Условия формирования творческих способностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: учебная деятельность младшего школьника
Предмет исследования: особенности освоения творческих способностей
Цель исследования: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
1. Творчество и творческие способности.
1.1 Определение творчества 5
1.2 Определение и виды творческих способностей 6
2. Методики диагностики творческих способностей младших школьников 10
Заключение 19
Список литературы 20
Приложение №1 21
Приложение №2 37

Работа содержит 1 файл

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МШ.doc

— 792.00 Кб (Скачать)

Российский  государственный  педагогический университет

имени А.И.Герцена 

Институт  детства 

Кафедра педагогики и психологии начального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ 
 
 
 
 

                   Выполнила студентка II курса

                   4 группы дневного  отделения

                   Глазунова Александра Владимировна 

                Научный руководитель:

                   Зекцер Елизавета  Юльевна 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Санкт-Петербург

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение                                                                                                3

  1. Творчество и творческие способности.

1.1 Определение  творчества                                                                5

1.2 Определение  и виды творческих способностей                          6

    2. Методики  диагностики творческих способностей младших школьников                                                                                           10

Заключение                                                                                           19

Список литературы                                                                              20

Приложение №1                                                                                   21

Приложение №2                                                                                   37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

            Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста  объема информации, разнообразные  средства доступа к ней и  умение ориентироваться в ее  потоке , предъявляют повышенные  требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.

     Одними  из наиболее сложных вопросов решения  задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.

     Школьное  образование служит базой для  дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных  условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Существенные изменения претерпела и ранее сложившаяся модель трудовой подготовки школьников. Формирование и развитие творческой деятельности учащихся уже в курсе новой образовательной области «технология» остается актуальной проблемой.

     Определение индивидуальных путей интеллектуального  развития учащихся является в настоящее  время одним из основных условий  повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

     Объект  исследования: учебная деятельность младшего школьника

     Предмет исследования: особенности освоения творческих способностей

     Цель  исследования: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.

     Гипотеза: создание специальных условий во время учебной деятельности младшего школьника обеспечит эффективное формирование творческих способностей.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТВОРЧЕСТВО И ТВОРЧЕСКИЕ  СПОСОБНОСТИ. 
 

    1. Определение творчества.
 
 
 

        Прежде чем понять что есть  «творческие способности», нужно  разобраться в самом понятии  «творчество» и какой смысл  оно несет. Для этого нужно  ознакомиться с различными интерпретациями определения творчества. Например по Ярошевскому творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим[ Ярошевский, 1985] Если опираться на это определение творчества, то тогда можно считать, что это не только создания чего-то нового, но и развитие самой личности человека. Г.И. Вергелес и А.И. Раев говорят, что понятие «творчество» характеризует уровень новизны и оригинальности совершаемой деятельности.[ Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сборник научных трудов. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2002.  с.3] С философской точки зрения с творчеством связано создание принципиально нового продукта, которого прежде не было. По этому определению творчество встречается в любой деятельности человека и может порождать как материальные так и духовные ценности в человеке. [ Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970, с.185 и др. ] В этих определениях есть что-то принципиально общее. Творчество  — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

        По сути дела, творчество - это  "способность создавать любую  принципиально новую возможность" [ Г.С. Батищев].

         В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству [ Виноградов, 1990].

        Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. [Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987] 

         Итак, творчество может сопутствовать абсолютно любой профессии и любым людям, потому что если человек любой профессии создает, придумывает что-либо новое и не важно насколько это новое велико или мало, то значит этот человек творец. Даже такие разные и несравнимые предметы как спичка, памятник, картина и автомобиль являются творениями человека, продуктами его творческой деятельности. Итак, творчество не может быть или не быть в человеке, оно не может быть заложено от природы. Каждый человек, который «способен выйти за пределы тривиального, привычного, придает вещи новое значение, новый вид, новую функцию, превращается в творца»[Е.И.Николаева «Психология детского творчества» с.10] Соответственно и в школе все время происходит творческая деятельность, поскольку они все время на уроках познают что-то новое, увеличивают уровень своих прежних знаний. 
 
 
 

  1. Определение и виды творческих способностей.
 
 

          Однако понятие «творчество»  не передает нам смысловое  значение понятия «творческие  способности». Для этого мы обратимся к различным определениям творческих способностей.

           В. Сластенин под творческой  понимает способность, отражающую  глубинное свойство индивидов  создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.  К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.  Г.И. Вергелес и А. И. Раев определяют понятие «творческая способность», основываясь на понятиях «творчество» и «способность»,  как уровневую характеристику личности, которая предполагает наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность, легкость и быстроту выполнения различных видов деятельности. Иными словами творческая способность — достаточно высокий уровень развития любой способности человека. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний.

           В словаре по социальной психологии  креативность [лат. creatio — сотворение, создание] — уровень творческой  одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. В психологическом словаре креативностью  называются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

               Все творческие способности можно классифицировать на специальные и общие. Под специальными способностями подразумеваются способности, о которых чаще всего говорят, т.е. способности к какому — либо одному определенному роду деятельности. (Например, музыкальные способности, художественные, литературные, математические и т.п.)

Общие способности  несут в себе готовность к любой  деятельности и к тому, что она будет успешно выполнена. К ним относятся:

  1. Гипотетичность

Это способность  выдвигать гипотезы. Однако здесь  важно не сколько количество, сколько качество. Гипотезы это в определенном смысле планирование, умение прогнозировать. Значит они должны быть тщательно продуманы и обоснованы. Соответственно, критериями оценки гипотетичности в первую очередь выступают: правильность;  глубина обоснования;  соответствие действительности и точность;  оригинальность.

  1. Вариативность

Это способность  предлагать множество вариантов  решения одной задачи. Критериями оценки вариативности будут служить: количество возможных вариантов  решения, предлагаемые учеником;  четкость обоснованности предлагаемых решений;  способность высказывать максимальное количество идей, т.е. Быстрота;  оригинальность, т.е. способность высказывать нестандартные, не похожие на ранее предложенные решения.

  1. Импровизация

Это способность  высказывать широкое многообразие идей в неожиданных, быстро меняющихся условиях. Здесь важна скорость реакции  на изменившиеся условия и при  этом осознанно понимать и возможность  объяснить свои предполагаемые действия. Здесь для критерии оценки важны скорость реакции;  обоснованность действий; прогнозирование на результат.

        Итак мы видим необходимость  данных способностей в любой  сфере деятельности и насколько  важно их развивать начиная  с возраста младшего школьника.  Но какие же условия нужны для формирования общих способностей?  С.А.Тимофеева в своей статье описывает шесть условий для формирования способности к вариативности, однако, эти условия будут уместны для формированиях всех общих способностей.

  1. Знакомство младшего школьника с понятиями гипотетичности, вариативности и импровизации, их ролью в принятии решений, их полезность. Иными словами нужно вызвать интерес у детей.
  2. Положительная мотивация. Начиная понимать всю полезность, дети сами непроизвольно используют или пытаются использовать общие творческие способности.
  3. Понимание условий и требования задачи. Ребенок должен понимать, что от него хотят и анализировать найденные решения.
  4. Использование различного учебного материала. Чем более расширен круг использованного материала, тем больше развивается кругозор ребенка, а соответственно и вариативность решений, и гипотетичность и импровизация.
  5. Повышение самостоятельности школьников при решении различных задач.
  6. Поэтапное формирование.

Информация о работе Условия формирования творческих способностей младших школьников