Позавательные способности младшего школьника

Автор: 2******@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Объект исследования - познавательные способности младшего школьника.
Предмет- процесс развития познавательных способностей на уроках математики в начальной школе.
Основные задачи:
- анализ литературных источников;
- организация проектной деятельности, направленной на развитие познавательных способностей у младшего школьника.
-выделение условий, при которых происходит формирование познавательных способностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей младшего школьника
Понятие способности
Познавательные способности
Условия развития познавательных способностей
Проектная деятельность
Типология проектов
Классификация проектов по продолжительности
Глава 2. Практическая часть
2.1. Этапы и условия реализации проекта
2.2. Проект «Окружность и круг в окружающем нас мире»
2.3. Содержание
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Министерство  общего и профессионального образования  Свердловской области

Свердловский  областной музыкально-эстетический педагогический колледж 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  познавательных способностей у младшего школьника 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Исполнитель:

                                                                     Путилова Я.А., студентка II курса

                                                       по специальности 050709

                                                                       преподавание в начальных классах

                                    Руководитель:

                                      Курбатова В.А.,

                                                                    преподаватель высшей категории 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2008

Оглавление

Введение

   Глава  1. Теоретические основы развития  познавательных способностей младшего  школьника

    1. Понятие способности
    2. Познавательные способности
    3. Условия развития познавательных способностей
      1. Проектная деятельность
      2. Типология проектов
      3. Классификация проектов по продолжительности

   Глава  2. Практическая часть

2.1. Этапы   и условия реализации проекта

2.2. Проект «Окружность  и круг в окружающем нас  мире»

2.3. Содержание

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Изучение математики на ступени начального общего образования  направлено на достижение следующих  целей:

-развитие образного  и логического мышления, воображения;  формирование предметных умений  и навыков, необходимых  для  успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

- освоение основ  математических знаний, формирование  первоначальных представлений  о математике;

-воспитание  интереса к математике, стремление  использовать математические знания  в повседневной жизни.

Что дает нам  основание  говорить о наличии  у человека способностей, к какой  либо деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения  деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми, приобретает соответствующие умения и навыки и добивается достижений, значительно превосходящий средний уровень.

От чего  это  зависит? Почему при равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-либо деятельностью и добиваются в ней наибольших успехов, чем другие? Дело в том, что любая деятельность, будь то педагогическая, музыкальная, математическая, литературная и др., предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Если  одни люди обладают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что они способны к этой деятельности. 

  В настоящее  время исследование ученых  убедительно  показали, что возможности людей,  которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма.  Задача заключается лишь в  том, чтобы раскрепостить мышление  человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала природа, и о существовании которых многие подчас не подозревают. Поэтому особенно остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

Одним из таких  приемов является внеурочная деятельность на уроках математики. Внеурочная деятельность направлена на расширение и углубление математических представлений учащихся начальной школы и предполагает три направления: участие в кружковой работе, факультативных занятиях и проектную деятельность.

  Учебный  проект – организационная форма  работы, которая ( в отличие от  занятия или учебного мероприятия)  ориентирована на изучение законченной  учебной темы или учебного  раздела и составляет часть учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать, как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Цель:

Объект исследования - познавательные способности младшего школьника.

Предмет- процесс  развития познавательных способностей на уроках математики в начальной школе.

Основные задачи:

- анализ литературных  источников;

- организация  проектной деятельности, направленной  на развитие познавательных способностей  у младшего школьника.

-выделение условий,  при которых происходит формирование  познавательных способностей.

Разработка и  использование методов проекта  во внеурочной деятельности по математике позволит:

1.расширить математический  кругозор учащихся.

2.активизировать  использование математических знаний  в повседневной жизни.

3. 
 
 
 
 
 
 

I глава. Теоретические основы развития познавательных способностей 

    1. Понятие способностей
 

   Согласно современному подходу  способности не есть непосредственный  продукт его биологической эволюции, наследственных особенностей; они  выступают как результат активного  участия человека в общественном процессе. Развитие и проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных способов организации деятельности.

   Рассмотрим некоторые определения  способностей: «Способности – это  такие психологические особенности  человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся».

 «Способности  – индивидуально-психологические  особенности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления определенного вида деятельности».

   Если обратить внимание на  важнейшие стороны данного определения,  то, во-первых, способности – это  индивидуальные особенности, то  есть то, что отличает одного  человека от другого; во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности и, в-третьих, особенности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности. Так к способностям можно отнести, например, музыкальный слух, чувство ритма и др.

   Чрезвычайно важна мысль Б.М.  Теплова о том, что для успешного  выполнения всякой деятельности  требуется обладание навыками  и умениями. Обобщая проблему  способностей, ученый пришел к  выводу, что не бывает способностей, которые не развивались бы и не формировались бы в процессе воспитания и обучения.

   Проблемам способностей посвящены  также исследования В.Н. Мясищева  и В.А. Крутецкого. В.А. Крутецкий  считает, что способности зависят  от уровня развития высокой  организованности, настойчивости, работоспособности. Он правомерно утверждает, что умения и навыки это уже имеющиеся у человека возможности.

   Н.С. Лейтес утверждает, что в  состав каждой способности входят  и некоторые способы действия.

   Ю. Самарин полагает, что умения  человека это один из важных аспектов способностей.

   Касаясь вопроса способностей, А.Н.  Леонтьев писал, что формирование  способностей происходит в процессе  деятельности, включая способы обращения  с предметами, общение при помощи  языка, умения и навыки.

   Еще один вопрос, непосредственно связанный с развитием способностей, это вопросы мотивации. Эмоциональная увлеченность и высокие достижения – оба фактора тесно взаимосвязаны. 

    1. Познавательные  способности.
 

   В процессе учебной деятельности  школьника большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, мышления, памяти. Развитие и совершенствование познавательных процессов более эффективно при целенаправленной работе в этом направлении, что влечет за собой расширение познавательных способностей детей.

   Внимание – это форма организации  познавательной деятельности, во  многом зависит от степени сформированности  такого познавательного процесса, как внимание. Внимание характеризуется такими свойствами, как: объем, устойчивость, умение переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

   Восприятие – это основной  познавательный процесс чувственного  отражения действительности, ее  предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, обществе. Психологические исследование показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким. В результате игровой и учебной  деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

   Память – процессы организации  и сохранения полученного ранее  опыта, лежит в основе любого  психического явления. Без включения  ее в акт познания ощущения  и восприятия будут переживаться  как впервые появившиеся, а  ориентировка в мире и его  познание станут невозможными. Среди характеристик памяти выделяют следующие природные свойства: скорость запоминания – количество повторений, необходимое для удержания информации, объем запоминания, скорость забывания, длительность сохранения и точность. Следует знать и то, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. И, все-таки, память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому важно развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучение детей к запоминанию логически связанных значений, способствует развитию их мышления.

   Вопрос об умственных возможностях  младшего школьника в разное  время решался по-разному. В  результате ряда исследований  выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, и при создании условий младший школьник может усваивать абстрактный, теоретический материал.

   Особенно это проявляется на  уроках математики, где от действий  с конкретными предметами ученик  переходит к умственным операциям  с числом.

  Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

Информация о работе Позавательные способности младшего школьника