Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:40, реферат
Проблема исследования связи между семейными переменными и текущей либо последующей делинквентностью является весьма актуальной, ведь подростковый возраст – это время становления характера личности. По поведению подростка мы можем видеть характерности проявлений сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение «трудным». В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.
• средства индивидуально-
• основные этапы реализации профилактических программ социального оздоровления личности.
При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований:
—содержательность, направленность,
непрерывность процесса
—осознание перспективности в перевоспитании;
—изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а супругой — индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
—поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
—отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;
—терпение и выносливость всех участников воспитательного профилактического процесса.
—активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.
При разработке программы
индивидуального профилакти
Исходя из поставленной цели,
определяется круг задач. Основными из
них являются: восстановление и развитие
нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего;
нормального общения; чувства социальной
ответственности и дисциплины. Для
достижения поставленных задач перевоспитания
несовершеннолетнего важно составить
психологический, социальный, моральный
«портрет» данного ребенка с
целью выявления прежде всего позитивных
моментов в образе жизни данного
подростка, их устойчивости, а также
его потребностей, интересов, склонностей.
Изучается прошлый опыт ребенка,
конкретные криминогенные факторы
среды, оценивается его готовность
к восприятию оказываемого на него
воспитательного воздействия и
отношение к общественно
Обращается внимание на возможности
семьи в перевоспитании и
исправлении поведения
Далее социальным педагогом
прогнозируется возможный результат
работы с данным несовершеннолетним,
выявляются трудности, продолжительность
работы. Выбрать правомерный путь
для молодого правонарушителя —
значит «переключить» его внимание
и энергию на другие общественно
полезные ценности, «перекрыть» каналы
социально негативного воздей
Выбор методов индивидуального профилактического воздействия строится с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.
К числу методических приемов стимулирования следует отнести одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т.д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой затраты сил и времени.
Приемы метода торможения выражаются в виде порицания, предупреждения, т.е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму общественного требования к поведению человека, в которой одновременно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение на будущее в целях предотвращения возможного повторения поступка. Однако и само поведение несовершеннолетнего нельзя рассматривать вне связи с формированием привычки тормозить себя. Торможение нужно человеку повседневно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и психическом движении, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организации. В целом торможение призвано выполнять три основные функции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпимость, устранить эти недостатки саморегулированием поведения.
Далее определяются средства,
соответствующие целям и учи
Одним из эффективных средств
перевоспитания молодого правонарушителя
является воздействие на его эмоционально-волевую
сферу, которая по-своему индивидуальна,
динамична, находится в сложных
взаимодействиях со всеми другими
сторонами внутреннего мира человека.
Целенаправленное воспитательно-
Формы работы могут быть самые разнообразные: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с позитивной направленностью; искоренение привычки к опозданиям, прогулам и т. д.
Известно, что у правонарушителей
трансформированы или мало развиты
непосредственные отношения с обществом.
Вместе с тем человек
Выбор методов, средств и
форм воспитательно-профилакти
Порядок проведения и содержание
профилактических мероприятий индивидуализируются
в зависимости от факторов, основными
из которых являются: характеристика
личности правонарушителя; ранее предпринимавшиеся
усилия для перевоспитания, их результаты;
методы, еще не применявшиеся по
отношению к нему; сложившееся
общественное мнение; степень готовности
коллективов выполнять
Вывод по Главе I
Отклоняющееся поведение подростков может быть в форме непослушания, детского негативизма и девиантных форм поведения. Нарушения поведения обусловлены целым рядом причин психологической природы, которые являются следствием неравномерности развития в процессе взросления и особенностей воспитания. На основании анализа информации можно сделать вывод, что основными ошибками в семейном воспитании, ведущими к формированию делинквентности, являются:
- стили (методы, способы и пр.) воспитания на основе гиперпротекции (усиленный контроль поведения ребёнка, повышенное внимание к его потребностям, гиперопека, повышенные требования и пр.)
- стили воспитания на
основе гипопротекции (
- асоциальный образ жизни родителей.
- тяжелые жизненные ситуации.
Глава II Опытно- исследовательская работа по теме:
2.1 Типичные ошибки семейного
воспитания, способствующие формированию
делинквентного поведения
В данной главе мы провели опытное исследование стилей семейного воспитания и условий проживания подростков с отклоняющимся поведением в г. Краснознаменске. Исследование проводилось в ПДН ОВД и КДНиЗП, где нам предоставили необходимую документацию и проконсультировали.
Использованны документы:
1.
Наблюдательное дело на группу
несовершеннолетних с
2.
Учетно-профилактическая
3.
Учетно-профилактическая
4. Характеризующий материал.
Результаты исследования оформлены в прил.4.
2.2 Что должны знать и чему научиться родители, чтобы в полной мере содействовать развитию ребенка. составление рекомендации для родителей
Родители должны знать, что:
- Дети выходят из под контроля, когда не получают то, что им необходимо. Без понимания потребностей ребёнка родители не в состоянии дать ему необходимое.
- Чтобы воспитать в ребёнке дух сотрудничества, уверенность в себе и отзывчивость, необходимо развивать его волю, а не ломать её.
- Чтобы сохранить контроль
над ребёнком и оказывать на
него влияние, необходимо
- Позволяя ребёнку отличаться
от других, совершать ошибки, вы
способствуете его
- Угроза наказания только
настраивает детей против
- Дети внимательны к
желаниям и требованиям
- Дети, подвергающиеся жестоким
побоям и издевательствам,
- Методы воспитания, основанные
на страхе, пробуждают в современных
детях склонность к
- Просите, а не приказывайте.
Старайтесь, чтобы ребёнок чувствовал,
что он сотрудничает с вами,
а не просто подчиняется;
- Поощрение позитивного поведения намного эффективней наказания негативного. Вместо того, чтобы выискивать ошибки ребёнка и обращать внимание на них, старайтесь «ловить» его на моментах, когда он делает что-то хорошее. Ваша реакция на ошибки должна колебаться от безразличия до скуки, а по поводу успехов ребёнка следует проявлять воодушевление и одобрение.
- Родители учат детей
ответственности, когда сами
вывод по Главе II
Проведённое нами исследование доказывает связь между ошибками семейного воспитания и возникновением делинквентных форм поведения у подростков. Составлена рекомендация для родителей по воспитанию детей.
Составлена характеристика стилей семейного воспитания и условий проживания подростков с отклоняющимся поведением в г. Краснознаменске, которая на примере нескольких семей доказывает нашу гипотезу: семья не может воспитывать ребёнка без отклонений в поведении при:
- игнорировании или непонимании
взрослыми возрастных
- выборе неадекватных
методов и форм семейного
- отсутствии или
Приложение 1 (таблицы)
Табл. 1.
Содержание, стиль и последствия дисциплинирующих воздействий в семьях делинквентов: