическое и правовое самосознание. Развитое экономическое мышление |
2.К.Р. Макконелл и С.Л Брю, П. Самуэльсон, П.Хейне [30] Понимание экономики как основы развития общества. Владение способами конкурентной борьбы. Высокая работоспособность. Оптимальная экономическая деятельность. Гуманизация и экологизация экономического образования. |
3.Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц Разумные личные ценности. Утверждение своей личности. Стремление к экономическим знаниям. Инициативность и ответственность. Овладение способами экономической деятельности. Осознание долга и ответственности. |
4.Ф. Котлер Склонность к независимым суждениям. Стремление к материальным благам [ценностям, доходам и т.д.]. Соизмерение экономической деятельности с законами рыночной системы; соизмерение материальных и социальных потребностей; рациональное мышление. |
5.М. Вудкок и Д. Френсис, П.Хокен [30] Умение управлять собой (самоконтроль). Четкие личные цели. Упор на постоянные личный рост. Умение грамотно (оптимально) решать экономические проблемы и задачи. Способность к инновациям. Коммуникабельность. Высокая способность влиять на окружающих. Прагматическое мышление. Самореализация в экономике. |
6.В.И. Данилов-Данильян, Ю.А. Кустов [16] Предприимчивость в экономической деятельности. Честолюбие. Самокритичность и самооценка. Воля и настойчивость, творческий подход к делу. Развитая индивидуальность. Склонность к здравому риску;/ развитая интуиция. |
7.В.И. Марцинкевич, И.В. Соболева, Л.П. Данилов Принятие оптимального решения. Умение общаться в коллективе. Умение принять на себя ответственность. Критическое мышление. Знание ЭВМ и экономических алгоритмов анализа. Способность к адаптации и самоизменению. Гибкость в мышлении. |
8.Ю.К. Васильев, В.И Максаков, А.С. Нисимчук, В.К Розов, Б.П.Шемякин[10, 33, 44, 52] Осознание ценности экономических знаний. Стремление к экономическим знаниям. Умение ориентироваться в новых экономических знаниях. Самостоятельность, честность, экономность., убежденность, требовательность, идейность, целеустремленность, деловитость, оптимизм, любознательность, творчество, трудолюбие, сбалансированные потребности. |
9.Э.А. Голубева, А.С. Прутченков, Б.А. Раизберг.[13] Стремление к самосовершенствов |
При этом выделяются предприимчивость, бережливость, расчетливость, рационально оправданная агрессивность, способность рисковать, самостоятельная ответственность за отрицательный результат.
Мы считаем, что полифункциональность наиболее значимых качеств личности должна учитываться педагогом в процессе формирования культуры потребления у учащихся. Чем в большей мере развита интегративность того или иного качества, тем более оно полифункционально в будущем самоопределении и творческой самореализации личности.
Исходя из такого понимания социально-важных качеств грамотного потребителя, которые важно воспитывать в процессе школьного обучения, требуется целенаправленная педагогическая организация учебно-воспитательного процесса. При этом каждое интегративное личностное образование должно выступать как общее организующее всю систему качеств целевое начало педагогической деятельности с ребенком и его семьей. В нашем исследовании интегративность понимается как единое целое качеств культурной личности, обладающей культурой потребления.
Опираясь на работы Б.Г. Ананьева, Б.И. Додонова [3] о гетерохронности психического развития личности и доминирующей направленности в психической структуре личности, мы модем предположить, что доминирование группы социально-важных качеств в развитии личности младших подростков, составляющих ядро его культуры потребления, будет осуществляться при соответствующем личностно-развивающем педагогическом руководстве процессом познавательной деятельности и социально-коммуникативной деятельности детей. Причем, не через подавление развития остальных качеств, а через проникновение их друг в друга, их слияние.
Таким образом, видно, что целенаправленно проектируя развитие ведущих качеств детей в процессе активно-творческой деятельности, мы будем положительно влиять и на те качества, с какими они интегрируют. Более того, доминирующие качества будут влиять на все качественные характеристики личности ребенка, ведь «качества или группа сформированных качеств личности придает ей единство и устойчивость [25]. Следовательно, сознательное включение учащегося в творческую работу по саморазвитию его личности усиливает развитие всей его психики, и оно происходит интенсивнее. В связи с этим, адекватно организуя процесс воспитания культуры потребления у младших подростков в контексте развития и саморазвития доминирующих и интегрирующих качеств, мы, таким образом, можем положительно влиять и на общекультурное развитие личности в целом.
По данным авторов, воздействие на идеальный уровень освоения любых ценностей культуры сильнее всего в раннем возрасте, когда человек особенно «восприимчив» к внешним впечатлениями влияниям со стороны окружающей среды. С 8 до 18 лет процесс освоения культурных ценностей интенсивно продолжается. И изменить идеальный уровень ценностей культуры, переведя его на новый , более высокий, по мнению авторов, может только очень сильное и целенаправленное воздействие, мощное эмоциональное влияние, «шок», «стресс» и т.д.. Данные этих авторов подтверждаются исследованиями отечественных педагогов [15] и социологов экономической жизнедеятельности субъектов по демографическим группам, половозрастному составу, экономическим ценностям, мотивам и т.д..