Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:40, реферат
Проблема исследования связи между семейными переменными и текущей либо последующей делинквентностью является весьма актуальной, ведь подростковый возраст – это время становления характера личности. По поведению подростка мы можем видеть характерности проявлений сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение «трудным». В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.
4 — способен различать
«плохие» и «хорошие»
5 — активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.
18. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:
1 — навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развить;
2 — самоанализ иногда
возникает под влиянием
3 — самоанализ отсутствует
либо слабо выражено
4 — самоанализ и
5 — самоанализ и
19. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии:
1 — проявление жестокости
по отношению к товарищам,
2 — способность совершать
жестокие поступки «за
3 — черствость, невнимательность
в отношении с одноклассниками,
4 — эмпатия, сопереживание
по отношению к близким,
5 — высокоразвитая действенная
эмпатия, выражающаяся в
20. Волевые
качества, невосприимчивость к дурному
влиянию, способность
1 — использование сильных
волевых качеств в
2 — слепое подчинение
чужому негативному влиянию,
3 — стремление уходить
от ситуаций, требующих волевого
начала, преодоления
4 — хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолеть трудности внешнего и внутреннего характера;
5 — сильные волевые
начала, проявляющиеся не только
на уровне саморегуляции
21. Внешняя
культура поведения. Внешний
1 — неряшливость, запущенность
одежды, прически, отсутствие культурных
навыков общественного
2 — безвкусица внешнего
вида, бравирование псевдомодной
одеждой, прической,
3 — безразличие к внешности,
отсутствие эстетического
4 — аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения;
5 — эстетическая воспитанность,
развитое чувство вкуса,
22. Отношение к алкоголю:
1 — злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ;
2 — эпизодическое употребление
алкоголя либо токсических
3 — нейтральное отношение
к алкоголю, непонимание
4 — осознанный отказ от употребления спиртного;
5 — активная позиция в борьбе с алкоголем и с наркоманией.
23. Отношение к табакокурению:
1 — закрепившаяся привычка к курению;
2 — эпизодическое курение;
3 — воздержание от
курения, благодаря запретам
4 — осознанный, самостоятельный отказ от курения;
5 — активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей.
24. Отношение к наркотикам:
1 — регулярное употребление наркотиков;
2 — эпизодическое употребление наркотиков;
3 — воздержание от
4 — осознанный отказ от употребления наркотиков;
5 — активный противник
употребления наркотических
25. Культура речи, засоренность ее нецензурными выражениями:
1 — сквернословие, употребление
нецензурных выражений в
2 — привычное сквернословие в кругу сверстников;
3 — эпизодическое сквер
4 — осуждение сквернословия,
избегание нецензурных
5 — активное стремление
к очищению речи от
Приложение 3
Примерная программа
деятельности социального
1. Необходимо тщательное изучение семей, в первую очередь
нравственно-психологического
климата семьи в них и
типам:
- конфликтные;
- педагогически несостоятельные;
- аморальные.
2. Единственно правильный
путь повышения эффективности
«домашнего воспитания» - это
создание в семье благоприят
Достижение этой цели возможно путем работы над ростом педагогической культуры родителей и их авторитета в семье.
3. Основа решения
проблемы качественной
4. Главным в повышении
роли семьи в социализации
личности является тесное
5. Необходимое звено
в таком взаимодействии —
6. «Инструментом» воздействия
на семью с социуме в целях
повышения ее роли в
ПРОГРАММА
1. Знакомство с микрорайоном
и культурными учреждениями
в данном микрорайоне.
2.
На основе анализа социального
паспорта разработать план
3. Знакомство с семьей и ее ближайшим окружением.
а) составление паспорта семьи:
— имена и дни рождения семьи;
— национальность, и язык, на котором говорят в семье;
— вероисповедание;
б) структура семьи:
— члены малой и большой семей;
—
взаимоотношения между
— связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье).
в) Окружение семьи:
— район проживания;
— соцэкономический статус;
—
взаимоотношения семьи с
— дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на нуклеарную семью;
— референтные группы; системы связей, влияние на членов семьи.
г) Функционирование семьи:
— образцы коммуникации;
— образцы принятия решений. Ролевая деятельность семьи:
— кто ведет хозяйство;
— кто заботится о детях;
— кто выполняет
функцию психологической
членов семьи.
д) История развития семьи:
— стадия развития семейной жизни;
— важные события в жизни семьи.
е) Потребности и проблемы семьи:
— индивидуальные потребности семьи;
— потребности подсистем семьи;
— потребности и проблемы семьи;
ж) Позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи:
— чего хочет семья и ждет от социального педагога;
— каковы планы семьи;
— каковы возможности семьи в плане изменений;
— реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи.
4.
Определение социального
5.
Диагностика внутрисемейных
6. Определение психологического
климата семьи и воспита
7. Коррекционная
работа с педагогически
семьями, создание педагогической гостиной:
— создание клубов по интересам;
— совместные праздники семей и сотрудников д/с;
— индивидуальная работа.
8. Работа с детьми:
а) методом включенного наблюдения определить положение
каждого ребенка в коллективе (гониометрии Коломенского «Два
домика»);
б) выявление лидера, комфортной группы, «отверженных»;
в) Изучить положение ребенка в семье, его взаимоотношеяия
с иодителями и другими родственниками;
г) коррекционная работа с дезадаптивными детьми:
— индивидуальная работа;
— игры с нравственным аспектом;
— посещение на дому;
— совместные мероприятия.
Приложение 4
Характеристика стилей семейного воспитания и условий проживания подростков с отклоняющимся поведением в г. Краснознаменске
Фамилия Имя
Семейная ситуация
Поведение
Л.С.
14 лет.
Мать: работает. Часто отсутствует дома по несколько дней. Злопотребляет спиртными напитками. Живёт на пенсию детей по потере кормильца. Антисанитария в квартире, нет условий для обучения и развития детей.
Отец: нет.
Воспитание в семье: Не осуществляют должного контроля за поведением и обучением ребёнка. Воспитанием ребёнка не занимается, не исполняет родительские обязанности. Ребенок предоставлен себе.
Долго гуляет на улице. В школу приходит неопрятный, грязный. Склонен к мелким кражам.
М.А.
13 лет.
Мать и отец: В семье конфликтная ситуация. Злопотребляют спиртными напитками.
Не работают. Отключены газ и электроэнергия из-за неуплаты.
Часто отсутствуют продукты питания.
Воспитание в семье: Не созданы условия для ребёнка. Не осуществляют должного контроля за поведением и обучением ребёнка. Ребенок предоставлен себе.
Замечена в распитии спиртных напитков. Курит.
Склонна к бродяжничеству. Дружит только с детьми из асоциальных семей. Плохая успеваемость и посещяемость в школе.
М.Г.
15 лет.
Мать живёт с сожителем.
Злопотребляют спиртными
Воспитание в семье: Воспитанием ребёнка не занимаются.
Низкая мотивация на обучение. Пассивен. Отстранён от коллектива.
Р.П.
13 лет.
Мать: нет. Отец периодически меняет сожительниц. Злопотребляет спиртными напитками. Не имеет постоянного места работы.
Воспитание в семье: С ребёнком жесток, бьёт, унижает. Поощряет ребёнка в воровстве с целью завоевания авторитета. Недостаток инвентаря для обучения и жизнедеятельности ребёнка.
Склонен к совершению краж, уходу из дома.
Неоднократно просился в социальный приют на проживание. Лжив, артистичен.
Т. В.
14 лет.
Мать: злопотребляет спиртными напитками.
Отец: нет. Антисанитария в квартире.
Воспитание в семье: Не справляется с родительскими обязанностями. Мать исполняет все прихоти (требования) ребёнка.
Склонен к совершению мелких краж. Как правило, ворует продукты питания. Агрессивен. Не идёт на контакт в беседе, грубит старшим. Избивает детей в школе. Конфликтные отношения с преподавателями.
У. Д.
Находится под опекой. Ранее
жил в «Детском доме». Конфликтные
отношения опекуна с
Воспитание в семье: Опекун мало контактирует со школой. В недостаточной степени занимается воспитанием ребёнка. Ребёнок подражает (конфликтной) модели поведения опекуна.
Не выполняет домашние задания. Амбиции на лидерство. Часто срывает уроки, на замечания реагирует агрессивно. Курит.
Х. И.
Мать: не работает, на контакт со школой не идёт, злоупотребляет спиртными напитками. Судима. В семье конфликтная ситуация., Постоянно собираются «приятели» матери, курят, играют в азартные игры, бывают сильные ссоры, драки. (В настоящее время дети находятся в приюте. Мать ограничена в родительских правах.)