Типичные ошибки семейного воспитания способствующие формированию делинквентного поведения подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:40, реферат

Описание работы

Проблема исследования связи между семейными переменными и текущей либо последующей делинквентностью является весьма актуальной, ведь подростковый возраст – это время становления характера личности. По поведению подростка мы можем видеть характерности проявлений сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение «трудным». В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 64.92 Кб (Скачать)

 

4 — способен различать  «пло­хие» и «хорошие» поступки  и поведение, осуждать и одобрять  их;

 

5 — активное неприятие  антиобщественных проявлений, стремление  бороться с ними.

 

18.       Самокритичность,  наличие навыков самоанализа:

 

1 — на­выков самоанализа  и самокритичности не имеет  и не стре­мится их развить;

 

2 — самоанализ иногда  возникает под влиянием осуждения  окружающих;

 

3 — самоанализ отсут­ствует  либо слабо выражено критическое  отношение к себе;

 

4 — самоанализ и самокритичность  проявляются, но не всегда выражаются  в активных усилиях по самовоспи­танию;

 

5 — самоанализ и самокритичность  являются ос­новой программ самовоспитания  и самосовершенствования.

 

19.       Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способ­ность к сопереживанию,  эмпатии:

 

1 — проявление жесто­кости  по отношению к товарищам, младшим,  слабым, жи­вотным;

 

2 — способность совершать  жестокие поступки «за компанию»,  под влиянием других, слабо развита  спо­собность сопереживания;

 

3 — черствость, невниматель­ность  в отношении с одноклассниками,  товарищами, ро­дителями;

 

4 — эмпатия, сопереживание  по отношению к близким, родным, товарищам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь;

 

5 — высокоразвитая действенная  эмпатия, выражающаяся в способности  сопереживать к чужой боли  и радости, чуткое реагирование  на состояние других людей.

 

20.       Волевые  качества, невосприимчивость к дурному  влиянию, способность самостоятельно  принимать решения и преодо­левать  трудности при их выполнении:

 

1 — использование сильных  волевых качеств в антиобщественных  целях;

 

2 — слепое подчинение  чужому негативному влиянию, импуль­сивность,  слабая волевая регуляция поведения;

 

3 — стремление уходить  от ситуаций, требующих волевого  на­чала, преодоления трудностей, принятия решений, сопро­тивления  среде;

 

4 — хорошо выраженная  волевая само­регуляция, позволяющая  противостоять чужому влиянию,  преодолеть трудности внешнего  и внутреннего характера;

 

5 — сильные волевые  начала, проявляющиеся не только  на уровне саморегуляции поведения,  но и в коллективе, в способности  направлять коллективные и общественно  полезные действия.

 

21.       Внешняя  культура поведения. Внешний вид:

 

1 — неряш­ливость, запущенность  одежды, прически, отсутствие куль­турных  навыков общественного поведения;

 

2 — безвкуси­ца внешнего  вида, бравирование псевдомодной  одеждой, прической, вульгарность  манер;

 

3 — безразличие к внешно­сти, отсутствие эстетического начала  в отношении к свое­му внешнему  виду, к манере поведения;

 

4 — аккуратный, подтянутый  внешний вид, высокая культура  поведения;

 

5 — эстетическая воспитанность,  развитое чувство вкуса, проявляющееся  в одежде, поведении, манере держаться.

 

22.       Отношение  к алкоголю:

 

1 — злоупотребление алкоголем  либо регулярное употребление  наркотиков, токсических веществ;

 

2 — эпизодическое употребление  алкоголя либо токсических веществ;

 

3 — нейтральное отношение  к ал­коголю, непонимание вреда,  который приносит алкоголь или  токсические вещества;

 

4 — осознанный отказ  от упот­ребления спиртного;

 

5 — активная позиция  в борьбе с алкоголем и с  наркоманией.

 

23.       Отношение  к табакокурению:

 

1 — закрепившаяся привыч­ка  к курению;

 

2 — эпизодическое курение;

 

3 — воздер­жание от  курения, благодаря запретам родителей,  учите лей;

 

4 — осознанный, самостоятельный  отказ от курения;

 

5 — активное неприятие  курения как в отношении себя, так и своих товарищей.

 

24.       Отношение  к наркотикам:

 

1 — регулярное употребление  наркотиков;

 

2 — эпизодическое употребление  наркотиков;

 

3 — воздержание от наркотических  средств, благодаря запретам родителей,  друзей и др.;

 

4 — осознанный отказ  от употребления наркотиков;

 

5 — активный противник  употребления наркотических средств,  пропагандирующий жизнь без наркотиков.

 

25.       Культура  речи, засоренность ее нецензурными  выражени­ями:

 

1 — сквернословие, употребление  нецензурных вы­ражений в общественных  местах;

 

2 — привычное сквер­нословие  в кругу сверстников;

 

3 — эпизодическое сквер­нословие  «по случаю»;

 

4 — осуждение сквернословия,  из­бегание нецензурных выражений;

 

5 — активное стремле­ние  к очищению речи от сквернословия.

 

Приложение 3

 Примерная программа  деятельности социального педагога

 

1.     Необходимо  тщательное изучение семей, в  первую очередь

нравственно-психологического климата семьи в них и педагоги­ческой  просвещенности. Необходима дифференциация семей по

типам:

 

- конфликтные;

 

- педагогически несостоятельные;

 

- аморальные.

 

2.  Единственно правильный  путь повышения эффективнос­ти  «домашнего воспитания» - это  создание в семье благоприят­ной  нравственно-трудовой атмосферы,  при которой родители от­носятся  друг к другу с любовью, доверием  и уважением.

 

Достижение этой цели возможно путем работы над ростом педагогической культуры родителей и их авторитета в семье.

 

3.   Основа решения  проблемы качественной социализации  личности в семье — это устранение  причин и условий, которые могут  вести к созданию конфликтности  во взаимоотношениях между супругами,  родителями и детьми. Эта задача  решается путем оказания семье  действенной психолого-педагогической  помощи.

 

4.   Главным в повышении  роли семьи в социализации  лично­сти является тесное взаимодействие  ее с дошкольным учрежде­нием.

 

5.   Необходимое звено  в таком взаимодействии — воспитатель­ная  работа в семье по месту  жительства, организация и содер­жание  которой подчинены единым целям  и общепедагогическим принципам  формирования подрастающего поколения.

 

6.   «Инструментом» воздействия  на семью с социуме в целях  повышения ее роли в социализации  личности является социаль­но-педагогическая  работа. Социально-педагогическая работа  по­нимается как профессиональная  деятельность по оказанию по­мощи  индивидам и группам (в первую  очередь семье) в целях улучшения  или восстановления их способности  к социальному функционированию.

ПРОГРАММА

 

1.   Знакомство с микрорайоном  и культурными учреждения­ми  в данном микрорайоне. Составление  паспорта микрорайона.

 

2.                        На основе анализа социального  паспорта разработать план действий  с общественными института­ми.

 

3.     Знакомство  с семьей и ее ближайшим  окружением.

 

а)    составление  паспорта семьи:

 

—         имена и дни рождения семьи;

 

—         национальность, и язык, на котором  говорят в семье;

 

—         вероисповедание;

 

б)    структура семьи:

 

—         члены малой и большой семей;

 

—         взаимоотношения между родителями и детьми (нор­мальные или конфликтные), другими членами семьи;

 

—         связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный  климат в семье).

 

в) Окружение семьи:

 

—         район проживания;

 

—         соцэкономический статус;

 

—         взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;

 

—         дедушки, бабушки и другие члены  большой семьи, их влияние на нуклеарную семью;

 

—         референтные группы; системы связей, влияние на чле­нов семьи.

 

г) Функционирование семьи:

 

—    образцы коммуникации;

 

—         образцы принятия решений. Ролевая  деятельность семьи:

 

—         кто ведет хозяйство;

 

—         кто заботится о детях;

 

—   кто выполняет  функцию психологической поддержки

членов семьи.

 

д) История развития семьи:

 

—         стадия развития семейной жизни;

 

—         важные события в жизни семьи.

 

е)     Потребности  и проблемы семьи:

 

—         индивидуальные потребности семьи;

 

—         потребности подсистем семьи;

 

—         потребности и проблемы семьи;

 

ж)    Позитивные и  негативные факторы, влияющие на удовлет­ворение  потребностей семьи:

 

—         чего хочет семья и ждет от социального  педагога;

 

—         каковы планы семьи;

 

—         каковы возможности семьи в плане  изменений;

 

—         реалистичны ли ожидания в плане  изменения семьи.

 

4.                        Определение социального статуса  семьи (образовательный ценз, жилищные  условия, состав семьи).

 

5.                        Диагностика внутрисемейных отношений.

 

6.  Определение психологического  климата семьи и воспита­тельного  потенциала.

 

7.    Коррекционная  работа с педагогически несостоятельными

семьями, создание педагогической гостиной:

 

—         создание клубов по интересам;

 

—         совместные праздники семей и  сотрудников д/с;

 

—         индивидуальная работа.

 

8.    Работа с детьми:

 

а)    методом включенного  наблюдения определить положение

каждого ребенка в коллективе (гониометрии Коломенского «Два

домика»);

 

б)    выявление лидера, комфортной группы, «отверженных»;

 

в)    Изучить положение  ребенка в семье, его взаимоотношеяия

с иодителями и другими  родственниками;

 

г)    коррекционная  работа с дезадаптивными детьми:

 

—         индивидуальная работа;

 

—         игры с нравственным аспектом;

 

—         посещение на дому;

 

—         совместные мероприятия.

 

Приложение 4

Характеристика стилей семейного  воспитания и условий проживания подростков с отклоняющимся поведением в г. Краснознаменске

 

Фамилия Имя

 

 

Семейная ситуация

 

 

Поведение

 

Л.С.

 

14 лет.

 

 

Мать: работает. Часто отсутствует  дома по несколько дней. Злопотребляет  спиртными напитками. Живёт на пенсию детей по потере кормильца. Антисанитария  в квартире, нет условий для  обучения и развития детей.

 

Отец: нет.

 

Воспитание в семье: Не осуществляют должного контроля за поведением и обучением ребёнка. Воспитанием  ребёнка не занимается, не исполняет  родительские обязанности. Ребенок  предоставлен себе.

 

 

Долго гуляет на улице. В школу  приходит неопрятный, грязный. Склонен  к мелким кражам.

 

М.А.

 

13 лет.

 

 

Мать и отец: В семье  конфликтная ситуация. Злопотребляют  спиртными напитками.

 

Не работают. Отключены  газ и электроэнергия из-за неуплаты.

 

Часто отсутствуют продукты питания.

 

Воспитание в семье: Не созданы условия для ребёнка. Не осуществляют должного контроля за поведением и обучением ребёнка. Ребенок предоставлен себе.

 

 

 

Замечена в распитии спиртных напитков. Курит.

 

Склонна к бродяжничеству. Дружит только с детьми из асоциальных  семей. Плохая успеваемость и посещяемость в школе.

 

М.Г.

 

15 лет.

 

 

Мать живёт с сожителем.  Злопотребляют спиртными напитками. Не работают.

 

Воспитание в семье: Воспитанием  ребёнка не занимаются.

 

 

Низкая мотивация на обучение. Пассивен. Отстранён от коллектива.

 

Р.П.

 

13 лет.

 

 

Мать: нет. Отец периодически меняет сожительниц. Злопотребляет  спиртными напитками. Не имеет постоянного  места работы.

 

Воспитание в семье: С  ребёнком жесток, бьёт, унижает. Поощряет ребёнка в воровстве с целью  завоевания авторитета. Недостаток инвентаря  для обучения и жизнедеятельности  ребёнка.

 

 

 

Склонен к совершению краж, уходу из дома.

 

Неоднократно просился в  социальный приют на проживание. Лжив, артистичен.

 

Т. В.

 

14 лет.

 

 

Мать: злопотребляет спиртными  напитками.

 

Отец: нет. Антисанитария  в квартире.

 

Воспитание в семье: Не справляется с родительскими  обязанностями. Мать исполняет все  прихоти (требования) ребёнка.

 

 

 

 

Склонен к совершению мелких краж. Как правило, ворует продукты питания. Агрессивен. Не идёт на контакт  в беседе, грубит старшим. Избивает детей в школе. Конфликтные отношения  с преподавателями.

 

У. Д.

 

 

Находится под опекой. Ранее  жил в «Детском доме». Конфликтные  отношения опекуна с окружающими.

 

Воспитание в семье: Опекун мало контактирует со школой. В недостаточной  степени занимается воспитанием  ребёнка. Ребёнок подражает (конфликтной) модели поведения опекуна.

 

 

 

Не выполняет домашние задания. Амбиции на лидерство.  Часто  срывает уроки, на замечания реагирует  агрессивно. Курит.

 

Х. И.

 

 

Мать: не работает, на контакт  со школой не идёт, злоупотребляет спиртными  напитками. Судима. В семье конфликтная  ситуация., Постоянно собираются «приятели» матери, курят, играют в азартные игры, бывают сильные ссоры, драки. (В настоящее  время дети находятся в приюте. Мать ограничена в родительских правах.)

Информация о работе Типичные ошибки семейного воспитания способствующие формированию делинквентного поведения подростка