Условия формирования творческих способностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: учебная деятельность младшего школьника
Предмет исследования: особенности освоения творческих способностей
Цель исследования: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
1. Творчество и творческие способности.
1.1 Определение творчества 5
1.2 Определение и виды творческих способностей 6
2. Методики диагностики творческих способностей младших школьников 10
Заключение 19
Список литературы 20
Приложение №1 21
Приложение №2 37

Работа содержит 1 файл

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МШ.doc

— 792.00 Кб (Скачать)

Можно выделить следующие этапы формирования:

    • содержательный — во время этого этапа учитель ознакамливает школьников с тем, какие творческие способности бывают, какие у них цели; учитель знакомит детей, показывает преимущества человека, в котором есть творческие способности
    • мотивационный -  здесь продолжается формирование положительного отношения; здесь уже не просто ознакомление, но и в создаваемых учителем ситуациях дети на деле понимают важность развития в себе творческих способностей
    • деятельный  подразумевает умение использовать на практике гипотетичность, вариативность и импровизацию.
 

   

          2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.  

    Для того, чтобы  построить план работы с учениками  по формированию творческих способностей предварительно нужно продиагностировать детей на выявления уровня этих способностей в них. В моей курсовой представлены: методика Торренса на дорисовывание рисунков, методика Гилфорда и опросник креативности Джонсона. А теперь поподробнее о них. 

Тест  Гилфорда на изучение творческого мышления (модифицированный)

Время проведения процедуры – около 40 минут.

Тесты предназначены  для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура  проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет  работа с тестами проводится в  групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).

    • Исследуемые факторы:
    1. Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
    2. Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
    3. Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
    4. Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

    В приложении 1 находятся  предлагаемые субтесты.

    Опросник  креативности Джонсона, в модификации  Е. Туник

    Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста.

    Креативность  – способность порождать необычные  идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству. Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.

    По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей  информации; в процессе поиска новых  решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.

    По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

    Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

    Уровень креативности Сумма баллов
    Очень высокий 40-34
    Высокий 33-27
    Нормальный, средний 26-20
    Низкий 19-15
    Очень низкий 14-8

      • Опросник:

      Творческая личность способна:

      1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
      2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
      3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
      4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
      5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
      6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
      7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
      8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

        • Лист  ответов

        Дата _____________ 
        Школа___________ Класс___________ Возраст______________ 
        Респондент (Ф.И.О.) ____________________________________ 
        (заполняющий анкету)

        В листе ответов  с номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:

        1. – никогда,
        2. – редко,
        3. – иногда,
        4. – часто,
        5. – постоянно.
        Ф.И.О. Характеристики креативности
            1 2 3 4 5 6 7 8
                           
                           
                           
                           
         

        ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

        Условия проведения Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят. Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

        В тесте используются следующие показатели креативности:

        Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести  созданного испытуемым изображения  на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

        Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных  заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

        Инструкция  к тесту Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

        Обработка результатов тестирования

        Для интерпретации  результатов тестирования ниже представлен  атлас типичных рисунков контрольной  выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

        Необходимо сопоставить  дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при  этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:

        1 0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%
        2 0,95 0,76 0,67 0,58 0,48 0
        3 4 2 1 1 0 0

        Примечание:

        1 - процент людей,  результаты которых превышают указанный уровень креативности;

        2 - значение индекса  оригинальности;

        3 - значение индекса  уникальности.

        Пример  интерпретации: пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:

        2,41 / 5 = 0,48

        Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного  протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены  в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

        СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ  БЛАНК

        Фамилия, инициалы _________________________________

        Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

        Дорисуйте картинки и дайте им названия! Дорисовывать можно что угодно и как угодно. Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой.

         
         

        Алфавит типичных рисунков представлен в приложении 2. 
         

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        В данной работе были изучены определения творчества, творческих способностей их видов и методов диагностики младших школьников на  их наличие. В результате анализа имеющейся по данной теме литературы можно прийти к выводу, что изучаемый мною вопрос был актуален и его изучали всегда, поэтому в данной работе приводятся различные точки зрения.Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности  характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку. Развитие науки и техники, темпы научно-технического процесса таковы, что совершенно необходимо «снабжать» науку и технику новыми идеями, строить новые проекты, поэтому, в связи со стоящими перед обществом задачами, вопрос о природе творческих способностей приобрел огромную практическую значимость.

        Сегодня творчество становиться необходимым инструментом  профессионального и обыденного существования.  
         
         

        СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сборник научных трудов. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2002.
        2. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.
        3. Е.И.Николаева «Психология детского творчества»,2005
        4. Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.
        5. статья М.Г. Ярошевского «Психология творчества и творчество в психологии», 1985.
        6. А.Н. Лук «Психология творчества», 1978.
        7. В.А. Моляко «Техническое творчество и трудовое воспитание»
        8. Словарь по социальной психологии
        9. Статья «Творческий человек» из книги «Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ». ,2004
        10. Е.Е. Туник «Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство», 1998
        11. http://psy.1september.ru/2000/47/8.htm

          Приложение  №1

        Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

        Задача: Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

        Инструкция  для испытуемого: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Инструкция зачитывается устно.

        Время выполнения субтеста – 3 мин.

        При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой  форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

          • Оценивание:

          Результаты выполнения теста оцениваются в баллах.

          Имеются три  показателя:

          1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

          Б = n, где Б – беглость, n – число уместных ответов.

          Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

          2) Гибкость – число классов (категорий) ответов.

          Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории – создание поделок и игрушек.

            • Категории ответов
            1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
            2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
            3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
            4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
            5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
            6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
            7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
            8. Сдача в макулатуру.
            9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
            10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
            11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
            12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

            Следует приписать  каждому ответу номер категории  из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ  из этой категории, то есть учитывать  каждую категорию только один раз.

            Затем следует  подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий  может изменяться от 0 до 12 (если не будет  дано ответов, отнесенных к новой  категории, которой нет в списке).

            За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.

            За одну категорию  начисляется 3 балла.

            Г = 3 m, где Г – показатель гибкости, m – число использованных категорий.

            3) Оригинальность – число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

            Один оригинальный ответ – 5 баллов.

            Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

            0р  = 5 k, где 0р – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов.

            Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует  проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

            Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

            Т 1 – суммарный  показатель первого субтеста, 
            Б 1 – беглость по 1 субтесту, 
            Г 1 – гибкость по 1 субтесту, 
            Ор 1 – оригинальность по 1 субтесту, 
            n – общее число уместных ответов, 
            m – число категорий, 
            k – число оригинальных ответов.

              • Субтест 2. Последствия ситуации

              Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

              Инструкция  для испытуемого: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

              Время выполнения субтеста – 3 минуты.

                • Оценивание:

                Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.

                Имеются два  показателя.

                1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – общее число приведенных последствий.

                1 ответ (1 следствие)  – 1 балл.

                Б = n.

                2) Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30-40 человек).

                1 оригинальный  ответ – 5 баллов.

                0р  = 5 k, где 0р – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов.

                Т 2 = n + 5 k.

                Т 2 – суммарный  показатель второго субтеста.

                Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся  ответов и ответов, не имеющих  отношения к поставленной задаче.

                  • Субтест 3. Выражение

                  Модификация для  детей 9–15 лет

                  Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

                  Инструкция  для испытуемого: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

                  Время выполнения субтеста – 5 минут.

                    • Оценивание

                    Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

                    1) Беглость – число придуманных предложений (n).

                    1 предложение – 1 балл.

                    Б = n.

                    2) Гибкость – число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».

                    1 слово –  0,1 балла.

                    Г = 0,1 m, где Г – показатель гибкости, m – число слов, используемых один раз.

                    3) Оригинальность

                    Подсчитывается  число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

                    Одно оригинальное предложение – 5 баллов.

                    Ор = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных предложений.

                    Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

                    Т 3 – суммарный  показатель третьего субтеста (для  детей 9-15 лет).

                      • Субтест 4. Словесная ассоциация

                      Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

                      Инструкция  для испытуемого: Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

                      Время выполнения субтеста – 3 минуты.

                        • Оценивание

                        Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

                        1) Беглость – суммарное число приведенных определений (n).

                        Одно определение  – 1 балл.

                        Б = n, где Б – показатель беглости.

                        2) Гибкость – число категорий ответов.

                        Одна категория  – 3 балла.

                        Г = 3 m, где Г – показатель гибкости, m – число категорий ответов.

                          • Категории ответов
                          1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
                          2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
                          3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
                          4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
                          5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
                          6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
                          7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
                          8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
                          9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
                          10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
                          11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
                          12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

                          Все ответы, относящиеся  к одной категории, учитываются  только один раз.

                          Максимальный  балл – 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

                          Г = 3 m, где Г – показатель гибкости, m – число категорий.

                          3) Оригинальность – число оригинальных определений.

                          Определение считается  оригинальным, если оно приведено  всего один раз на выборке в 30–40 человек.

                          Одно оригинальное определение – 5 баллов.

                          0р  = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, к – число оригинальных определений.

                          Т 4 = n + 3 m + 5 k.

                          Т 4 – суммарный  показатель четвертого субтеста.

                            • Субтест 5. Составление изображений

                            Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

                            Инструкция  для испытуемого: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

                            В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в  третьем – клоуна, а в четвертом  – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый  рисунок. Длина стороны квадрата – 8 см (для тестового бланка).

                            Испытуемому предъявляется  набор фигур и образец выполнения задания – лампа.

                            Время выполнения всех рисунков – 8 минут.

                              • Оценивание

                              Оценивание производится по двум показателям.

                              1) Беглость – гибкость. В данном показателе учитываются:

                              n 1 – число  изображенных элементов (деталей);

                              n 2 – число  использованных категорий фигур  (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.

                              Одна деталь – 0,1 балла.

                              Один класс  фигур – 1 балл.

                              n 3 – число  ошибок (ошибкой считается использование  в рисунке незаданной фигуры или линии).

                              Одна ошибка – 0,1 балла.

                              Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i – 0,1 n 3i ), где Б – беглость, i – номер рисунка (от 1 до 4).

                              Баллы Б суммируются  по четырем рисункам.

                              2) Оригинальность

                              k 1 – число  оригинальных элементов рисунка.

                              Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.

                              Один оригинальный элемент – 3 балла.

                              В одном рисунке  может быть несколько оригинальных элементов.

                              k 2 – оригинальность  четвертого рисунка (по теме, по  содержанию). Может встречаться один  раз на выборку в 30-40 человек.

                              k 2 может принимать  значения 0 или 1.

                              За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится  только к четвертому рисунку).

                              Ор 4 i=1 = 5 k + k 1i, где Ор – оригинальность, i – номер рисунка (от 1 до 4).

                              Т 5 = Б + 0р.

                              Т 5 – суммарный  показатель пятого субтеста, 
                              Б – беглость, 
                              0р – оригинальность.

                                • Субтест 6. Эскизы

                                Задача: Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

                                Инструкция  для испытуемого: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

                                Тестовый бланк – это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга – 1,5 см.

                                Время выполнения задания – 10 минут.

                                  • Оценивание

                                  Проводится по трем показателям:

                                  1) Беглость – число адекватных задаче рисунков.

                                  Один рисунок  – 1 балл.

                                  Б = n, где n – число рисунков (изменяется от 0 до 20).

                                  Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых  не использован стимульный материал – круг.

                                  2) Гибкость – число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.

                                  Одна категория  – 3 балла.

                                  Г = 3m, где m – число категорий.

                                    • Категории ответов
                                    1. Война (военная  техника, солдаты, взрывы).
                                    2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
                                    3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
                                    4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
                                    5. Игрушки, игры (любые).
                                    6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
                                    7. Лицо (любое человеческое лицо).
                                    8. Люди (человек).
                                    9. Машины. Механизмы.
                                    10. Посуда.
                                    11. Предметы домашнего обихода.
                                    12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
                                    13. Растения (любые – деревья, травы, цветы).
                                    14. Спортивные снаряды.
                                    15. Съедобные продукты (еда).
                                    16. Узоры, орнаменты.
                                    17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

                                    Если рисунок  не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

                                    3) Оригинальность

                                    Оригинальным  считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке  в 30–40 человек).

                                    Один оригинальный рисунок – 5 баллов.

                                    Ор = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных рисунков.

                                    T 6 = n + 3 m + 5 k.

                                    Т 6 – суммарный  показатель шестого субтеста.

                                    При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать  все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.

                                    У маленьких  детей, которые не умеют писать, после  окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет.

                                      • Субтест 7. Спрятанная форма

                                      Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

                                      Инструкция  для испытуемого: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

                                      Время выполнения субтеста – 3 минуты.

                                      Стимульный  материал: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

                                        • Оценивание

                                        Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

                                        1) Беглость – суммарное число ответов (n).

                                        Один ответ  – 1 балл.

                                        Б = n.

                                        1. Оригинальность – число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30-40 человек.

                                        Один оригинальный ответ – 5 баллов.

                                        0р  = 5 k, где Ор – оригинальность, k – число оригинальных, редких ответов.

                                        T 7 = n + 5 k.

                                        Т 7 – суммарный  показатель седьмого субтеста. 
                                         

                                        Приложение  № 2. 

                                         
                                         

                                         

                                         
                                         
                                         

                                         
                                         
                                         
                                         

                                         

                                         
                                         

                                         

                                         
                                         

                                         
                                         

                                         

                                         

                                         
                                         

                                         

                                         

                                         

                                         

Информация о работе Условия формирования творческих способностей младших школьников