Воспитание доброжелательного отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Проблема общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками, а, следовательно, проблема формирования отношений дошкольника со сверстниками актуальна в современном мире. Этой проблемой занимались такие психологи как Л.С. Выготский [8], Т.А. Репина [9], Я.Л. Коломинский [11], Е.В. Субботский [19] и другие. Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без взаимодействия с людьми. Люди взаимодействуют друг с другом, они думают друг о друге, влияют друг на друга. Ребенок – будущий деятель, будущий член общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Специфика отношений детей дошкольного возраста к своим сверстникам 5
1.1 Роль общения и совместной деятельности детей дошкольного возраста со сверстниками 5
1.2 Основные типы отношений дошкольника к сверстнику 7
1.3 Структура взаимоотношений детей в группе детского сада 8
1.4 Половая идентификация и особенности взаимодействия дошкольников в игре 11
Глава 2. Проблема воспитания доброжелательного отношения старших дошкольников друг к другу 18
2.1 Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Характеристика воспитания положительных (доброжелательных) взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 23
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воспитания доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к своим сверстникам 29
3.1 Констатирующий эксперимент 31
3.2 Формирующий эксперимент 37
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 44

Работа содержит 1 файл

Воспитание доброжелательного отношения.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

План 
 
 
 
 

Введение

     Проблема  общения ребенка дошкольного  возраста со сверстниками, а, следовательно, проблема формирования отношений дошкольника со сверстниками актуальна в современном мире. Этой проблемой занимались такие психологи как Л.С. Выготский [8], Т.А. Репина [9], Я.Л. Коломинский [11], Е.В. Субботский [19]  и другие. Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без взаимодействия с людьми. Люди взаимодействуют друг с другом, они думают друг о друге, влияют друг на друга.  Ребенок – будущий деятель, будущий член общества.

     В условиях специального дошкольного воспитания (или вне его), когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское сообщество. От характера отношения дошкольника к своему сверстнику, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений с людьми.

     Высшие  психические функции, согласно Л.С. Выготскому, происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий [8;45].

     Совместная деятельность — необходимый этап и внутренний механизм деятельности индивидуальной. Взаимные доброжелательные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.

     Объект  исследования: проблема отношений детей старшего дошкольного возраста к своим сверстникам.

     Предмет исследования: воспитание доброжелательного отношения старших дошкольников к сверстникам.

     Целью курсовой работы является изучение возможности воспитания доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к своим сверстникам.

     Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть специфику отношений детей дошкольного возраста к своим сверстникам в психолого-педагогической литературе.
  2. Проанализировать проблему воспитания доброжелательного отношения старших дошкольников друг к другу.
  3. Провести диагностику по оценке характера взаимоотношений детей с окружающими людьми - со сверстниками (констатирующий эксперимент).
  4. Разработать и провести с детьми старшей группы специально-организованную работу по воспитанию у старших дошкольников доброжелательного отношения к окружающим людям - к сверстникам (формирующий эксперимент).

     Гипотеза  исследования: предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста не достаточно развиты коммуникативные качества личности, а, следовательно, нужна специально-организованная работа по развитию коммуникативных качеств личности детей, то есть по воспитанию у старших дошкольников доброжелательного отношения к окружающим людям (к сверстникам). 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Специфика отношений детей дошкольного возраста к своим сверстникам

1.1 Роль общения и  совместной деятельности  детей дошкольного  возраста со сверстниками

     В исследованиях, посвященных проблемам общения и нравственного развития детей, выявлены различные типы этического развития личности ребенка. В их основе лежат разные мотивационные установки и разная направленность личности: на себя, на моральную норму, на другого. Нравственное развитие базируется на особом отношении к другому, которое характеризуется преобладанием субъектного начала, отношением к человеку как к личности, как к ценности. С возрастом все большую роль в становлении нравственного опыта ребенка играет его общение, взаимоотношения с ровесниками.

     Известно, что, если потребность ребенка в  общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она в дошкольном возрасте ничем не компенсируется, вызывая у ребенка тяжелые переживания, состояния крайнего эмоционального неблагополучия. Блокирование потребности, как правило, искажает личностное развитие ребенка:

     - способствует появлению нежелательных черт поведения (неуверенности в себе, недоверчивости к сверстникам, обидчивости, грубости, вплоть до элементов агрессивного поведения);

      - отрицательно сказывается на деятельности ребенка, резко 
снижая его активность на занятиях при объективном овладении им необходимыми знаниями.

     Дело  в том, что другой ребенок, в силу своих равных со сверстником психических и физических возможностей, представляет собой наиболее удобный объект для сравнения. Именно через сверстника— партнера по общению и с его помощью удовлетворяется главным образом потребность ребенка в самопознании и самооценке. Вместе с тем психологи (Т.А. Репина [9], Л.С. Выготский [8]  и др.) считают, что, наряду с потребностью в сравнении себя с «равным» партнером, с потребностью в самооценке, дети, общаясь и занимаясь совместной деятельностью со сверстниками, удовлетворяют потребность в реализации избирательных отношений к сверстнику через выявление их общего интереса и предпочтения к определенным видам деятельности. Когда детей привлекает одна и та же деятельность, это, в свою очередь, вызывает общность переживаний, усиливая их, и побуждает ребенка наилучшим образом проявить себя в совместной деятельности. Наряду с этим повышаются интерес и доброжелательное внимание к партнеру по деятельности. При этом привлекателен для детей тот партнер, который обладает деловыми качествами, обеспечивающими успешность совместной деятельности, или некоторыми личностными особенностями, делающими его удобным партнером для самоутверждения ребенка.

     Основными социализирующими структурными единицами  детского сообщества, в которых формируется  социальный опыт ребенка, являются игровые самодеятельные объединения. При этом последовательность формирования интереса к совместной деятельности и к партнеру именно такова: сначала возникает интерес к игре, и только затем, при определенных условиях — к другому ребенку, его личности.

     Таким образом, общение со сверстниками имеет свои особенности. К ним относят следующие черты:

     - особенно яркая эмоциональная насыщенность, отражающая 
свободу, раскованность ребенка;

      - нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких норм и правил — это важнейшее условие для проявления индивидуальности, в общении со сверстниками ничто не сковывает активности ребенка;

     - преобладание инициативных высказываний над ответными;

     - оно значительно богаче по своему назначению, по своим 
функциям — от взрослого ребенок ждет либо оценки, либо информации; по отношению к сверстникам его действия значительно разнообразней;

     - разнообразие контактов требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования, сверстник гораздо менее понятлив, чем взрослый. Это предъявляет высокие требования к уровню развития речи, поэтому школьники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними; дети, привыкшие к обществу сверстников, значительно разговорчивее [10;68].

1.2 Основные типы отношений дошкольника к сверстнику

     Дошкольное  детство — это возрастной период, когда актуализируется впервые интерес к сверстнику, и, развиваясь, претерпевает несколько типов отношений:

     - первый тип — пассивно-положительное отношение к сверстнику. Он характеризуется тем, что дети решают проблемные ситуации преимущественно в пользу сверстника. Однако это происходит на индифферентном эмоциональном фоне — дети не реагируют на поощрения и замечания в адрес сверстника и не оценивают результатов его деятельности;

     - второй тип — эгоистическое отношение, также характеризуется отсутствием интереса к сверстнику, при этом все проблемные ситуации решаются ребенком в свою пользу;

     - третий тип — конкурентное отношение характеризуется активным включением сверстника в совместную деятельность, ревностным отношением к поощрительным высказываниям взрослых в его 
адрес, выраженной эмоциональностью при оценке действий сверстника;

     - четвертый тип — личностное отношение характеризуется интересом к сверстнику, эмоциональной и практической включенностью в его действия и последовательным просоциальным поведением, направленным на контакт со сверстником; 

     - пятый тип — неустойчивое отношение, сочетающее как личностный, так и конкурентный типы; однако характерной особенностью этого типа является повышенный интерес к действиям сверстника и эмоциональная включенность в его активность [14;156].

     Исследования психологов (Л.И. Божович [3], В.С. Мухиной [5], Л.Ф. Обуховой [17], А.В. Запорожцем и др.) обнаруживают возрастной характер указанных типов отношений с устойчивой тенденцией к формированию личностного типа по мере взросления. Подобная динамика отношения к сверстнику обнаруживает его закономерную связь с развитием самосознания дошкольника.

     Таким образом,  выделяют пять основных типов  отношения дошкольника к сверстнику, наивысшим из которых считается  личностное отношение.

1.3 Структура взаимоотношений детей в группе детского сада

     Как правило, выделяют два основных уровня, слоя взаимоотношений детей в группе детского сада. Первый — отношения «симпатии — антипатии», возникающие у детей еще в раннем и младшем дошкольном возрасте. Второй уровень отношений возникает при различных видах совместной деятельности — «деловые» отношения. Оба эти уровня взаимосвязаны друг с другом. В совместной деятельности и избирательном общении дошкольников часто проявляется личностное эмоциональное отношение их друг к другу: дети играют, общаются, как правило, с теми ровесниками, которые им симпатичны. Однако иногда реализовать стремление ребенка дружить с привлекательным для него сверстником не позволяет ряд обстоятельств, например: отсутствие ответной симпатии или, при наличии ее, незнание о ее существовании, невозможность по каким-то причинам выйти из ранее сложившегося микрообъединения. Вместе с тем детей, находящихся в одном объединении, не всегда связывает чувство симпатии: дежурить вместе их попросил воспитатель; групповое задание по рисованию они выполняют вместе, потому что сидят за одним столом (хотя в этих случаях учитывать отношения детей воспитателю необходимо); вступая в игру, дети могут взять в свою группу и неавторитетного ребенка на роль, которую никто не хочет выполнять [10;78].

     В группе сверстников, особенно если она существует достаточно длительное время, каждый ребенок занимает вполне определенное положение среди других ее членов (социально-психологический статус). Психологи, в частности, Я.Л. Коломинский [11;89], выделяют ряд ступеней статусной дифференциации детей.

     Самые высокие ступени занимают «звезды» и «предпочитаемые». Это наиболее популярные в группе дети. Причин их популярности много. Так, Т.А. Репина [9;112] выделила 4 типа мотивировок, которые высказывают дошкольники, отдавая предпочтение какому-либо сверстнику (в условиях социометрического выбора).

     I тип — выбор, обоснованный различными характеристиками ребенка: внешними, нравственными, качествами, обеспечивающими успешность деятельности (26% всех ответов). Более половины ответов касается нравственных качеств: умения дружно играть, готовности помочь, доброты, отсутствия агрессивности. Говоря о привлекательной внешности ребенка («красивый»), дети не всегда имеют в виду красоту лица, волос, глаз, чаще всего они указывают на чистую и красивую одежду, опрятность.

     II тип — обоснование выбора связано с интересной совместной деятельностью   («С ним играть интересно»). Таких мотивировок оказалось 24%.

     III  тип — дружеские отношения (21%).

     IV тип — мотивировки связаны с общим положительным отношением или обобщенной характеристикой «хороший» (19%).

     Часть детей совсем не может обосновать свой выбор.

     Дети  с высокой популярностью в  группе вполне комфортно чувствуют  себя в группе сверстников, однако они могут «заболеть» излишней самоуверенностью, зазнайством.

     Следующая ступень — дети, «принятые» своими сверстниками. На них не смотрят  с обожанием все остальные, но легко вступают с ними в контакт, с удовольствием общаются и играют. Как правило, в нормально развивающихся детских объединениях эта группа достаточно многочисленная, в частности в исследованиях она составила примерно 60% от состава группы (Т.А. Репина [9], В.Г. Каменская [10], Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько [12]).

     И, наконец, в группе детского сада могут  быть дети, стоящие в структуре  взаимоотношений на нижней статусной ступеньке: «пренебрегаемые», «изолированные». Они ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников, пренебрежение, снисходительность. С ними редко играют, их избегают в общении. Причин много. Если ребенок часто не посещает детский сад, например по болезни, он всегда новенький в группе: его хорошо не знают, да и сам он не успевает включиться в жизнь группы; физические недостатки, неопрятность могут повлиять на контакты со сверстниками. Неумение играть и общаться с другими детьми — немаловажная причина изоляции. Последствия отверженности ребенка — замкнутость, ложь, жалобы, хвастовство, заискивание; впоследствии все это может стать устойчивыми чертами его поведения. Такому ребенку во что бы то ни стало надо помочь реализовать притязание на признание сверстников. С одной стороны, необходимо организовывать деятельность детей так, чтобы каждый мог достичь успеха в ней. При этом взрослый должен демонстрировать свое положительное отношение к непопулярному ребенку, чаще поощрять даже за незначительные достижения. С другой стороны, требуется специальная педагогическая работа по развитию у непопулярных детей навыков общения и игровой деятельности.

Информация о работе Воспитание доброжелательного отношения