Культурные традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:04, реферат

Описание работы

В современном мире растет интерес к традиционным формам культуры – художественным народным промыслам национальным видам спорта, фольклору, самодеятельному творчеству, народной медицине и педагогике, праздникам и ритуалам, этикету, кулинарии. Познавая их, человек глубже проникает в духовные истоки культуры, учится бережно относиться к самобытности народа.

Содержание

Культурные традиции..…………………………………………………………3-6
Список использованной литературы…………………………………………….7

Работа содержит 1 файл

традиции.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Культурные  традиции..…………………………………………………………3-6

Список  использованной литературы…………………………………………….7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культурные  традиции 

     В современном мире растет интерес  к традиционным формам культуры –  художественным народным промыслам национальным видам спорта, фольклору, самодеятельному творчеству, народной медицине и педагогике, праздникам и ритуалам, этикету, кулинарии. Познавая их, человек глубже проникает в духовные истоки культуры, учится бережно относиться к самобытности народа.

     Традиции  возникли давно, и в древние века они определяли общественную и личную жизнь человека. Традиции содержали  наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной  деятельности, устройства жилища, способы  воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях – все это сделало традицию средством передачи культуры народа. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Плохое отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. «Слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни». Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать.

     Традиционные  формы культуры в основном распространялись в те периоды истории общества, когда социальное развитие шло медленным  темпом, жизнь подчинялась заведенному  порядку. Усилению роли традиций способствовали замкнутость культурной жизни, ограниченность перемен, отсутствие или слабое развитие письменности. В этом смысле традиционные формы культуры выражали «социальный консерватизм и были выгодны правящему классу эксплуататоров, ибо поддерживали устойчивость власти». Поэтому культурный прогресс, развитие общественной жизни были  связаны с преодолением традиции, которые сковывали «инициативу и творчески-преобразовательную деятельность народа». К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами животных».

     Традиции  всегда выражали интересы определенных классов или социальных групп  и имели прогрессивное или  реакционное содержание. «Косность, психологическая инерция, сопротивление  новому, передовому, закрепление архаичных форм жизни, пережитков прошлого проявляются в отсталых традициях. Именно они тяготеют как «кошмар над умами живых».

     Но  было бы неправильным видеть в традициях  только негативный смысл, в них искать «корень зла» и «нигилистически» относиться ко всем традициям вообще. Вполне очевидно, что такое «отрицание социально-позитивной роли традиций не только не соответствует исторической реальности, но может оказать пагубное воздействие на общественное сознание, отношение к истории и культуре. Как всякая крайность, подобная позиция приводит к глубоким идеологическим просчетам.

     В основе традиции лежит длительный опыт социальной группы. Нормы, символы, фольклор создают своеобразный сценарий поведения  человека в определенных ситуациях. Заложенный в них смысл гарантирует правильность действий, предостерегает от неверных поступков, обеспечивает надежность поведения.

     Интересно, что даже новое, чтобы утвердиться  в жизни, тоже должно «обрасти» стереотипами, получить признание, включиться в традицию. Поэтому так неточно упрощенно-схематическое противопоставление традиции и новаторства. Любой производственный почин должен иметь последователей, художественное творчество – создавать направление, научные открытия иметь школу и т.д.».

     Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений.

     Другой  тип представляют пластичные, подвижные  традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.

     Традиция  проявляется в разнообразных  «стереотипизированных действиях», соотносится с такими близкими, но не совпадающими по значению явлениями, как обычай, обряд, ритуал, этикет, мода. Все они содержат определенные программы поведения в той или другой ситуации. Например, «всеобщность традиции гостеприимства сочетается с разнообразными ритуалами действий у разных народов. Традиционные формы приобретают национальную самобытность, неповторимость, уникальность».

     Общества  различаются между собой характером и содержанием традиций, темпами  их обновления и распространения, способами  закрепления и передачи другим поколениям. Некоторые традиционные формы культуры длительное время сохраняются без перемен. Таковы, например, традиционные народные игры, приготовление пищи, ритуалы торжественных событий. Культурные традиции уходят в глубь веков, но от этого не теряют своей современности.

     Создание  новых обрядов бракосочетания, юбилейных  семейных праздников, праздников урожая, проведение соревнований по профессиям предполагают использование богатого культурного наследия, народных традиций. Когда создаются исторически неоправданные, надуманные ритуалы и обряды, они не достигают нужного психологического и эмоционального влияния на личность. «Случайные сценарии, заимствование инородных норм и эталонов ведут к дискредитации культурных традиций, могут породить цинизм и скептицизм.

     Традиции, выступающие как коллективная память, являются в то же время элементом  этнического самосознания. Они содействуют  возникновению у людей национально-этнического  «притяжения», сходных переживаний, укрепляют чувства патриотизма  и национальной гордости». Приобщение к прогрессивным традициям необходимо при воспитании молодого поколения. Знание традиций организует жизненный опыт, дает необходимые ценностные ориентиры, способствует закреплению авторитетов. Поэтому культурные традиции имеют значение для педагогической науки, всей практики воспитания.

     Таким образом, выявляется всеобщее значение традиций, в котором выражается способность  культуры, как к созданию «нового, так и к воспроизведению прошлого опыта в социальной практике общества и личности».

     Традиция  является одной из важных категорий  теории культуры. Всеобщность и универсальность  этой категории определяется тем, что  традиции присутствуют во всех сферах – в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре.

     Особый  интерес представляет динамика культурных традиций, факторы, влияющие на их распространение  и популярность. Традиции могут сжиматься  до минимума, почти исчезать, а затем  в новых условиях вдруг возрождаться, набирать силу, приобретать влияние  на современников. Этот загадочный феномен угасания и возрождения традиций всегда вызывал споры.

     Иногда  традиции под натиском различных  обстоятельств разбиваются на мелкие части. В памяти и народном обиходе  остаются лишь осколки, останки прошлых  ритуалов, обычаев и обрядов. И эти отдельные, разрозненные «атомы» традиций обретают новую жизнь, включаясь в современные события. Контакты приводят к тому, что в такую рекомбинацию традиций включаются также элементы культур других народов и возникает новая форма.

     Для динамического развития культуры нужно располагать «богатым культурным фондом, который способствует разнообразию духовной жизни. Прогрессивные культурные традиции, весь объем культурного наследия представляют основу для культурного развития, взаимообогащения культур и культурных контактов.

     Прогрессивные традиции включаются в современность, способствуют укреплению национального  самосознания, чувства любви к  Родине и гордости за ее историю.

     Традиции  – важнейший инструмент передачи и освоения культурного наследия, и обращаться с ним нужно бережно и умело. Историческая миссия и интернациональный долг народов мира состоят в постоянном приобщении все новых и новых поколений к культурным ценностям, в обогащении и пополнении сокровищницы мировой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  использованной литературы 

   1. «Время культуры» С. Неретина, А. Огурцов. Санкт-Петербург, 2002 г.

   2. «Диалог о культуре» С. Н.  Иконникова, М., 2004 г.

   3. «Социология» А. А. Радугин, К. А. Радугин, Москва, 2003 г. Издательство «Центр». 
 

Информация о работе Культурные традиции