Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 15:20, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического общения и раскрыть содержание основных понятий исследования: педагогическое общение, стиль педагогического общения, технологии педагогического общения, эффективность учебной деятельности;
2) дать характеристику стилям педагогического общения и описать их влияние на личность учащихся;
3) выявить влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Введение...…………………………………………………………………………3
Глава I. Стиль педагогического общения и эффективность учебной деятельности.……………………………………………………………………...6
Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя……………………………………………………………6
Понятие о технологии педагогического общения.………………….9
Стили педагогического общения и их технологическая характеристика……………………..………………………………...14
Понятие об эффективности учебной деятельности и методика ее определения…………………………………………………………..18
Выводы по I главе.……………………………………………………………….23
Глава II. Определение уровня зависимости эффективности учебной деятельности учащихся от стиля педагогического общения учителя………………………………………………………………….24
2.1 Описание методики исследования.……………………………………24
2.2 Результаты эксперимента………………………………………………25
Выводы по II главе.……………………………………………………………...30
Заключение.………………………………………………………………………31
Список использованной литературы.…………………………………………..33
Приложение
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТИЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Камалутдинова Гульфия Радионовна
Влияние
стиля педагогического
общения учителя
на эффективность
учебной деятельности
младших школьников
на уроках окружающего
мира
(Курсовая
работа)
Работу выполнила:
Камалутдинова Г.Р.,
4 курс, гр. 2964
Научный руководитель:
Куприна Л.Е.
Тюмень, 2010
Содержание
Введение...…………………………………………………
Глава
I. Стиль педагогического общения и эффективность
учебной деятельности.……………………………………………
Выводы
по I главе.………………………………………………………………
Глава
II. Определение
уровня зависимости эффективности учебной
деятельности учащихся от стиля педагогического
общения учителя……………………………………………………………
2.1 Описание методики исследования.……………………………………24
2.2
Результаты эксперимента………………………………………………
Выводы по II главе.…………………………………………………………….
Заключение.…………………………………………………
Список использованной
литературы.…………………………………………..
Приложение 1.……………………………………………………………………35
Приложение 2.……………………………………………………………………37
Приложение
3.……………………………………………………………………38
Введение
Актуальность исследования обусловлена усилением внимания общества к проблеме эффективного развития детей, смещением приоритета от знаниевой парадигмы к развивающей, которая отражена в государственном образовательном стандарте второго поколения [26]. Эти тенденции коренным образом затрагивают не лишь целеполагание обучения и воспитания, но и предъявляют новейшие требования к личности педагога. Одним из таких требований является четкость социальной и профессиональной позиции педагога. Эта позиция не может не отразиться на стиле его педагогического общения.
Стиль
педагогического общения
Стиль общения педагога с учащимися непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая в свою очередь влияет на эффективность учебной деятельности младших школьников вообще, в том числе на уроках окружающего мира.
В связи с этим тема исследования курсовой работы «Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира» в настоящее время представляется особенно актуальной.
Цель курсовой работы: проанализировать влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического общения и раскрыть содержание основных понятий исследования: педагогическое общение, стиль педагогического общения, технологии педагогического общения, эффективность учебной деятельности;
2) дать характеристику стилям педагогического общения и описать их влияние на личность учащихся;
3) выявить влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Объектом исследования является процесс общения учителя и учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что стиль педагогического общения учителя влияет на эффективность учебной деятельности учащихся на уроках окружающего мира, причем наиболее эффективным является демократический стиль, а наименее – попустительский.
В результате исследования было доказано, что наиболее эффективным для учащихся начальных классов оказался демократический стиль педагогического общения, а наименее эффективным – попустительский.
Методы исследования:
Методологической базой являются:
1)
концепция педагогического
2) теория формирования личности (Петровский А. В.);
3)
концепции педагогического
В
этих трудах рассматривается педагогическое
общение в структуре
Для изучения стиля общения педагога был использован тест Овчаровой Р.В «Стиль общения педагога». Для исследования уровня школьной мотивации была использована анкета для оценки уровня школьной мотивации Лускановой Н.Г.
Опытно-
Глава
I. Стиль педагогического
общения и эффективность
учебной деятельности
Умение учителя общаться с
учащимися – один из залогов
его успеха при организации
работы с классом и отдельными
учениками. Общение -сложный
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как метод организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий эффективность обучения и воспитания [4, С. 151].
«Педагогическое общение обязано быть эмоционально удобным и личностно-развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтоб преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров общения. Для учителя принципиально держать в голове, что наилучшее общение ‒ не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.
Устная речь является главным средством педагогического общения. Слово учителя обязано воздействовать на чувства и сознание, обязано провоцировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности» [5, С. 59].
Специфика
педагогического общения
Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Леонтьев А.А. определяет педагогическое общение как профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися [9; С. 126].
По утверждению Кан-Калика В. А. «общение педагогов с учащимися – это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т.е. педагог своими действиями, поведением задает эталон общения для воспитанников» [7, С. 10].
«Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в его изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога. В этом аспекте развитие метода активного социального обучения: ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.
Другим
направлением является исследование проблем
взаимопонимания между
Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта. Педагогическая система «учитель-ученик» в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально-одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др.
Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебным планом и программами.