Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:20, контрольная работа
Проблема общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками, а, следовательно, проблема формирования отношений дошкольника со сверстниками актуальна в современном мире. Этой проблемой занимались такие психологи как Л.С. Выготский [8], Т.А. Репина [9], Я.Л. Коломинский [11], Е.В. Субботский [19] и другие. Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без взаимодействия с людьми. Люди взаимодействуют друг с другом, они думают друг о друге, влияют друг на друга. Ребенок – будущий деятель, будущий член общества.
Введение 3
Глава 1. Специфика отношений детей дошкольного возраста к своим сверстникам 5
1.1 Роль общения и совместной деятельности детей дошкольного возраста со сверстниками 5
1.2 Основные типы отношений дошкольника к сверстнику 7
1.3 Структура взаимоотношений детей в группе детского сада 8
1.4 Половая идентификация и особенности взаимодействия дошкольников в игре 11
Глава 2. Проблема воспитания доброжелательного отношения старших дошкольников друг к другу 18
2.1 Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Характеристика воспитания положительных (доброжелательных) взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 23
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воспитания доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к своим сверстникам 29
3.1 Констатирующий эксперимент 31
3.2 Формирующий эксперимент 37
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 44
Собака: - Не плачь, зайчик, я её выгоню.
Ведущий: - Подошла собака к избушке и стала выгонять лису.
Собака: - Гав-гав-гав! Поди, лиса, вон!
Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по заулочкам!
Ведущий: - Испугалась собака и убежала. Опять сидит зайчик и плачет.
Идёт мимо медведь.
Медведь: - О чём, заинька, плачешь?
Зайка: - Как же мне не плакать, выгнала меня лиса из дома.
Медведь: - Не плачь, зайка, я твоему горю помогу.
Ведущий: - Но и медведь не смог выгнать лису, испугался и убежал в лес.
Опять сидит заяц и плачет. Идёт петушок-золотой гребешок, несёт косу.
Петушок: - Ку-ка-реку! Заинька, о чём ты плачешь?
Зайчик: - Как же мне, петушок, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
Петушок: - Не плачь, заинька, я тебе лису выгоню.
Я иду с косой воевать с лисой!
Ох, остра моя коса,
Убегай, лиса, в леса!
Ведущий: - Испугалась лиса, выскочила, да бежать. А заинька с петушком стали жить-поживать да добра наживать.
Воспитатель: - Ну что, ребята, вам понравилась сказка? А кто больше понравился из героев? Почему? Мы с вами ещё не раз придём в театр и посмотрим много новых и добрых сказок. А сейчас я вам предлагаю поиграть с героями сказки. Давайте потанцуем «Зверобила».
(Звучит музыкальное сопровождение). Дети имитируют движение животных.
Цель:
Воспитатель зачитывает отрывки из произведений К. Чуковского.
Узнай отрывок и назови произведение.
Назовите произведение.
Кто создал все эти произведения?
Драматизация
Сегодня мы с вами пойдём в гости к Мухе-Цокотухе (домик сделан из модулей).
Воспитатель (читает сказку; Муха изображает движениями по тексту):
Муха, Муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
Пошла Муха на базар и купила самовар.
Проблемная ситуация
А если бы вы нашли денежку, чтобы вы на неё купили на базаре?
Муха: Приходите
тараканы, я вас чаем угощу!
Воспитатель:
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки по три чашки
С молоком и крендельком.
Все дети: Нынче Муха-Цокотуха, именница!
Воспитатель: Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки. (По тексту блоха и клоп дарят сапожки.)
Блоха, клоп: А сапожки непростые в них застёжки золотые.
Воспитатель:
Приходила к
Мухе
Бабушка-пчела.
Мухе-Цокотухе мёду принесла…
Пчела:
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощение?
Дидактическая игра: “Узнай варенье”
Воспитатель: А сейчас Муха – Цокотуха и нас с вами угостит вареньем. А вы должны безпромедленья угадать и назвать варенье.
Дети пробуют варенье называют его и находят картинку с этой ягодой на доске.
(Брусника — варенье брусничное, земляника — земляничное, смородина — смородиновое, малина — малиновое, черника — черничное, клюква — клюквенное).
Молодцы! Всё угощение варенье отгадали! Спасибо Мухе-Цокотухе.
Звучит музыка с записью слов (дети разбегаются).
Вдруг какой-то
старичок паучок
Нашу муху в уголок поволок
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить! (Паук сопровождает
по тексту действиями.)
Муха:
Дорогие гости,
помогите!
Паука злодея зарубите!
И кормила я вас
И поила я вас
Не покиньте меня
В мой последний час!
Паук:
Но жуки-червяки
испугались,
По углам, по щелям разбежались.
Муравей:
Тараканы под
диваны,
А козявочки под лавочки,
А букашки под кровать
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Все дети: Пропадай, погибай именница!
Блошка:
А злодей-то не шутит
Руки ноги, он Мухе верёвками крутит
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Клоп:
Муха криком
кричит,
Надрывается, а злодей молчит, ухмыляется.
Звучит запись со словами.
Вдруг откуда-то
летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Комар:
Где убийца? Где
злодей?
Не боюсь его когтей!
Бабочка:
Подлетает к
пауку,
Саблю вынимает.
И ему на всём скаку
Голову срубает.
Все дети:
Муху за руку
берёт
И к окошечку ведёт.
Диалог комара с мухой
Я злодея зарубил?
Зарубил!
Я тебя освободил?
Освободил!
И теперь душа девица,
На тебе хочу жениться!
Воспитатель:
Тут букашки
и козявки
Выползают из под лавки:
Все дети: Слава, слава комару-победителю!
Пчёлка:
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали,
Бом-бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с комаром
А за нею клоп, клоп
Сапогами топ, топ.
Воспитатель:
Тара-ра, тара-ра
Заплясала мошкара.
Все дети танцуют польку.
Блошка:
Веселится, народ
— муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого комара.
Клоп:
Муравей, муравей!
Не жалей лаптей, —
С Муравьихою подпрыгивает
И букашечкам подмигивает.
Муравей:
Вы букашечки,
Вы милашечки
Тара-тара-тара-тара-
Бабочка:
Сапоги скрипят,
каблучки стучат, —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра.
Все дети: Нынче Муха-Цокотуха именинница!
Цепочка закономерности
Вам понравилось в гостях у Мухи-Цокотухи? Ну, а теперь я предлагаю вам из предложенных картинок выложить цепочку, что было в начале, а что было потом. (Дети выкладывают цепочку: копейка, самовар, мёд, сапоги, паук, фонарик.). Воспитатель: молодцы правильно справились, веселье продолжается — чаепитие начинается.
Сценарий сказки “Кто сказал “ Мяу”?
Цель: познакомить со сказкой В. Сутеева "Kто сказал "мяу"?"; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; сформировать представления детей о животном мире и местах обитания животных; развивать воображение при работе с символами; формировать умения имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение; развивать мыслительные операции анализа (установление различий, исключение лишнего и т.п.), способствовать развитию диалогических умений детей.
Музыкальный репертуар: В. Шаинского.
Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух, Лягушка, Пчела.
(В центре зала стоит домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)
Ведущий:
Жил в домике Щенок
Веселый, озорной.
Он поиграть бы мог
С тобою и со мной.
Он лаял очень звонко,
Нисколько не скучал
И мамочку родную
Совсем не огорчал.
(Появляется Щенок с мамой Песенка Щенка Муз.В. Шаинского)
Щенок:
Гав, гав, гав! Давайте же будем
Вместе весело играть.
Вместе бегать, вместе прыгать.
Кто же будет начинать?
(Танец Щенка с мамой Муз.В.Шаинского ).
Вед:
Наш Щенок был очень весел,
Очень боек, очень скор,
Но устал. И вот, зевая,
Спать улегся на ковер.
(Мама укладывает Щенка спать. Он сворачивается клубочком на коврике возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).
Кошка:
Спать улегся без обеда…
Разбужу-ка я соседа.
Погоди-ка милый мой,
Пошучу я над Тобой
Мяу-мяу! (убегает).
Щенок: (просыпается)
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Кто поспать Щенку не дал?
Вед:
Выглянул во двор Щенок,
Видит: Петя-Петушок.
В красных новеньких сапожках
Учит всех играть на ложках.
Петушок:
Ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку!
Научить я всех могу.
(Игра на ложках).
Щенок:
“Мяу!” Ты сейчас сказал?
Ты поспать Щенку не дал?
Петушок:
Я кричу: Ку-ка-ре-ку!
По-другому не могу. (Уходит).
Вед:
Загрустил совсем Щеночек