Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:20, контрольная работа
Проблема общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками, а, следовательно, проблема формирования отношений дошкольника со сверстниками актуальна в современном мире. Этой проблемой занимались такие психологи как Л.С. Выготский [8], Т.А. Репина [9], Я.Л. Коломинский [11], Е.В. Субботский [19] и другие. Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без взаимодействия с людьми. Люди взаимодействуют друг с другом, они думают друг о друге, влияют друг на друга. Ребенок – будущий деятель, будущий член общества.
Введение 3
Глава 1. Специфика отношений детей дошкольного возраста к своим сверстникам 5
1.1 Роль общения и совместной деятельности детей дошкольного возраста со сверстниками 5
1.2 Основные типы отношений дошкольника к сверстнику 7
1.3 Структура взаимоотношений детей в группе детского сада 8
1.4 Половая идентификация и особенности взаимодействия дошкольников в игре 11
Глава 2. Проблема воспитания доброжелательного отношения старших дошкольников друг к другу 18
2.1 Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Характеристика воспитания положительных (доброжелательных) взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 23
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воспитания доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к своим сверстникам 29
3.1 Констатирующий эксперимент 31
3.2 Формирующий эксперимент 37
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 44
Воспитателю необходимо знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел другого. В зависимости от характера нарушений игровой деятельности необходимо путем систематических совместных игр-занятий с ребенком расширять его знания о содержании игровых действий, их последовательности, обогащать его игровые замыслы, формировать умение последовательно и до конца воплощать задуманное, умение понимать замысел товарища.
Однако совершенствование лишь предметно-содержательной стороны игровой деятельности оказывается недостаточным. Необходимо формировать положительные взаимоотношения между детьми группы. Прежде всего нужно изменить негативное или равнодушное отношение сверстников к детям, испытывающим трудности в налаживании отношений со сверстниками, содействовать возникновению положительного отношения к ним. Воспитатель должен поддерживать таких детей в различной деятельности. На первых порах их целесообразно объединять с наиболее доброжелательными детьми группы, обладающими ярко выраженными положительными качествами.
Педагогу важно знать, насколько каждый ребенок группы умеет управлять своим поведением. Одним из способов формирования управляемого поведения, развития самоконтроля у несдержанных детей может стать организуемая педагогом длительная коллективная (с интересным, развернутым сюжетом) ролевая игра, где такому ребенку поручается роль ведущего. Дети могут хорошо владеть игровыми способностями и готовы выполнять любую роль, однако неумение сдерживать себя обычно препятствует этому. Роль ведущего только в том случае может выступить в качестве силы, сдерживающей и организующей поведение ребенка, если педагог подробно объяснит ему содержание игры, познакомит его с главной и промежуточными целями ее. Знание их ограничивает излишнюю активность ребенка, помогает понять, что порученная роль является необходимым условием осуществления совместной деятельности: не выполнить ее (при коллективном характере игры), не согласовать свои действия с действиями партнеров — значит помешать всем детям группы довести игру до конца.
В тех случаях, когда педагог сталкивается со стремлением ребенка к игре в одиночку (что свидетельствует о недостаточно развитой потребности в общении), не следует стремиться к налаживанию его контактов со многими сверстниками: шумные игры быстро утомляют таких детей. Имеет смысл вначале подобрать для такого ребенка лишь одного партнера, к которому бы он отнесся с симпатией, и только впоследствии осторожно расширять круг его общения.
При преобладании у ребенка потребности в авторитарном руководстве игрой целесообразно использовать в качестве одного из педагогических приемов систематические длительные поручения ему заданий, имеющих общественную направленность: помощь коллективу, защита младших товарищей, помощь им и т. п. При этом важно учитывать его интересы и возможности. Успешное выполнение задания необходимо поощрить положительной оценкой в присутствии сверстников, подчеркивая при этом общественно полезный характер выполненной работы: «Своей работой ты помог всей группе». В таких условиях первоначальное стремление ребенка лишь к положительной оценке постепенно может смениться потребностью хорошо потрудиться для коллектива. Если трудности в отношениях ребенка со сверстниками вызваны преобладанием у него интересов, не связанных с игрой, их подавлять нецелесообразно: за такими интересами и стремлениями обычно лежат способности к другой деятельности, которые при неблагоприятных условиях не будут развиваться. Нужно поддержать эти стремления детей, максимально реализовать их способности, организовать эту деятельность и привлечь внимание сверстников к успехам этих детей.
Таким
образом, воспитывая у детей доброжелательное
отношение друг к другу, важно в ходе игр
и других видов деятельности привлекать
их внимание к интересам и потребностям
сверстников, находящихся рядом. Необходимо
воспитывать в детях желание помочь сверстнику,
поделиться с ним, отозваться на его просьбу.
Экспериментальное
исследование по проблеме воспитания
доброжелательного отношения
В исследовании принимали участие дети старшей группы (5 - 6 лет) в количестве 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).
Таблица 1
Ф.И.
ребенка |
Паспорт семьи |
Катя
С.
(5,5 л.) |
Мама: Елена
Анатольевна, образование – высшее,
домохозяйка
Папа: Александр Александрович, образование – высшее, менеджер по продажам Единственный ребенок в семье |
Маша
П.
(5,7 л.) |
Мама: Лариса Петровна,
образование – высшее, продавец-консультант
Папа: Роман Сергеевич,
образование – средне- Брат: Сергей, школьник |
Лена
Р.
(5,9 л.) |
Мама: Оксана Дмитриевна,
образование – средне- Папа: Павел Александрович, образование – средне-специальное, мастер по ремонту Сестра: Маша, школьница |
Женя
Г.
(6 л.) |
Мама: Елена
Борисовна, образование – высшее, домохозяйка
Папа: Сергей Николаевич, образование – высшее, директор по продажам Единственный ребенок в семье |
Даша
В.
(5,4 л.) |
Мама: Светлана
Николаевна, образование – высшее,
бухгалтер
Папа: Дмитрий Григорьевич, образование – высшее, мастер Единственный ребенок в семье |
Никита
Ц.
(5,8 л.) |
Мама: Вероника
Сергеевна, образование – высшее,
банковский работник
Папа: Василий Петрович, образование – средне-специальное, продавец-консультант Единственный ребенок в семье |
Дима
Н.
(5,10 л.) |
Мама: Светлана
Романовна, образование – высшее, бухгалтер
Папа: Леонид Павлович, образование – средне-специальное, токарь Брат: Влад, дошкольник |
Федя
Ч.
(5,2 л.) |
Мама: Анна Михайловна,
образование – средне- Папа: Дмитрий Борисович, образование – средне-специальное, фрезеровщик Сестра: Оксана, школьница |
Рома
Л.
(5,7 л.) |
Мама: Елена
Александровна, образование – средне- Папа: Александр Леонидович, образование – высшее, врач Единственный ребенок в семье |
Кирилл
Д.
(5,6 л.) |
Мама: Светлана
Борисовна, образование – высшее,
секретарь
Папа: Валерий Эдуардович, образование – высшее, продавец-консультант Единственный ребенок в семье |
Цель констатирующего эксперимента: оценить коммуникативные качества личности детей старшего дошкольного возраста; оценить характер взаимоотношений детей с окружающими людьми (со сверстниками).
Методика для диагностики:
- «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов - Психология, Том 3)
Цель методики: оценка коммуникативных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатель. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно).
С помощью приводимого опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми.
9.Жизнерадостность.
10. Ответственность
Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка
1.Добрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
2.Внимательный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
3.Правдивый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
4.Вежливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
5. Общительный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
6.Щедрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
7.Отзывчивый
ли ваш ребенок? Всегда ли
он готов прийти на
помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
8.Справедливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
9.Жизнерадостный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
10.Ответственный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Оценка результатов
«Да» (+)
«Нет» (-)
«Когда как», «не знаю» (+/-)
За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
Выводы об уровне развития (в баллах):
10 (100%) – очень высокий
8 – 9 (80%-90%) – высокий
4 – 7 (40%-70%) – средний
2 – 3 (20%-30%) – низкий
0 – 1 (0%-15%) – очень низкий
Таблица 2
Результаты диагностики коммуникативных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в констатирующем эксперименте
Ф.И. ребенка |
Критерии диагностики | Всего +,- |
Всего, % | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Катя С. | + | + | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | + | - | +6
-4 |
60 |
Маша П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | +10 | 100 |
Лена Р. | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +5
-5 |
50 |
Женя Г. | + | +/- | +/- | +/- | +/- | - | +/- | +/- | +/- | +/- | +5
-5 |
50 |
Даша В. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | +10 | 100 |
Никита Ц. | +/- | - | +/- | +/- | +/- | - | +/- | +/- | + | - | +4
-6 |
40 |
Дима Н. | +/- | - | - | - | +/- | - | - | - | +/- | - | +1,5
-8,5 |
15 |
Федя Ч. | + | +/- | +/- | +/- | +/- | - | +/- | +/- | +/- | +/- | +5
-5 |
50 |
Рома Л. | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +5
-5 |
50 |
Кирилл Д. | + | + | + | +/- | + | +/- | + | + | + | +/- | +8,5
-1,5 |
85 |
Всего +,- | +8
-2 |
+6
-4 |
+6
-4 |
+5,5
-4,5 |
+4,5
-5,5 |
+4
-5 |
+5
-4 |
+6
-4 |
+7,5
-2,5 |
+4,5
-5,5 |
||
Всего, % сформированность | 80 | 60 | 60 | 55 | 45 | 45 | 50 | 60 | 75 | 45 | ||
Средний балл по группе, % | 60 |
На основании таблицы 2 были составлены гистограммы 1 и 2, а также диаграммы 1 и 2.
Гистограмма 1. Уровни развития коммуникативных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в констатирующем эксперименте
Таким образом, исходя из результатов, представленных в таблице 2, на гистограммах 1 и 2 и на диаграммах 1 и 2, мы можем сформулировать следующие выводы:
1. Всего по группе общий уровень развития коммуникативных качеств личности детей старшего дошкольного возраста составил 60%.
2. Было получено четыре уровня развития коммуникативных качеств личности детей старшего дошкольного возраста: очень высокий (20%), высокий (10%), средний – лидирующий (60%) и очень низкий (10%).
3. Наилучшие результаты развития коммуникативных качеств личности были выявлены у двоих детей - Маши и Даши (по 100%).
4. Из перечисленных критериев диагностики лучше всего развито у детей такое коммуникативное качество личности как доброта (80%).
5.
Наименее развиты у детей
6.
В целом, можно сказать о
недостаточном уровне развития
коммуникативных качеств
Для проверки данных необходимо использовать еще несколько методик.