Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 15:20, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического общения и раскрыть содержание основных понятий исследования: педагогическое общение, стиль педагогического общения, технологии педагогического общения, эффективность учебной деятельности;
2) дать характеристику стилям педагогического общения и описать их влияние на личность учащихся;
3) выявить влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Введение...…………………………………………………………………………3
Глава I. Стиль педагогического общения и эффективность учебной деятельности.……………………………………………………………………...6
Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя……………………………………………………………6
Понятие о технологии педагогического общения.………………….9
Стили педагогического общения и их технологическая характеристика……………………..………………………………...14
Понятие об эффективности учебной деятельности и методика ее определения…………………………………………………………..18
Выводы по I главе.……………………………………………………………….23
Глава II. Определение уровня зависимости эффективности учебной деятельности учащихся от стиля педагогического общения учителя………………………………………………………………….24
2.1 Описание методики исследования.……………………………………24
2.2 Результаты эксперимента………………………………………………25
Выводы по II главе.……………………………………………………………...30
Заключение.………………………………………………………………………31
Список использованной литературы.…………………………………………..33
Приложение
Итак, педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися. Цель, содержание, нравственно-психологический уровень его осуществления и ценностные отношения, которые должны актуализироваться, для педагога выступают как социально заданные. Однако поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение» [22, С. 393-394]
Процесс
педагогического общения должен
обеспечиваться учителем, как личностью,
его нравственными установками, желанием
и стремлением работать с детьми. Таким
образом, педагогическое общение ‒ это,
прежде всего, профессионально-этический
феномен, ибо каждый элемент общения должен
быть обогащен нравственным опытом учителя.
Но для практической реализации самых
позитивных нравственных и педагогических
установок необходимо владеть технологией
взаимодействия с детьми. Существует
ли такая технология? Ведь каждый микроэлемент
педагогической работы предлагает нестандартное
решение, а даже при внешней схожести разных
педагогических ситуаций действия педагога
в них неповторимы. Тем не менее, исследования
показывают, что определенная технология
общения существует. Более подробно речь
об этом пойдет в следующем параграфе.
1.2. Понятие о технологии педагогического общения
Продуктивность педагогической деятельности во многом определяется
уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками [22, С. 410].
Кан-Калик В.А., автор книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если учитель вызывает у ребенка положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок [7, С. 59].
«Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обуславливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает» [17, С. 185].
Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе общения с детьми, с другой – общение с детьми в процессе педагогического творчества. Поэтому можно считать, что педагогическое общение – особый вид творчества. Общение, как часть педагогического творчества, проникновение творчество в общение учителя – вот непременные условия продуктивного педагогического труда [23, С. 26].
«Творчество в процессе педагогического общения необходимо:
Профессионально-
«Для
понимания сущности технологии педагогического
общения необходимо обращение к понятию
"коммуникативная задача", поскольку
процесс профессионально-
Так, например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогической задачи педагог использует адекватную им технологию общения, с помощью которой организуется педагогическое взаимодействие» [2, С. 167].
Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации. В то же время коммуникативная задача, отражая задачу педагогическую, носит вспомогательный, инструментальный по отношению к ней характер (Кан-Калик В.А.). Поэтому, организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представлять способы его коммуникативной реализации [6, С. 63].
Леонтьев А. Н. определяет коммуникативную задачу как результат ориентировки в проблемной ситуации, целью которой является воздействие на партнеров по общению. Она может быть следствием осознанного или неосознанного намерения, т.е. коммуникативной цели, которая является регулятором вербального поведения [10, С. 126].
Принято
различать общие
Таким образом, в процессе решения коммуникативных задач педагог реализует две основные цели: передать учащимся сообщение или воздействовать на них, т.е. побудить к действию.
«Технология педагогического общения будет раскрыта неполно, если не охарактеризовать этапы решения коммуникативной задачи. Они могут быть представлены следующим образом:
На этапе ориентирования в условиях общения происходит сложный процесс "подгонки" общего стиля общения к конкретным условиям общения (урока, мероприятия и т.п.). Подобная адаптация, как установлено, опирается на следующие компоненты: осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе ‒ коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач. Здесь происходит и конкретизация объекта общения, в качестве которого может выступать класс, группа детей или отдельные воспитанники.
Этап привлечения к себе внимания может быть реализован разными приемами. Выделяют такие варианты, как речевой ‒ вербальное общение с учащимися; пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; двигательно-знаковый ‒ развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.; смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих. Чаще всего используется смешанный тип привлечения внимания.
Продуктивное профессионально-педагогическое общение требует тщательного "зондирования души объекта" (термин К. С. Станиславского). На этом этапе педагог уточняет сложившееся на предыдущих стадиях представление об условиях общения и возможных коммуникативных задачах, пытается уловить уровень готовности аудитории к немедленному началу продуктивного общения» [19, С.245-247].
Основной этап решения коммуникативной задачи ‒ осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня антиципации (предвосхищения) [23, С. 27].
Таким
образом, педагогическое общение как
особый вид творчества в технологическом
плане находит свое выражение
в умениях передать информацию, понять
состояние ученика, в организации взаимоотношений
с детьми, в искусстве воздействия на партнера
по общению, в искусстве управлять собственным
психическим состоянием.
1.3. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
Как уже отмечалось ранее, одним из важнейших требований, которое предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога - это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. Именно поэтому стиль педагогического о6щения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности [23, С. 27].
«В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм» [12, С. 156].
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения (Петровский А.В., Коломенский Я.Л., Кондратьев М.Ю) [14, С. 56] является их деление на:
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций [21, С. 85].