Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:27, курсовая работа
Объект исследования: учебная деятельность младшего школьника
Предмет исследования: особенности освоения творческих способностей
Цель исследования: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.
Введение 3
1. Творчество и творческие способности.
1.1 Определение творчества 5
1.2 Определение и виды творческих способностей 6
2. Методики диагностики творческих способностей младших школьников 10
Заключение 19
Список литературы 20
Приложение №1 21
Приложение №2 37
Российский государственный педагогический университет
имени
А.И.Герцена
Институт
детства
Кафедра
педагогики и психологии начального
образования
КУРСОВАЯ
РАБОТА
УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила студентка II курса
4 группы дневного отделения
Глазунова Александра
Владимировна
Научный руководитель:
Зекцер Елизавета
Юльевна
Санкт-Петербург
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение
1.1 Определение
творчества
1.2 Определение
и виды творческих
2. Методики
диагностики творческих способностей
младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
ВВЕДЕНИЕ.
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в ее потоке , предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.
Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.
Школьное
образование служит базой для
дальнейшего непрерывного обучения
и самообразования в
Определение индивидуальных путей интеллектуального развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
Объект исследования: учебная деятельность младшего школьника
Предмет исследования: особенности освоения творческих способностей
Цель исследования: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.
Гипотеза: создание специальных условий во время учебной деятельности младшего школьника обеспечит эффективное формирование творческих способностей.
1.
ТВОРЧЕСТВО И ТВОРЧЕСКИЕ
СПОСОБНОСТИ.
Прежде чем понять что есть «творческие способности», нужно разобраться в самом понятии «творчество» и какой смысл оно несет. Для этого нужно ознакомиться с различными интерпретациями определения творчества. Например по Ярошевскому творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим[ Ярошевский, 1985] Если опираться на это определение творчества, то тогда можно считать, что это не только создания чего-то нового, но и развитие самой личности человека. Г.И. Вергелес и А.И. Раев говорят, что понятие «творчество» характеризует уровень новизны и оригинальности совершаемой деятельности.[ Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сборник научных трудов. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2002. с.3] С философской точки зрения с творчеством связано создание принципиально нового продукта, которого прежде не было. По этому определению творчество встречается в любой деятельности человека и может порождать как материальные так и духовные ценности в человеке. [ Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970, с.185 и др. ] В этих определениях есть что-то принципиально общее. Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество - это
"способность создавать любую
принципиально новую
В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству [ Виноградов, 1990].
Творчество является целеустремленным,
упорным, напряженным трудом. Оно требует
мыслительной активности, интеллектуальных
способностей, волевых, эмоциональных
черт и высокой работоспособности. [Петровский
А.В. Психология развивающейся личности.
М.: Педагогика, 1987]
Итак, творчество может сопутствовать
абсолютно любой профессии и любым людям,
потому что если человек любой профессии
создает, придумывает что-либо новое и
не важно насколько это новое велико или
мало, то значит этот человек творец. Даже
такие разные и несравнимые предметы как
спичка, памятник, картина и автомобиль
являются творениями человека, продуктами
его творческой деятельности. Итак, творчество
не может быть или не быть в человеке, оно
не может быть заложено от природы. Каждый
человек, который «способен выйти за пределы
тривиального, привычного, придает вещи
новое значение, новый вид, новую функцию,
превращается в творца»[Е.И.Николаева
«Психология детского творчества» с.10]
Соответственно и в школе все время происходит
творческая деятельность, поскольку они
все время на уроках познают что-то новое,
увеличивают уровень своих прежних знаний.
Однако понятие «творчество» не передает нам смысловое значение понятия «творческие способности». Для этого мы обратимся к различным определениям творческих способностей.
В. Сластенин под творческой
понимает способность,
В словаре по социальной
Согласно А. Маслоу
— это творческая направленность,
врожденно свойственная всем, но теряемая
большинством под воздействием среды.
В психологическом словаре
Все творческие способности можно классифицировать на специальные и общие. Под специальными способностями подразумеваются способности, о которых чаще всего говорят, т.е. способности к какому — либо одному определенному роду деятельности. (Например, музыкальные способности, художественные, литературные, математические и т.п.)
Общие способности несут в себе готовность к любой деятельности и к тому, что она будет успешно выполнена. К ним относятся:
Это способность выдвигать гипотезы. Однако здесь важно не сколько количество, сколько качество. Гипотезы это в определенном смысле планирование, умение прогнозировать. Значит они должны быть тщательно продуманы и обоснованы. Соответственно, критериями оценки гипотетичности в первую очередь выступают: правильность; глубина обоснования; соответствие действительности и точность; оригинальность.
Это способность предлагать множество вариантов решения одной задачи. Критериями оценки вариативности будут служить: количество возможных вариантов решения, предлагаемые учеником; четкость обоснованности предлагаемых решений; способность высказывать максимальное количество идей, т.е. Быстрота; оригинальность, т.е. способность высказывать нестандартные, не похожие на ранее предложенные решения.
Это способность
высказывать широкое
Итак мы видим необходимость
данных способностей в любой
сфере деятельности и
Информация о работе Условия формирования творческих способностей младших школьников