Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:40, реферат
Проблема исследования связи между семейными переменными и текущей либо последующей делинквентностью является весьма актуальной, ведь подростковый возраст – это время становления характера личности. По поведению подростка мы можем видеть характерности проявлений сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение «трудным». В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.
- дети с эмоциональной
нестабильностью, отличающиеся
- дети с низкой фрустрационной
устойчивостью, отличающиеся
Дети с психотическими тенденциями.
Отличительной особенностью этих детей является психическая неадекватность личности. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и чрезмерное самомнение. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира
Ситуативно возникающие эмоции из-за низкого контроля над ними смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие, связанное с психическим напряжением, может породить у них несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не считают нужным сдерживать или скрывать от окружающих.
Они находятся в постоянном
внутреннем конфликте с собой, напряжены
вне зависимости от напряженности
реальной ситуации, что может прорываться
без внешнего повода в неожиданные
аффективные реакции
Дети с депрессивными
тенденциями. Отличительной особенностью
таких детей является тоскливое
настроение, угнетённое состояние, сниженная
психическая и двигательная активность,
склонность к соматическим нарушениям,
более слабая адаптация к ситуационным
событиям и психотравмирующим
Все обозначенные группы подростков имеют ярко выраженные нарушения в нравственной сфере, склонны к непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию социальных правил, требований и норм. Пренебрежительно относятся к моральным ценностям.
Волевая сфера.
Неблагоприятное эмоциональное
состояние у некоторых
Нравственная сфера.
Исследованиями И.А.Фурманова
[32] определено, что различные виды
нарушений поведения
Сфера межличностных отношений.
Социальная адаптация
девиантных и делинквентных детей
отличается доминированием процессов
активного приспособления и использованием
прямолинейно-агрессивного, властно-лидирующего
и независимо-доминирующего
Таким образом, нарушения поведения обусловлены целым рядом причин психологической природы, которые являются следствием неравномерности онтогенестического развития и особенностей воспитания.
1.3 воздействие нарушений
семейного воспитания на
В данной части работы будет обсуждаться воздействие на делинквентность социальных сил в семье и за её пределами [35].
Воспитание детей в семье.
Складывающиеся в каждой семье методы воспитания детей представляют собой определенную совокупность вариантов родительского поведения, способствующего просоциальному развитию ребенка. Центральное внимание мы будем уделять применяемым родителями дисциплинарным мерам.
«Некоторые специалисты идентифицируют способы вознаграждений и наказаний, раздаваемых при дисциплинарных конфронтациях, и проводят различие между использованием силы, лишением любви (нефизическое выражение неодобрения и воздержание от проявлений привязанности) и индукцией (разъяснением проступка и сосредоточением внимания на последствиях действий ребенка для других)»[10].
Относительная неэффективность
применения силы/власти в качестве
дисциплинирующего воздействия
в процессе социализации объясняется
его зависимостью от присутствия
наказывающего и страха перед
ним, а также тем, что применение
силы снабжает ребенка моделью враждебного
поведения (табл. 1). Лишение знаков привязанности
действенно только во взаимоотношениях,
которые уже являются любящими. С
другой стороны, индукция лучше всего
обучает правилам поведения в
конкретной ситуации, вызывает реакции,
несовместимые с текущей
Согласно некоторым
Материнское поведение по
отношению к ребенку можно
систематизировать на основе плоской
круговой модели, в которой различные
формы интеракции размещаются вокруг
двух осей координат — любви и
контроля (рис.1). Комбинации этих измерений
дают четыре различных родительских
стиля: авторитетный (принимающий —
требовательный); потакающий (принимающий
— нетребовательный); авторитарный
(отвергающий — требовательный)
и игнорирующий (отвергающий —
нетребовательный). Дисциплина, основанная
на авторитете и доверии взрослого,
побуждает ребенка к
Данные наблюдений [35] говорят
о высокой частоте
Именно применение суровых,
но непоследовательных наказаний, а
не сами по себе наказания, отличает девиантные
семьи. Впрочем, различают два стиля
дисциплинирования в семьях с
антисоциальными детьми, которые
соотносит с различными формами
детской девиантности. «Социальные
агрессоры» дразнят и задирают братьев
и сестер и подвержены частым вспышкам
гнева, тогда как «ловцы внимания»
прибегают к целому букету прегрешений,
включая ложь, неуемную активность,
поджоги и мелкое воровство. Для
родителей «социальных
Стили семейного воспитания.
Влияние семьи, семейных отношений
и стиля семейного воспитания
на поведение ребёнка носит
Ниже представлены основные типы воспитания, ведущие к отклонениям в развитии, а также таблица (табл.6), указывающая на конкретные последствия каждого из стилей воспитания.
Авторитарная гиперпротекция – родители уделяют подростку много времени и внимания, но мало эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении. Наказание как основной метод воспитания.
Доминирующая гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания, стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Предъявляются требования, не соответствующие его возможностям. Мелочная опека, жесткий контроль за поведением.
Требовательная гиперпротекция – родители уделяют подростку много времени и внимания. Высокая форма ответственности ребёнка перед родителями. Ребёнок имеет возможность выбирать способы поведения.
Ограничивающая гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания. Высокая форма ответственности ребёнка перед родителями. Ребёнок НЕ имеет возможности выбирать способы поведения.
Снисходительная гиперпротекция – чрезмерное навязывание родительской воли: в выборе одежды, друзей. Неустанный надзор, высокие требования и многочисленные запреты.
Потворствующая гиперпротекция – ребёнок - «кумир семьи». Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, удовлетворяют потребности ребёнка.
Потворствующая гипопротекция – отсутствие внимания к детям. «задабривание» удовлетворением потребностей.
Скрытая гипопротекция – родители сильно заняты своими делами. Высокие требования – выше возможностей ребёнка. Выполнение обязанностей ребёнком формально из-за недостатка контроля.
Гипопротекция с жестким обращением – слабое внимание родителей по отношению к воспитанию ребёнка. Потребности ребёнка не удовлетворяются. Строгое реагирование на нарушения поведения.
Скрытая гипопротекция с жестоким обращением – отличается полной самоустранённостью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением родителей к нуждам ребёнка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Непомерные требования и строгие наказания за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение.
Жесткая гипопротекция –
ребёнок предоставлен сам себе. Чрезмерная
реакция на нарушения поведения.
У родителей отсутствует
Жестокая гипопротекция – полная отстранённость родителей от процесса воспитания ребёнка. В семье атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей.
Эмоциональное отвержение –
безразличие и холодность со стороны
родителей. Ребёнок ощущает, что
им тяготятся. Возможны два варианта
воспитания: первый – ребёнку предъявляются
некоторые требования, свобода и
самостоятельность
Повышенная моральная ответственность – Сочетание высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей. Ожидания от ребёнка значительно выше его возможностей.
Требовательное обращение
– недостаточное стремление родителей
к удовлетворению потребностей подростка
в материально-бытовой и
Жесткое обращение – ограничение свободы и самостоятельности ребёнка («всё нельзя»).
Жестокое обращение – вся методика воспитания построена на системе наказаний, часто телесных.
Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения поведения.
Неустойчивость стиля поведения. Резкая смена стиля воспитания – от очень строгого стиля к либеральному. Неустойчивость эмоциональных отношений в семье. Формирование таких черт, как упрямство, склонность противопоставлять себя любому авторитету.
Расширение сферы родительских
чувств. (Потворствующая или доминирующая
протекция). Родители (родитель) хотят,
чтобы ребёнок удовлетворил хотя
бы часть потребностей, которые должны
быть удовлетворены в
Предпочтение во взрослеющем ребёнке детских качеств. Этот вид нарушения обусловлен потворствующей гиперпротекцеией. У родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них детских качеств (наивность, игривость). Сниженный уровень требований к ребёнку, что способствует развитию психического инфантилизма.
Воспитательная неуверенность родителя. Этот вид нарушения обусловлен потворствующей гиперпротекцеией либо пониженным уровнем требований. Перераспределение власти в семье между родителем и ребёнком в пользу последнего. Уступчивость родителя практически во всех вопросах.