Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:20, контрольная работа
Проблема общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками, а, следовательно, проблема формирования отношений дошкольника со сверстниками актуальна в современном мире. Этой проблемой занимались такие психологи как Л.С. Выготский [8], Т.А. Репина [9], Я.Л. Коломинский [11], Е.В. Субботский [19] и другие. Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без взаимодействия с людьми. Люди взаимодействуют друг с другом, они думают друг о друге, влияют друг на друга. Ребенок – будущий деятель, будущий член общества.
Введение 3
Глава 1. Специфика отношений детей дошкольного возраста к своим сверстникам 5
1.1 Роль общения и совместной деятельности детей дошкольного возраста со сверстниками 5
1.2 Основные типы отношений дошкольника к сверстнику 7
1.3 Структура взаимоотношений детей в группе детского сада 8
1.4 Половая идентификация и особенности взаимодействия дошкольников в игре 11
Глава 2. Проблема воспитания доброжелательного отношения старших дошкольников друг к другу 18
2.1 Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Характеристика воспитания положительных (доброжелательных) взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 23
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воспитания доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к своим сверстникам 29
3.1 Констатирующий эксперимент 31
3.2 Формирующий эксперимент 37
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 44
Таким образом, выделяют два основных уровня, слоя взаимоотношений детей в группе детского сада: «симпатии-антипатии» и «деловые» отношения. Кроме этого, психологи (Т.А. Репина [9], В.Г. Каменская [10], Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько [12]) выделяют ряд ступеней статусной дифференциации детей: «звезды», «предпочитаемые» и «пренебрегаемые», «изолированные».
Особенности
взаимоотношений детей
Одним из важнейших параметров игрового объединения является его устойчивость.
Во
всех возрастных группах дошкольного
детства преобладают
Наиболее распространенные по численному составу объединения по всем возрастным группам — диады.
В пятилетнем возрасте возникают микрогруппы, состоящие из 4 — 6 человек, при этом большинство объединений детей включает представителей одного пола. Лишь незначительное их количество (8%) — «смешанные».
Мальчики склонны к включению в игровые объединения большего числа участников, чем девочки, у мальчиков-дошкольников более широкий круг общения, чем у девочек, и несколько большая интенсивность общения, у девочек общение более избирательное, т. е. в группе дошкольников ярко выражена консолидация своего пола, причем особенно на шестом году жизни. Приведем пример. «Костя предлагает Мише и Андрею строить гараж.
В самый разгар работы подходит Лена.
Лена: Я придумала, здесь будут жить куколки.
Андрей: Ты ничего не донимаешь. Это гараж для машин.
Лена: Пусть это лучше будет домик для кукол. Андрей: Мы строим, а ты играть будешь, мы тоже хотим играть.
Лена: Мы будем вместе играть.
Костя: Ну что ты говоришь, мальчики в куклы не играют. Правда, Андрей?
Андрей: Понимаешь, если бы ты мальчиком была, то стала бы шофером. А так... Иди, тебя Марина зовет» [9;114].
Взрослые в значительной степени способствуют развитию половой идентификации ребенка, следуя шаблонам воспитания. Уже маленькому мальчику говорят: «Не плачь. Ты не девочка. Ты — мужчина». Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по заборам. Ты — девочка». Стремление быть похожим на представителя своего пола проявляется и в игре (при выборе роли, игрушки).
На седьмом году жизни контакты детей противоположного пола друг с другом становятся более частыми, возникают и своеобразные отношения к некоторым представителям другого пола. Это детская влюблённость, по отношению к которой взрослый не должен проявлять иронии, однако не следует и подогревать ее; лучше переключить ребенка на что-либо другое, что может захватить его чувства и воображение.
Половая идентификация, как мы видели, может привести к разобщению детей, поэтому организация совместных сюжетно-ролевых игр, совместной деятельности мальчиков и девочек (конструирование, рисование, дежурство и т. п.) — одно из условий формирования навыков их общения друг с другом, однако в игровом объединении дети не всегда могут удовлетворить свое тяготение к определенному сверстнику.
В исследованиях (Т.А. Репиной [9], В.Г. Каменской [10], Я.Л. Коломенского [11], А.В. Запорожца, Е.В. Субботского [19]) установлено, что для половины детей привлекательно именно то объединение, в которое они входят; почти для каждого третьего дошкольника — как свое объединение, так и некоторые другие; для каждого пятого — только те, в которые он сам не входит. Естественно, включение ребенка в то или иное объединение будет влиять на его эмоциональное благополучие в группе сверстников. Одна из многих причин, вынуждающих дошкольника находиться в том или ином объединении, испытывая при этом неудовлетворенность, — неуверенность в том, что сверстники, с которыми он хотел бы общаться, примут его и игру. Так, ребенку задавали вопрос: «Как ты думаешь, а приняли бы тебя дети в свою игру?» Почти половина непопулярных в группе ребят дали отрицательный ответ. Некоторые сомневались: «Могут принять, а могут и нет».
Отношения детей в игровом объединении и мотивы формирования этой игровой микрогруппы в значительной степени определяют и положение, позицию каждого ребенка в таком объединении. Как правило, лидеры этих группировок не только стремятся играть, но и утвердить себя в игре, быть главными в объединениях. Исполнители испытывают интерес к игре, симпатии к лидеру, нежелание оставаться в одиночестве.
Наиболее спокойный, доброжелательный, творческий характер игры возникает тогда, когда детей объединяет одинаковый мотив — интерес к игре, очень важны при этом и симпатии ее участников друг к другу. И наоборот, конфликтный характер приобретает игра, в которой каждый хочет быть главным.
Иногда дети, стремящиеся быть главными в игре, объединялись, развивая каждый свой сюжет, не пересекающийся с сюжетом игры партнера. «Сережа и Женя договариваются играть в магазин. Оба хотят быть продавцом. Кончается тем, что каждый оборудует свой прилавок, пытаясь захватить большее количество игрушек, изображающих продукты.
Сережа: Женька, где у тебя пакетики? Дай мне хоть пакетики!
Женя: Да вон они, только они мне самому нужны. У тебя сушки продаются?
Сережа: Ты почему это взял? (Пытается забрать сушки).
Женя: Иди отсюда! (Толкает Сережу). Конфликт разрушает игру» (из наблюдений Т.А. Репиной [9;115]).
Таким образом, между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений: наряду с положительными контактами возникают и осложнения. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка, при этом его отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, агрессивности в поведении. В чем же причина возникающих у некоторых детей дошкольного возраста трудностей в общении со сверстниками?
Выделяют, как правило, две основные группы трудностей: операциональные и мотивационные.
К операциональным трудностям прежде всего относятся те случаи, когда у ребенка не развиты игровые навыки, Эти дети могут быть добры, уживчивы, они могут находить деловые отношения со сверстниками, но играть не умеют. Кроме того, к операциональным трудностям отнесены и такие, которые возникают из-за неумения детей находить контакт с другими. Это или импульсивные дети, дезорганизующие игру, или, наоборот, медлительные, задерживающие игру. Иногда в ребенке сочетается неумение играть и неумение общаться. Вот пример подобного типа поведения из наблюдений Т.А. Репиной. «Вова выделяется недисциплинированностью: толкается, вырывает игрушки, мешает игре детей, не может придумать сюжета игр, но к общению стремится: постоянно подходит к ребятам, стараясь привлечь их внимание. Они же не хотят принимать его в свои игры» [9;116].
Поскольку ребенок с операциональными трудностями объективно не может удовлетворить требования, которые предъявляются к нему со стороны сверстников, между ним и остальными детьми возникает так называемый операциональный барьер. Как правило, такие дошкольники имеют низший статус в группе: они не пользуются симпатиями других.
В
работе с такими детьми очень важно
помочь им овладеть игрой и научиться
сдерживаться, поэтому начинать надо
с включения в небольшие
Мотивационные трудности возникают в связи с тем, что потребность в общении со своими сверстниками для ребенка не стала ведущей, для него значимо самоутверждение, в том числе и в условиях общения с другими детьми; в игре он игнорирует интересы партнеров, может проявлять очень низкий уровень нравственного поведения.
Трудности могут возникнуть и в том случае, если для ребенка значима не игра, а другие виды деятельности (рисование, лепка, пение, танцы). Вот пример поведения ребенка с подобного рода трудностями. «Лариса производит впечатление общительной, живой, веселой девочки. Внешне очень привлекательна, отзывчива, но в играх инициативы не проявляет, предпочитая исполнение пассивных ролей. Больше всего любит выступать перед детьми: петь, танцевать, рассказывать стихи».
И наконец, потребность в общении со сверстниками может у ребенка еще не сформироваться, например в случае дефицита эмоционального общения его со взрослыми в ранний период жизни. Это тоже повлияет на его отношения с ровесниками, на его статус в группе.
Во всех трех случаях между ребенком и другими детьми возникает так называемый мотивационный барьер — несовпадение доминирующих потребностей.
Педагогическая работа с детьми, имеющими мотивационные трудности, связана с использованием различных приемов. В первом случае полезно включение ребенка в длительную сюжетно-ролевую игру с проигрыванием им разных по значимости ролей, а также и в другие виды деятельности, затормаживающие развитие его эгоистических потребностей. Во втором случае не следует пытаться сформировать во что бы то ни стало интерес к коллективной игре, лучше помочь ребенку реализовать свои потребности в других, значимых для него видах деятельности. В случае же недостаточной сформированности потребности в общении со сверстниками имеет смысл подбирать для таких детей одного-двух партнеров для участия в интересных для них видах деятельности.
Таким образом, осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте.
В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации.
Общение
детей в период дошкольного возраста
показывает их пристрастную причастность
к социальным ролям мужчин и женщин. В
играх и в практике реального общения
дети усваивают не только социальные роли,
связанные с половой идентификацией взрослых,
но и соответствующие способы общения.
В
старшем дошкольном возрасте расширяются
возможности нравственного
Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со сверстниками.
Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.