Воспитание доброжелательного отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Проблема общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками, а, следовательно, проблема формирования отношений дошкольника со сверстниками актуальна в современном мире. Этой проблемой занимались такие психологи как Л.С. Выготский [8], Т.А. Репина [9], Я.Л. Коломинский [11], Е.В. Субботский [19] и другие. Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без взаимодействия с людьми. Люди взаимодействуют друг с другом, они думают друг о друге, влияют друг на друга. Ребенок – будущий деятель, будущий член общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Специфика отношений детей дошкольного возраста к своим сверстникам 5
1.1 Роль общения и совместной деятельности детей дошкольного возраста со сверстниками 5
1.2 Основные типы отношений дошкольника к сверстнику 7
1.3 Структура взаимоотношений детей в группе детского сада 8
1.4 Половая идентификация и особенности взаимодействия дошкольников в игре 11
Глава 2. Проблема воспитания доброжелательного отношения старших дошкольников друг к другу 18
2.1 Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Характеристика воспитания положительных (доброжелательных) взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 23
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воспитания доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к своим сверстникам 29
3.1 Констатирующий эксперимент 31
3.2 Формирующий эксперимент 37
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 44

Работа содержит 1 файл

Воспитание доброжелательного отношения.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

      Поскорей  узнать он хочет.

      Кто же “мяу!” говорит,

      И подальше прочь бежит.

      (Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка, мяукает, и прячется. Раздается “Мяу”)

      Щенок:

      “Мяу!”  кто сейчас сказал?

      Кто поспать Щенку  не дал?

      Лягушка:

      Я зелененькое брюшко,

      Пучеглазая  Лягушка.

      Всем  кто спросит без  труда,

      Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).

      Ведущий:

      Вдруг опять он слышит “Мяу!”……

      Видит он цветок в саду,

      Подошел Щенок к цветку,

      Нос свой сунул, отбежал.

      Щенок:

      “Мяу!”  кто сейчас сказал?

      Пчела:

      Ж-Ж-Ж. Повеж-жлевее пес,

      Береги  свой бедный нос.

      Ж-ж-ж, не будешь зря соваться

      Знай, на пчел нельзя бросаться. (Жалит  щенка в нос).

      (Щенок  закрывает свой  нос и обегает  вокруг домика).

      Щенок:

      Ай, как носик мой  болит,

      Ай-яй-яй, как он горит!

      Я теперь несчастный самый,

      Позову  на помощь маму.

      Мама  знает все на свете,

      И на мой вопрос ответит.

      Мама! Мама!

      Мама:

      Что, сынок?

      Щенок:

      Я прилег поспать часок,

      Кто-то громко мне сказал:

      “Мяу!” - сразу убежал.

      Мама:

      Просмотри-ка на окошко,

      Кто сидит там, видишь?

      Щенок

      Кошка.

      Мама:

      Кошка “мяу” говорит,

      А еще она урчит.

      Кошка:

      Мур-мур, мяу.

      (Кошка подходит к Щенку)

      Щенок:

      Подсказала  моя мама

      Это Ты сказала “Мяу!”.

      Кошка:

      А сегодня мы вдвоем

      Вместе  песенку споем. (Поют песню "Моя Мама")

      Ведущий:

      Мамы  деткам помогают,

      Мамы  их оберегают,

      Учат  мамы всех детей

      И больших и малышей.

      Зверюшки  поют песню про  маму.Муз.реперт.В.Шаинский.

      Дети  кланяются. Занавес закрывается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Советы  родителям — делать или не делать?

Делайте!

1.  Радуйтесь Вашему ребенку.

  1. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
  2. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

  5.Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

      6. Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

7. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. 
8. Будьте терпеливы.

       9.Сначала спрашивайте «что». «Почему» спросите потом.

     10.Каждый день читайте ребенку, общайтесь с ним на разные темы.

11.Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

  1. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
  2. Поощряйте любопытство и воображение Вашего ребенка.
  3. Поощряйте игры с другими детьми.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать. (Например, в свободное время можно посетить вместе зоопарк, театр, музей, какую-либо выставку и т.д., а потом обсудить увиденное).
  5. Старайтесь, чтобы ребенок вместе с Вами готовил обед, гуляйте с 
    ним, играйте, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки и т.д.
  6. Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, 
    стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

     18.Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится 
делать.

    19.Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских 
музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству.

    20.Регулярно водите ребенка в библиотеку.

    21.Будьте примером для ребенка.

  1. Не теряйте чувства юмора.
  2. Играйте с ребенком в разные игры.
  3. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети 
    дружат и чем-то занимаются вместе.

Не  делайте!

  1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы его не поняли, не отворачивайтесь, пока он не закончил рассказывать — другими словами, не 
    дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
  2. Не задавайте слишком много вопросов.
  3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, 
    расстроен; займитесь чем-то другим.
  5. Не требуйте сразу слишком многого.
  6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не 
    так! Переделай это».

     7.Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

  1. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет 
    обращать на Вас внимание.

      9.Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или 
впечатлений: игрушек, поездок и т.д.

  1. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:

    всех логических связей;

    всех  ваших чувств;

    абстрактных рассуждений и объяснений.

  11. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

  12. Не сравнивайте своего ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

     Родительское  собрание на тему «Общение ребенка-дошкольника  со сверстниками»

     Здравствуйте, уважаемые родители!

     Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему «общение дошкольников со сверстниками». Так же мы познакомим вас с некоторыми играми, которые способствуют дружескому, благоприятному общению и  установлению межличностных отношений между детьми.

     I Лекционный материал

     В дошкольном возрасте развитие общения со сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к появлению симпатий, сочувствия, формированию чувства товарищества между детьми, а так же интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

       Мощным фактором развития гуманных  чувств является сюжетно-ролевая  игра. Ролевые действия и взаимоотношения  помогают дошкольнику понять  другого, учесть его положение,  настроение, желание. Дети учатся разделять переживания, радость и грусть, других детей.

     Сопереживания сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребёнка. Так, в условиях соперничества между детьми резко  возрастает количество негативных эмоций в адрес ровесника. Ребёнок не приводит никаких аргументов, а просто выражает своё отношение к нему в речи, сопереживание товарищу резко меняется и понижается.

     Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у него двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то он радуется успехам другого ребёнка, в случае не уверенности, он испытывает зависть.

     Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищами, то стремление к личному успеху, признанию  собственных достоинств, увеличивают негатив друг другу. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех и неудачу дети делят вместе, и негатив снижается до минимума.

     Симпатия  дошкольника становится более действенной,  проявляясь как желание помочь, поделиться своим эмоциями, переживаниями.

     Уже у детей 4-5 лет  начинает проявляться  симпатия к сверстникам. Ребёнок  переживает радость удовлетворение  при совершении им достойных поступков  по отношению к сверстнику, и огорчение, недовольство, возмущение, когда он сам нарушает общепринятые требования, совершает недостойные поступки. Но такие чувства он испытывает лишь, совершая поступки по отношению к близким людям, к которым испытывает симпатию и привязанность.

     В 5-6 лет ребёнок испытывает те же чувства, но уже ко многим сверстникам, а так же к детям младшего возраста.

     Наиболее  ярко эти чувства проявляются  в 6-7 лет, когда ребёнок может уже  подчинять свои поступки правилам общественного  поведения.

     К семи годам, чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которым ребёнок непосредственно взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются надолго.

     Развитие  товарищества и дружбы происходит задолго  до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у детей преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и индивидуальная непродолжительная со многими детьми. В 5-7 лет дружба одного ребёнка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и не основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыш дружит, потому что они вместе играют. Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.

Информация о работе Воспитание доброжелательного отношения