Университетская традиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:40, доклад

Описание работы

Старейшие европейские университеты были основаны в Средние века. Часто из-за ограниченности источников и неопределенности средневекового понятия университета трудно сказать точно, когда был основан тот или иной университет. Например, во Франции некоторые полагают, что Парижский университет является продолжением Академии Платона, которая после пребывания в Риме была перемещена в Париж

Работа содержит 1 файл

Университетская традиция.docx

— 49.74 Кб (Скачать)

Философское мышление Средневековья  является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем  подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее". Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.

Философия Средневековья - это  комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали  их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование).

Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов  Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма  подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).

В развитии философии Средневековья  выделяют 2 периода: патристика и схоластика.

Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических  доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика - усматривала  главную роль философии в обосновании  теологических догматов методами рационалистического  мышления (IX-XII в.).

Противоречия между патристикой  и схоластикой содержатся в споре  об универсалиях. В формировании понятийного  аппарата философского мышления Средневековья  велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную  окраску. "Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий  философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных  догматов).

Гуманизм

Философский термин "Гуманизм" означает в первую очередь вовсе не "человеколюбие", как можно было бы заключить из повседневного словоупотребления. Смысловой оттенок "гуманности" является производным по отношению  к исконному смыслу слова "гуманизм", и оттенок этот появился исторически  относительно недавно. Изначально понятие "гуманизм" возникло в эпоху Возрождения и означало, как написано в Советском Энциклопедическом Словаре, "признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей", и лишь в конце этого определения словарь добавляет более позднее значение этого слова: "утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений" (т.е. гуманизм в смысле "гуманности").

Если  попытаться выразить идеалы гуманизма  одной фразой, то это наверное будет фраза:  "Каждый человек имеет право стремиться к свободе". Разумеется, отдельные личности стремились к свободе и до эпохи Возрождения, однако в предбарьерную эпоху средневековья подобные стремления жестко подавлялись средневековым коллективизмом. Только после того, как межконтинентальный барьер роста был наконец преодолен, и европейская цивилизация стала гораздо более богата ресурсами, допустимый уровень свободы в Западной Европе поднялся до того уровня, когда западноевропейское общество смогло позволить себе существование такого явления как движение гуманистов. И то это произошло далеко не сразу, а после долгой и упорной борьбы, причем даже сегодня ни одно, даже самое высокоразвитое общество еще не может позволить себе чтобы все его члены стремились к свободе - сегодняшний относительно низкий уровень уровень развития производительных сил все еще требует, чтобы какая-то часть населения все еще пребывала в полурабском состоянии и занималась механической, отупляющей работой.   .  

 

Николай Коперник

Николай Коперник (Nicolaus Copernicus, 1473-1543) предложил астрономическую модель с Солнцем в качестве центра планетной системы. Эта гелиоцентрическая система противоречила господствовавшей геоцентрической системе, восходящей к Птолемею и признававшейся Церковью. Напомним, кстати, что гелиоцентрическая модель некогда уже предлагалась греческим астрономом Аристархом из Самоса (Aristarchus, ок. 310-230 до Р.Х.) Однако именно коперниканская модель привела в эпоху Ренессанса и Реформации к подрыву авторитета церкви и аристотелевской традиции. Коперник, конечно, не стремился к этому. Он только по настоянию друзей опубликовал работу О вращениях небесных сфер (De revolutionibus orbium coelestium) буквально в конце своей жизни. Но именно коперниканское учение вызвало интеллектуальные дискуссии.

Гелиоцентрическая система оказалось  революционной не только для церкви и аристотелево-птолемеевой традиции. Она революционизировала наш непосредственный жизненный опыт. Коперник дал нам возможность дистанцироваться от опыта, в центре которого мы находимся, и взглянуть на мир с совершенной другой позиции. Учение Коперника потребовало способности видеть мир и нас самих в совершенно новом ракурсе. Человек как субъект должен был посмотреть на окружающий мир и самого себя с совершенно иной, чем раньше, точки зрения.

 

Это рефлексивное дистанцирование и это "обращение" перспективы называется коперниканской революцией. Кант использовал эти обстоятельства для нового обоснования человеческого познания. Для других эти обстоятельства подрывали веру в человеческий разум. Раньше люди представляли мир, исходя из субъективной перспективы, в центре которой они находятся. Сейчас человеку пришлось отказаться от этого ложного самовозвеличивания и смотреть на себя, как на песчинку в мироздании! Этот отказ вместе с эволюционной теорией Дарвина и учением Фрейда о бессознательном дал подлинную оценку веры в человеческий разум. Подобные рассуждения стали своего рода образцом для критики традиционного доверия человеческому разуму и идеи привилегированного места человека во вселенной. (Конечно, при этом предполагается, что лицо, выступающее с подобной критикой, имеет веские основания для такого пессимизма. Но если оно действительно обладает ими, то дела с разумом обстоят не так уж и плохо!)

Итак, астрономическая теория, основывающаяся на систематических наблюдениях  и математических моделях, поставила  под сомнение освященный веками жизненный  опыт. В результате человек пережил  кризис, который привел к пересмотру его точки зрения на самого себя. Имея в виду сказанное выше о различных  типах опыта, отметим, что новые  теории, основанные на научном эксперименте (тип 2), оказали преобразующее влияние  на наш жизненный опыт (тип 1). Другими  словами, произошло "онаучивание" точки зрения человека на самого себя.

Но это изменение точки зрения человека на самого себя было двойственным. Оно не только вело к своего рода понижению космического ранга человека, но и к приобретению им нового положительного самосознания. Новая картина мира разрушала представление о совершенстве небесных сфер и об их качественном превосходстве над населенной человеком частью вселенной. Более того, прогресс, только что осуществленный в исследовании вселенной, содержал возможность нового, положительного самопонимания. Именно здесь находятся корни земной и научно обоснованной веры в прогресс, которой характеризуется Просвещение и последующие эпохи. В этой вере, конечно, много претензий, но в ней определенно отсутствует отрицательное представление человека о самом себе.

Тихо Браге (1546-1601)

Тихо Браге родился в местечке Кнутструп; он происходил из древнего датского рода.

Свою научную деятельность Тихо Браге посвятил наблюдениям неба. На небольшом острове Гвен он построил уникальную обсерваторию "Ураниборг" ("Небесный замок"), а позже "Звездный замок", где в течение 21 года проводил многочисленные наблюдения небесных светил. Большинство инструментов тихо Браге сделал сам. Ему удалось добиться высокой точности на инструментах без оптических приспособлений (1-2`). Небывалой точности наблюдений он добился не только увеличением размеров инструментов (наибольшим был шестиметровый квадрант), но и разработкой новых методов наблюдений.

Тихо Браге составил новые точные солнечные таблицы и уточненный каталог 800 звезд. Он открыл две новые  неравномерности ("неравенства") в движении Луны, периодическое изменение  наклона луной орбиты к эклиптике, а также изменения в положении  лунных узлов. С именем Тихо Браге  связаны открытие сверхновой звезды в созвездии Кассиоеи и первый обоснованный наблюдениями вывод о внеземной природе комет.

В течении 16 лет Тихо Браге вел наблюдения планеты Марс. Материалы этих наблюдений помогли его помощнику - немецкому ученому И. Кеплеру открыть законы движения планет. Последние годы жизни Тихо Браге жил и работал в Праге.

Дж.Бруно

Джордано Бруно (Филиппо Бруно) (1548 - 1600) – философ, ученый, поэт.

Родился Джордано Бруно в  городе Нола в 1548 году в военной семье. В одиннадцатилетнем возрасте в биографии Джордано Бруно состоялся переезд в Неаполь. Мальчик занялся изучением логики и литературы. Спустя 4 года после этого Бруно пришел в монастырь Святого Доминика. Он стал монахом, сменил имя Филиппо, данное при рождении, на Джордано. Выразив сомнение в некоторых божественных принципах, Бруно навлек на себя подозрения. Затем, если рассматривать краткую биографию Джордано Бруно, произошел его побег. Вначале он остановился в Риме, а после отправился на север Италии.

Вслед за этим в биографии  Бруно последовали частые путешествия  по европейским государствам, во время  которых он читал лекции. После  одного такого удачного выступления  Генрих III Французский предложил  Бруно остановиться у него во дворе. Также благодаря содействию короля Джордано Бруно отправился в Англию. Там философ находился под  покровительством власти, опубликовал  несколько своих работ. Однако очень  быстро Джордано нажил новых врагов, а в 1585 снова вернулся во Францию.

По приглашению Джованни Мочениго Бруно остановился в Венеции. Но после очередной ссоры Мечениго отправил инквизитору письмо, в котором рассказывал о негативном отношении Бруно к религии, отрицании божественных начал. После еще двух доносов в биографии Д.. Бруно последовал арест. Бруно заключили в тюрьму, где продержали семь лет. Не сумев изменить взгляды философа, инквизиторы вынесли ему смертный приговор, поставив тем самым точку в и без того краткой биографии Бруно. 17 февраля 1700 года на площади Кампо деи Фиори Джордано Бруно был сожжен на костре.

В философских идеях Бруно  совмещались: натурфилософия, неоплатонизм, философия пифагорейцев и античных материалистов. Бруно в своей  биографии предполагал, что Вселенная  бесконечна, в ней существует множество  подобных Солнцу тел, а в нашей  Солнечной системе есть неизвестные  пока планеты. Ученый выдвинул предположение, что на других планетах может быть жизнь. В своей биографии Бруно  проявил также литературный талант. Его произведения характеризуются  свободной драматической формой. Среди его литературных работ: комедия  «Подсвечник», поэма «Ноев ковчег», множество философских сонетов.

 

Ф.Бекон

Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившем перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени. Бэкон происходил из знатного рода и в течение всей своей жизни занимался общественной и политической деятельностью: был адвокатом, членом палаты общин, лорд- канцлером Англии. Незадолго до конца жизни общество выразило ему осуждение, обвинив во взяточничестве при ведении судебных дел. Он был приговорен к крупному штрафу (40 000 ф.ст.), лишен парламентских полномочий, уволен из суда. Умер в 1626 г., простудившись, когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод обеспечивает сохранение мяса от порчи, и тем самым продемонстрировать силу разрабатываемого им экспериментального научного метода. С самого начала своей философской творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину "естественной" философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризма. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии. Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствии со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом большом своем произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории", отдельных явлениях и процессах природы. Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона" (своего рода исследовательского центра. Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "цель общества -познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным" [Соч. Т. 2. С. 499]. Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии" [Соч. Т. 2. С. 37]. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных. Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образовываются недостаточно обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие понятия - результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знания, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти понятия, так как если понятия образовать поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что на них построено. Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания: "Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный" [Соч. Т. 2. С. 14-15]. Хотя проблема индукции и раньше ставилась предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один- единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий, предрассудков. В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования - таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Если, используя любимый Бэконом пример, кто-то хочет найти форму тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что не имеет общего, т.е. то, что есть, когда тепло присутствует. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но которые не обладают теплом. Например, в первой таблице могут быть перечислены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую -включаться такие вещи, как лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно отсеять все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. Для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать у другими и изучать в немного измененных обстоятельствах. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые подобно муравью собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительных догматиков, которые как паук ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов). Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, так как "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде" [Соч. Т. 2. С. 18]. Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в телеологическом приписывании природе конечных целей, которые ей не свойственны. В этом и проявляется идол рода. Привычку ожидания большего порядка в явлениях природы, чем в действительности, можно найти в них, - это идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. Он указывал, что часто орбиты вращающихся планет считаются за круговые, что необоснованно. Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум не сухой свет, его укрепляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает... Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум" [Соч. Т. 2. С. 22]. Идолы площади - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - только имена, знаки для общения между собой они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи. Идолы театра - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера в которых оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это своего рода "философский театр", по его мнению. Разработанный Бэконом индуктивный метод, лежащий в основе науки, должен, по его мнению, исследовать внутреннее присущие материи формы, являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства - определенного вида движения. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить от предмета все случайное. Это исключение случайного, конечно, - мысленный процесс, абстракция. Бэконовские формы - это формы "простых природ", или свойств, которые изучают физики. Простые природы - это такие вещи, как горячее, влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту природы", из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы, как на "законы". Они - детерминанты и элементы фундаментальных структур мира. Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных вещей. Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, так как для Бэкона форма - своего рода движение материальных частиц, составляющих тело. В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать причины явлений. Причины могут быть разными - или действующими, которыми занимается физика, или конечными, которыми занимается метафизика. Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в. Однако Бэкон в своих исследованиях недостаточно подчеркивал роль гипотезы в развитии знания, хотя в его времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иное предположение, гипотеза и из нее выводятся различные следствия. При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом случае большая роль принадлежит математике, который Бэкон не владел в достаточной степени, да и математическое естествознание в то время только формировалось. В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно- технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты чудесного исцеления здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и приспособления по оживлению после смерти, и многое другое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На современном языке его можно было бы назвать технократом, так как он полагал, что все проблемы своего времени можно решить на пути научно-технического прогресса. Несмотря на то что он придавал большое значение науке и технике в жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляет веру. Он утверждал, что "легкие глотки философий толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии" [Соч. Т. 1. С. 89]. Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости экспериментального изучения природы сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI- XVII веков. Логический метод Бэкон дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона положительно воспринята в истории науки и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии в дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в XVIII в., в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание. Они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Некоторые исследователи (например, Дж. Дьюи) даже рассматривают его как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины. (Имеется в виду его высказывание: "Что в действии полезно наиболее, то и в знании наиболее истинно" 

Рене Декарт  
(1596 - 1650) 
Биография

Рене Декарт родился 31 марта 1596 г. в  семье мелкого чиновника на далеком  западе Франции, недалеко от современного города Тур.

После окончания иезуитского колледжа Рене нанялся солдатом, а потом  стал писарем сначала в армии  французского, а потом баварского королей. Вместе с армией Декарт кочевал  по всей Западной Европе. В путешествиях он, по его же словам, "изучил Большую  книгу мира - мать Природу", много  читал, а при случае - общался с  современными ему учеными и философами.

В 1628 году Рене Декарт впервые устно  изложил итоги своих философских  размышлений просвещенному и  очень влиятельному в то время  парижскому кардиналу Баньо. Последний горячо поддержал начинающего философа, поспособствовал публикации его первых произведений.

1629 году, Декарт поселился в Голландии  и посвятил себя исключительно  научной деятельности. За 31 год непрерывной  работы, в условиях преследования  католической и протестантской  церквями (Декарт и умер в бегах  от своих преследователей) он  сделал и описал ряд научных  открытий, которые вошли в золотой  фонд научных знаний человечества.

Им единолично сделаны и сформулированы законы инерции, преломления и отражения  лучей, сохранения и измерения движения, алгебры переменных величин, условных рефлексов у животных, относительности  движения, ввел использование в математике и физике оси координат X, Y, Z. Он автор  теории, объясняющей образование  и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри  Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).

Он создал философию, которая еще  при его жизни превратилась в  доминирующую в философской мысли  Европы школу и направление, которая  взяла его имя (Де Карт, по латыни - Cartesius) - картезианство. В основе философии Декарта дуализм души и тела, мыслящей и протяженной субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, непосредственная достоверность сознания ( мыслю, следовательно, существую ). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления.

Он вел постоянную и огромную переписку почти со всеми своими выдающимися современниками. И это  при том, что Декарт не был человеком богатырского здоровья и что его слабый организм свела в могилу небольшая простуда на сырых улицах Стокгольма. В одну из своих поездок Декарт простудился и по возвращении из дворца слег: у него обнаружилось воспаление легких.

Информация о работе Университетская традиция