Управление ДОУ

Автор: Вероника Владимировна, 31 Августа 2010 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Один из важнейших аспектов управления – организация методической работы в детском саду, связанной, в первую очередь, с развитием профессионализма и повышением квалификации педагогов.

Работа содержит 1 файл

Управление методической работой 2003.doc

— 1.52 Мб (Скачать)

     Методическая  работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование  всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателей, хотя в ходе ее приходится решать и эти проблемы. Главным является оказание действенной и своевременной помощи педагогам. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. А если рассматривать проблему методической работы как одну из первоочередных, то неизбежно возникает чувство неудовлетворенности ее нынешним состоянием.

     Проблема  повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых  сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожно мала. Чем же объяснить все эти проблемы?

     В методической работе в детском саду накопилось много такого, от чего надо решительно отказаться. Главный ее недостаток - слабое воздействие на качество учебно-воспитательной работы, а значит, и на конечные результаты деятельности дошкольного учреждения. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы. Назовем важнейшие из этих недостатков:

  • задачи методической работы ставятся без указания конкретных желаемых результатов;
  • имеет место разрыв между содержанием методической работы и анализом содержания учебно-воспитательной работы в педагогическом коллективе;
  • методическая работа ведется бессистемно, педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;
  • формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога;
  • дает о себе знать разрыв между теорией и практикой в методической работе, недостаточна ее практическая направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям;
  • администрация многих детских садов недостаточно изучает возможности педагогов, не заботится о создании благоприятных условий для развития творческого потенциала коллектива;
  • методисты недостаточно готовы к осуществлению педагогического анализа, они зачастую отождествляют его с контролем.

     Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в дошкольном образовательном учреждении, необходимо хорошо понимать саму ее сущность, основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать наиболее важные, принципиальные требования к ее организации и осуществлению. Возьмем за исходную точку понятие сущности методической работы, сформулированное С.Ф.Багаутдиновой. Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ.

     В качестве общих задач методической работы можно представить следующие :

  • управление образовательным процессом (ведущая);
  • организация повышения квалификации педагогов;
  • организация работы с родителями.

     Системное видение каждого  участка управления и в первую очередь  внутрисадовской  методической работы - одно из важных качеств  современного руководителя ДОУ и его заместителей. Система методической работы в детском саду - это часть системы работы с кадрами, часть системы управления педагогическим процессом, часть системы повышения квалификации педагогов, их непрерывного образования.

     Наиболее  существенное свойство системы - сложность  ее построения. Система методической работы в зависимости от аспекта  рассмотрения может быть построена в виде различных реально действующих структур. Например, управленческий аспект позволяет построить систему в виде следующего комплекса взаимосвязанных элементов: программирование - планирование - организация - регулирование - контроль - анализ - стимулирование - коррекция.

     Деятельный  аспект может выделить такую структуру: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.

     В содержательном аспекте структура  выглядит как взаимосвязь направлений  методической работы: мировоззренческая подготовка - частнометодическая - дидактическая - воспитательная - психолого-физиологическая - этическая - общекультурная - техническая подготовка.

     Организационный аспект предполагает систему, построенную  из форм методической работы или объединений педагогов по возрастным группам воспитанников и т.д.

     Все рассмотренные аспекты и соответствующие  им структуры органично взаимосвязаны  между собой таким образом, что  все реализуются в каждой и  каждая структура реализуется во всех. Такое многоаспектное, многомерное, объемное видение системы методической работы позволяет руководителю ДОУ «высветить» слабые места системы и лучше добиваться ее эффективности.

     Методическая  работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом.

     Ценность  этого фактора состоит в том, что он работает на уровне ежеминутных  управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки педагогов становится важной составляющей человеческого фактора в процессе перестройки ДОУ.

     Эффективная технология управления качеством педагогической деятельностью в образовательном  учреждении должна характеризоваться следующим:

  • Управление должно быть ПРЕОБРАЗУЮЩИМ. То есть деятельность управленца должна быть направлена не на констатацию того или иного уровня качества образовательного процесса, а на совершенствование профессиональных умений с целью изменения, преобразования самой педагогической деятельности.
  • Содержание обучения и воспитания детей должно определяться с учетом пожеланий клиента.
  • Деятельность, направленная на обеспечение качества педагогического процесса, должна объединять всех сотрудников детского сада и одновременно должна быть строго структурирована.

     Знание  основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы не только для ее правильного  планирования и организации. Не менее  важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой. Каждый сотрудник должен точно знать свои обязанности, требования к качеству своей деятельности, должен быть ответственным.

     Контроль  за качеством педагогического процесса должен осуществляться не только и  не столько управленцами, сколько  самими педагогами. Контроль за качеством  должен стать частью производственных заданий. Эффективность педагогической деятельности определяется также и умением педагога оперативно и адекватно оценивать уровень усвоения программы детьми.

     Чтобы проанализировать эффективность методической работы в ДОУ, необходимо сформулировать критерии ее оценки. Их количество может  быть разным и зависеть от конкретного детского сада, но существует ряд общих критериев, которые и нужно всегда учитывать.

     Первым  критерием результативности методической работы можно считать результаты развития детей, достижение оптимального уровня для каждого ребенка или  приближение к нему за отведенное время без перегрузки детей.

     Второй  критерий экономичности методической работы определяется как соотношение  возрастания мастерства воспитателей, затрат и времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без  перегрузки педагогов этими видами деятельности.

     Третий  критерий заключается в том, что  в коллективе наблюдаются улучшение  психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и  их удовлетворенности результатами своего труда.

     Руководитель  должен исходить из понимания того, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

     Целостность системы управления методической работой  в детском саду предполагает создание условий для эффективного повышения мастерства педагогов. Для различных ДОУ эти условия отличаются друг от друга, но тем не менее обладают и общими признаками, на основе которых можно объединить их в несколько основных групп:

  • организационно-педагогические;
  • морально-психологические;
  • материальные;
  • санитарно-гигиенические.

     Критериями  эффективности методической работы, ее оптимизации являются:

  • взаимосвязь и интеграция всех звеньев методической деятельности, ее форм и методов, опытно-экспериментальной и методической работы;
  • систематичность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
  • оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
  • оценка результатов педагогического труда по конечным результатам (уровню образованности, воспитанности и развития детей);
  • своевременное обеспечение педагогических кадров научно-педагогической и учебно-методической информацией.

     Управление  методической работой в детском  саду только тогда будет целостной  системой, если будет базироваться на важнейших принципиальных требованиях, а именно:

  • связь с жизнью;
  • научность;
  • системность;
  • комплексность;
  • систематичность;
  • единство теории и практики;
  • оперативность, гибкость, мобильность
  • коллективный;
  • создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческих поисков педагогов .

     Таким образом, реализация в управлении методической работой комплекса названных требований должна обеспечить оптимальные результаты, что следует рассматривать в качестве одного из показателей эффективности методической работы в управлении современным ДОУ.

     Управлению  методической работой в настоящее  время мы придаем большое значение, так как «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ДОУ, его прогрессивное развитие. В условиях демократизации и гуманизации современного ДОУ добровольный характер методической работы делает ее одним из наиболее демократических видов деятельности. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня ключевой фигурой обновления ДОУ, а потому следует задуматься над тем, как повысить роль его личности. Мы считаем, что только через совершенствование управления методической работой, поднятия ее на более высокий уровень можно изменить содержание в системе.

     В дошкольном образовательном учреждении детском саду № 26 «Ветерок» д.Сарафоново, Ярославской области с целью повышения качества образовательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогов ДОУ необходимо:

     - создание коллектива творческих  единомышленников;

     - создание комфортного психологического  климата в коллективе;

     - создание инновационного дошкольного учреждения;

     - создание интеллектуальной и  практической базы для совершенствования  профессионального мастерства (методические  чтения, обобщение передового опыта,  семинары, тренинги).

     Созданию  творческой группы предшествовало издание приказа, разработка положения о творческой группе. (Приложение1) 

     Творческая  группа должна проявлять активность, инициативность, творчество, стремиться к поиску новых знаний, овладевать новыми технологиями.

     Наш детский сад на протяжении нескольких лет работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Практика работы доказала эффективность проектного метода в повышении профессионализма педагогов нашего ДОУ.

     Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Информация о работе Управление ДОУ