Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 03:07, контрольная работа
Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени.
Традиции выполняют две социальные функции:
являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений
осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.
Введение……………………………………………………………………………...…..3
1 Традиции и обычаи………………….………… …………………………...………...4
1.1 Род и человек………………………………………………………………..…….…4
1.2 Дружина…………………………………………………………..……………….....6
1.3 Особые люди…………………………………………………………………….…..7
1.4 Правда……………………………………………………………………...………...8
1.5 Месть…………………………………………………………………………………9
1.6 Поединок……………………………………………………………………………10
1.7 Социальная иерархия…………………………………………………………..…..11
2 Основные обряды…………………………………………………………………….13
2.1 Инициация……………………………………………………………...…………...13
2.2 Свадьба……………………………………………………………………………...13
2.3 Похороны…………………………………………………………………………...14
3 Русские праздники………………………………………………………………..….15
3.1 Масленица……………………………………………………………………...…..15
3.2 Пасха Христианская…………………………………………………………..…...16
3.3 Рождество Христово……………………………………………………………….17
3.4 Святки……………………………………………………………………………….19
3.5 Аграфена Купальница да Иван Купала…………………………………………...21
Заключение………………………………………...…………………………………...25
Список используемой литературы…………………………………………..………..26
по дисциплине «Культурология» на тему:
«Традиции в культуре»
Выполнила:
студент 1 курса группы 86.1у
Николаева Мария Юрьевна
№
зачетной книжки: _______
Великий Новгород
2007 г.
Введение…………………………………………………………
1 Традиции и обычаи………………….………… …………………………...………...4
1.1 Род
и человек……………………………………………………………
1.2 Дружина………………………………………………………….
1.3 Особые
люди……………………………………………………………………
1.4 Правда………………………………………………………………
1.5 Месть…………………………………………………………………
1.6 Поединок…………………………………………………………
1.7 Социальная
иерархия…………………………………………………………
2 Основные
обряды………………………………………………………………
2.1 Инициация………………………………………………………
2.2 Свадьба……………………………………………………………
2.3 Похороны…………………………………………………………
3 Русские
праздники………………………………………………………
3.1 Масленица………………………………………………………
3.2 Пасха
Христианская………………………………………………
3.3 Рождество
Христово…………………………………………………………
3.4 Святки………………………………………………………………
3.5 Аграфена Купальница да Иван Купала…………………………………………...21
Заключение………………………………………...……
Список используемой
литературы…………………………………………..……
ВВЕДЕНИЕ
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции.
Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности.
Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени.
Традиции выполняют две социальные функции:
Традиции
также производят и воспитательное
действие на человека. Они формируют
сложные привычки – определённую
направленность поведения. Сложная
привычка – это активная форма
отражения требований жизни. В любой
ситуации, имеющей к ней отношение,
она в границах утверждаемой ею направленности
поведения предоставляет человеку свободу
выбора конкретного поступка. На основе
сложной привычки всегда имеется возможность
импровизировать поведение. Традиции
как массовые сложные привычки ориентируют
поведение не только в утвердившихся отношениях,
но и в тех их новых вариантах, которые
возникают неожиданно, резко отличаясь
от привычного. Например, традиция творческого
отношения к труду побуждает человека
к поиску более производительных приемов,
способов в новых для него видах производственной
деятельности, к глубокому овладению новых
для него специальностей.
1 Традиции и обычаи
1.1 Род и человек
«Скажи мне, какого ты рода, и я скажу, кто ты».
У нас семья – это отец, мать, один-два ребёнка. Самое большее, есть ещё дедушка с бабушкой и дядя с тётей, да и те живут, как правило, где-нибудь в другом месте. Если же в семье трое детей, она считается многодетной. В древности, во-первых, все поколения семьи жили обыкновенно под одной крышей, да ещё где-нибудь неподалёку находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Во-вторых, детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников, не забудем, богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить... Представьте себе такой дом, в котором живут четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными... Целое общежитие, и все – родственники! Учёные-этнографы, изучающие жизнь самых разных народов, так и называют подобный родственный коллектив – «большая семья».
Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не индивидуальностью со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как члена рода. Он казался себе частичкой единого тела, единой души. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день). Предки – чуры, щуры – хранили своих потомков, предостерегали их, являясь им в образе птиц (знаменитое «чур меня»).
Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты рода, люди сразу понимали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную репутацию. В одном люди исстари славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного набедокурившего отвечал весь род.
В ту эпоху повседневная одежда каждого человека представляла собой его полный «паспорт». Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. В древности одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести. В древности точно такие же порядки существовали и у нас на Руси. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: «По одежке встречают, провожают по уму». Только не все теперь знают, из каких отдалённых времён явилась эта народная мудрость. Обычно считается, что «по одёжке» видно, богат ли человек и со вкусом ли одевается. На самом деле всё гораздо серьёзней: впервые повстречав человека, «по одёжке» определяли его род и решали, как себя с ним вести.
В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня – даже самая дальняя, которую мы назвали бы «седьмая вода на киселе» – готова была прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного. В древней Скандинавии случалось даже так, что суд решал спорное дело в пользу того, кто приводил с собой больше родни. И даже не потому, что родня эта являлась на суд с оружием... Мой род – моя крепость!
Зато в любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше для его рода. А свои личные интересы соблюдать только потом. Такое общество, в котором безраздельно властвует род, учёные называют традиционным. Если познакомиться с основами древней традиции, окажется, что она совершенно четко нацелена на выживание рода. Никакого «индивидуализма» традиционное общество не признаёт. И, поскольку человечество не вымерло, значит, подобное положение большую часть людей худо-бедно устраивало.
Традиционное общество с некоторой натяжкой можно уподобить муравейнику. Природе всё равно, погибнет или будет жить данный конкретный муравей: лишь бы уцелел муравейник. Вот и человеческое общество на определённых этапах своего развития заботится не столько об индивидуальной судьбе отдельного человека, сколько о выживании общества в целом. То есть – рода.
Что из этого получалось?
Род, полностью определявший жизнь каждого из своих членов, временами диктовал им свою непреклонную волю в самых деликатных вопросах. Например, если два рода, жившие по соседству, решали объединить свои усилия, вместе отправляться на охоту или в море за рыбой, или отбиваться от врагов, – самым естественным казалось скрепить союз родственными отношениями. Если в одном роду был взрослый парень, а в другом – девушка, родственники могли попросту приказать им жениться. И всё! Никакие отговорки не принимались. Подумаешь там, «любит – не любит». Какие мелочи, если речь идет о благополучии рода! Стерпится - слюбится...
1.2 Дружина
Человек, оказавшийся в те времена «без роду и племени» – все равно, изгоняли его или он уходил сам – чувствовал себя весьма неуютно. Одиночки неизбежно собирались вместе, и столь же неизбежно их товарищество, поначалу равноправное, обретало внутреннюю структуру, причем по принципу все того же рода.
Род был и самой первой формой общественной организации, и самой живучей. Человеку, не мыслившему себя иначе как в роду, непременно хотелось, чтобы рядом по-прежнему были отец и братья, готовые прийти на помощь Поэтому предводитель дружины считался отцом своих людей, а воины одного ранга – братьями. Пояснить это можно любопытным примером из жизни древней Руси, где в свое время господствовали примерно такие же порядки. Членов дружины такого-то князя наши летописи именуют еще «чадью», то есть в буквальном переводе его «детьми». Воинов князя Василька, например, так и называют «Васильковичами», хотя о физическом родстве нет и речи.
Рассказывая о родовом обществе, ученые пишут: «Родственниками не рождались». Парадоксальная на первый взгляд фраза означает, что новорожденный, появившийся в данной семье, должен был еще «доказать» свое право быть её членом: над ним совершали вполне определенные ритуалы, по ходу которых должно было выясниться, настоящий ли это человеческий младенец или «подменыш», злой дух в обличье ребенка.
Надо ли после этого удивляться, что и воинский «род», в который вступали уже сложившиеся, взрослые люди, подвергал новых членов многочисленным испытаниям?
А значит, желающим вступить в воинские братство назначался и испытательный срок, и весьма серьезный экзамен. Причем экзамен подразумевал испытание не только чисто профессиональных качеств – ловкости, силы, владения оружием, – но и обязательную проверку духовных качеств, а также мистическое Посвящение.
1.3 Особые люди
Упомянув о Посвящении, сразу заметим, что в древнейшие времена воинские союзы вообще носили тайный и насквозь мистический характер. Мы теперь отдаленно можем представить нечто подобное, лишь когда речь идет о тайных школах восточных единоборств. В древности же это распространялось на все профессиональные воинские сообщества. Почему так?
Воины участвуют в сражениях, убивают и проливают кровь. Человек, убивший любое живое существо, и в особенности другого человека, «протыкает дырку» между мирами умерших и живых. Дырка эта затягивается в течение какого-то времени, и кто знает, какие злые силы успеют сквозь нее проскочить? Не говоря уже о душах погубленных врагов, которые постараются всячески отомстить убийце, а заодно и всем, кто окажется поблизости. Одним словом, человек, совершивший убийство – пусть даже в бою, сражаясь за свое племя, – неизбежно объявлялся «нечистым».