Автор: Вероника Владимировна, 31 Августа 2010 в 19:30, курсовая работа
Один из важнейших аспектов управления – организация методической работы в детском саду, связанной, в первую очередь, с развитием профессионализма и повышением квалификации педагогов.
Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателей, хотя в ходе ее приходится решать и эти проблемы. Главным является оказание действенной и своевременной помощи педагогам. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. А если рассматривать проблему методической работы как одну из первоочередных, то неизбежно возникает чувство неудовлетворенности ее нынешним состоянием.
Проблема
повышения профессионального
В методической работе в детском саду накопилось много такого, от чего надо решительно отказаться. Главный ее недостаток - слабое воздействие на качество учебно-воспитательной работы, а значит, и на конечные результаты деятельности дошкольного учреждения. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы. Назовем важнейшие из этих недостатков:
Чтобы
усовершенствовать и добиться оптимального
построения методической работы в дошкольном
образовательном учреждении, необходимо
хорошо понимать саму ее сущность, основное
назначение, ведущие задачи и функции,
правильно формулировать
В качестве общих задач методической работы можно представить следующие :
Системное видение каждого участка управления и в первую очередь внутрисадовской методической работы - одно из важных качеств современного руководителя ДОУ и его заместителей. Система методической работы в детском саду - это часть системы работы с кадрами, часть системы управления педагогическим процессом, часть системы повышения квалификации педагогов, их непрерывного образования.
Наиболее существенное свойство системы - сложность ее построения. Система методической работы в зависимости от аспекта рассмотрения может быть построена в виде различных реально действующих структур. Например, управленческий аспект позволяет построить систему в виде следующего комплекса взаимосвязанных элементов: программирование - планирование - организация - регулирование - контроль - анализ - стимулирование - коррекция.
Деятельный аспект может выделить такую структуру: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.
В содержательном аспекте структура выглядит как взаимосвязь направлений методической работы: мировоззренческая подготовка - частнометодическая - дидактическая - воспитательная - психолого-физиологическая - этическая - общекультурная - техническая подготовка.
Организационный аспект предполагает систему, построенную из форм методической работы или объединений педагогов по возрастным группам воспитанников и т.д.
Все
рассмотренные аспекты и
Методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом.
Ценность этого фактора состоит в том, что он работает на уровне ежеминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки педагогов становится важной составляющей человеческого фактора в процессе перестройки ДОУ.
Эффективная
технология управления качеством педагогической
деятельностью в
Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы не только для ее правильного планирования и организации. Не менее важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой. Каждый сотрудник должен точно знать свои обязанности, требования к качеству своей деятельности, должен быть ответственным.
Контроль
за качеством педагогического
Чтобы проанализировать эффективность методической работы в ДОУ, необходимо сформулировать критерии ее оценки. Их количество может быть разным и зависеть от конкретного детского сада, но существует ряд общих критериев, которые и нужно всегда учитывать.
Первым критерием результативности методической работы можно считать результаты развития детей, достижение оптимального уровня для каждого ребенка или приближение к нему за отведенное время без перегрузки детей.
Второй критерий экономичности методической работы определяется как соотношение возрастания мастерства воспитателей, затрат и времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
Третий критерий заключается в том, что в коллективе наблюдаются улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего труда.
Руководитель должен исходить из понимания того, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.
Целостность системы управления методической работой в детском саду предполагает создание условий для эффективного повышения мастерства педагогов. Для различных ДОУ эти условия отличаются друг от друга, но тем не менее обладают и общими признаками, на основе которых можно объединить их в несколько основных групп:
Критериями эффективности методической работы, ее оптимизации являются:
Управление методической работой в детском саду только тогда будет целостной системой, если будет базироваться на важнейших принципиальных требованиях, а именно:
Таким образом, реализация в управлении методической работой комплекса названных требований должна обеспечить оптимальные результаты, что следует рассматривать в качестве одного из показателей эффективности методической работы в управлении современным ДОУ.
Управлению методической работой в настоящее время мы придаем большое значение, так как «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ДОУ, его прогрессивное развитие. В условиях демократизации и гуманизации современного ДОУ добровольный характер методической работы делает ее одним из наиболее демократических видов деятельности. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня ключевой фигурой обновления ДОУ, а потому следует задуматься над тем, как повысить роль его личности. Мы считаем, что только через совершенствование управления методической работой, поднятия ее на более высокий уровень можно изменить содержание в системе.
В дошкольном образовательном учреждении детском саду № 26 «Ветерок» д.Сарафоново, Ярославской области с целью повышения качества образовательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогов ДОУ необходимо:
-
создание коллектива
-
создание комфортного
- создание инновационного дошкольного учреждения;
-
создание интеллектуальной и
практической базы для
Созданию
творческой группы предшествовало издание
приказа, разработка положения о творческой
группе. (Приложение1)
Творческая группа должна проявлять активность, инициативность, творчество, стремиться к поиску новых знаний, овладевать новыми технологиями.
Наш детский сад на протяжении нескольких лет работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Практика работы доказала эффективность проектного метода в повышении профессионализма педагогов нашего ДОУ.
Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.