Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического общения и раскрыть содержание основных понятий исследования: педагогическое общение, стиль педагогического общения, технологии педагогического общения, эффективность учебной деятельности;

2) дать характеристику стилям педагогического общения и описать их влияние на личность учащихся;

3) выявить влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Содержание

Введение...…………………………………………………………………………3

Глава I. Стиль педагогического общения и эффективность учебной деятельности.……………………………………………………………………...6

Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя……………………………………………………………6
Понятие о технологии педагогического общения.………………….9
Стили педагогического общения и их технологическая характеристика……………………..………………………………...14
Понятие об эффективности учебной деятельности и методика ее определения…………………………………………………………..18
Выводы по I главе.……………………………………………………………….23

Глава II. Определение уровня зависимости эффективности учебной деятельности учащихся от стиля педагогического общения учителя………………………………………………………………….24

2.1 Описание методики исследования.……………………………………24

2.2 Результаты эксперимента………………………………………………25

Выводы по II главе.……………………………………………………………...30

Заключение.………………………………………………………………………31

Список использованной литературы.…………………………………………..33

Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Гули.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     Дети, обучаемые в группе с авторитарным стилем педагогического общения, имеют  наименее развитие творческие способности, тем не менее, они не склонны к  асоциальному поведению, так как постоянный бдительный контроль со стороны взрослого не позволяет им баловаться и действовать в асоциальном направлении. Уровень общительности таких детей очень низок, группа разбита на «мини-группы» по определенному критерию.

     Наиболее  проблемными представляются дети, обучающиеся в группе под руководством учителя с попустительским стилем педагогического общения. В большинстве случаев в таких группах поведение детей асоциально, чаще всего формируется неформальный лидер, группа повторяет его поведение, следует его примеру. В случае, если поведение лидера будет асоциальным, то можно прогнозировать и такое же поведение всех остальных участников группы. Отход от общих принципов группы жестоко наказывается. В некоторых случаях это может быть групповое избиение «виновного» либо бойкот и изгнание из группы. Дети, состоящие в такой группе, характеризуются агрессивностью, нежеланием сотрудничать, отсутствием уважения к взрослым.

     Таким образом, гипотеза, поставленная перед  исследованием, подтвердилась, результаты работы еще раз доказали необходимость использования демократических принципов при работе с детьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

  1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. ‒ Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1987. – 389 с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. ‒ М.: Педагогика, 1992. – 342 с .
  3. Берг А.И. Кибернетика и проблемы обучения. ‒ М.: Прогресс, 1980. – 245 с.
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. ‒ СПб: Питер, 2000. ‒ 304 с.
  5. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. ‒ М.: «Академия», 2002. ‒ 208 с.
  6. Кан-Калик. В.А. Грамматика общения. ‒ М.: Роспедагенство,1999. ‒ 233 с.
  7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. ‒ М.: Просвещение, 1996. ‒ 190 с.
  8. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. - М.: Высш. шк., 2001. – 268 с.
  9. Леонтьев А.А Педагогическое общение. М: Академия, 1996. –  354 с.
  10. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд. –  М.: Смысл; Академия, 2005. – 368 с.
  11. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М: Педагогическое общество России, 1999. – 235 с.
  12. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. ‒ М.: Педагогика, 1998. ‒ 329 с. 
  13. Новиков А.В. Модернизация управления образованием: современный подход / А. Новиков, Д. Новиков // Народное образование. ‒ 2005. ‒ № 5
  14. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. ‒ Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. ‒ Кн.1 ‒ 174 с.
  15. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
  16. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шияков и др.; Под ред. С.А. Смирнова. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 465 с.
  17. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 355 с.
  18. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. ‒ М.: Смысл, 1999. ‒ 289 с.
  19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2-х кн. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 439 с.
  20. Самостоятельные и контрольные работы по курсу "Окружающий мир". 2 класс к учебнику Плешакова А. А "Окружающий мир. 2 класс". – М.: ВАКО, 2006. – 150 с.
  21. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. 21. А Сластенина. – 3-е изд., исп. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
  22. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шишов; Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с.
  23. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический подход //Педагогическое образование и наука. ‒ 2002. ‒ №4.
  24. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. ‒М.: Педагогическое общество России, 1999. – 321 с.
  25. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. ‒ СПб: Питер, 2001. ‒ 544 с.
  26. http://standart.edu.ru/
 

 Приложение 1

       Тест  «Стиль общения педагога» (по Овчаровой Р.В., 2001 г.)

    1. Считаете ли вы, что ученик должен преимущественно …

а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.

б) говорить только то, что сам захочет 

в) оставлять  свои мысли и переживания при  себе.

    2. Если ученик взял у другого  ученика в его отсутствие без  его разрешения тетрадь, книгу,  другие школьные принадлежности  с парты, то Вы …

    а) доверительно с ним поговорите и  предоставите самому принимать нужное решение 

    б) предоставите самим ученикам разобраться  в своих проблемах 

    в) скажите об этом в присутствии  всего класса и заставите вернуть  взятое с извинениями 

    3. Подвижный, суетливый, часто недисциплинированный ученик сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?

    а) похвалите его, и всем ученикам покажите его работу

    б) проявите заинтересованность и выясните, почему так хорошо получилось сегодня

    в) скажите ему «вот всегда бы так  занимался!» 

    4. Ученик, входя в класс, не поздоровался  с Вами. Как Вы поступите? 

    а) заставите его громко и при  всех поздороваться с вами

    б) не обратите на это внимание

    в) сразу же начнете разговаривать с учеником, не упоминал о его промахе

    5. Ученики спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка. Что Вы предпочтете делать?

    а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются

    б) кому-то поможете, подскажите, сделаете замечание

    в) займетесь своими делами /записи, проверка тетрадей т.п./

    6. Какая точка зрения Вам кажется  более правильной?

    а) чувства, переживания ребенка еще  поверхностны, быстро проходящие, на них  не стоит обращать внимание

    б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых можно обучать и воспитывать

    в) чувства ребенка удивительны, переживания  его значимы, и к ним нужно  относиться с большим уважением  и тактом

    7. Ваша исходная позиция в работе  с детьми?

    а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его

    б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка 

    в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная забота в том, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину

    8. Как Вы относитесь к активности  каждого ребенка? 

    а) положительно, без нее невозможно полноценное развитие

    б) отрицательно, она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание

    в) положительно, но только когда согласованна с педагогом.

    9. Ученик не захотел выполнять  задание под предлогом, что  уже делал его дома. Ваши действия?

    а) сказали бы «ну и не надо» 

    б) заставили бы выполнить работу

    в) предложили бы другое задание.

    10. Какая позиция, по-вашему, более  правильная?

    а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем 

    б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет

    в) педагог должен быть благодарен детям  за их доверие и любовь.  

     Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней  суммой баллов. Общая сумма, характеризующая  стиль педагога, равна сумме всех баллов.

     25-30 баллов - предпочтение демократического стиля;

     20-24 балла - склонность к авторитарному стилю;

     10-19 баллов - выраженность либерального стиля.  

      Варианты  вопросов:

Ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
Б 3 2 З 1 2 2 3 2 2 3
В 1 1 1 3 1 3 1 1 З 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

      Контрольная работа по окружающему миру (итоговый тест по «Ознакомлению с окружающим миром» за III четверть).

1. Что  относится к растениям?

а) Травы, цветы, деревья.

б) Кустарники, деревья, травы, цветы.

в) Кустарники, деревья, травы. 

2. К  животным относятся: 

а) Рыбы, птицы, насекомые, звери.

б) Птицы, пауки, пресмыкающиеся, звери, насекомые, рыбы, земноводные. 

в) Пресмыкающиеся, звери, рыбы, земноводные, насекомые.

3. К  насекомым относятся:

а) Комар, муха, паук, стрекоза, пчела.

б) Стрекоза, кузнечик, бабочка.

в) Муха, божья коровка, паук, стрекоза, пчела. 

4. К  деревьям относятся:

а) Сосна, ель, клен, рябина, береза.

б) Осина, береза, сосна, тополь, ель.

в) Рябина, черемуха, клен. 

5. Найдите  правильное выражение:

а) К  рыбам относятся все, кто живёт  в воде.

б) К  зверям относятся животные, тело которых  покрыто шерстью.

в) К  насекомым относятся животные, которые  ползают по деревьям.

г) К птицам относятся  животные, тело которых покрыто перьями  и у них есть крылья.  

6. К живой природе относятся:  
а) Растения, камни, реки, человек.  
б) Растения, грибы, животные, человек.  
в) Солнце, звезды, воздух, вода, камни.
 

7. К неживой  природе относятся:  
а) Солнце, Луна, звезды  
б) Растения, животные, человек.  
в) Солнце, звезды, воздух, небо.
 

8. Напишите  части реки.

9. Напишите названия перелетных птиц.

10. Напиши явления природы любых времен года.

Приложение 3
Анкета  для оценки уровня школьной мотивации (Лускановой Н.Г., 1999 г.)
      Инструкция  к тесту: в каждом из вопросов выбери один ответ.
      Тестовый  материал:
  1. Тебе нравится в школе?
    • не очень
    • нравится
    • не нравится
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
    • чаще хочется остаться дома
    • бывает по-разному
    • иду с радостью
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
    • не знаю
    • остался бы дома
    • пошел бы в школу
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
    • не нравится
    • бывает по-разному
    • нравится
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
    • хотел бы
    • не хотел бы
    • не знаю
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
    • не знаю
    • не хотел бы
    • хотел бы
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
    • часто
    • редко
    • не рассказываю
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
    • точно не знаю
    • хотел бы
    • не хотел бы
  9. У тебя в классе много друзей?
    • мало
    • много
    • нет друзей
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?
    • нравятся
    • не очень
    • не нравятся

Информация о работе Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира