Типичные ошибки семейного воспитания способствующие формированию делинквентного поведения подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:40, реферат

Описание работы

Проблема исследования связи между семейными переменными и текущей либо последующей делинквентностью является весьма актуальной, ведь подростковый возраст – это время становления характера личности. По поведению подростка мы можем видеть характерности проявлений сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение «трудным». В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 64.92 Кб (Скачать)

 

•    средства индивидуально-профилактического  воздействия, ориентированные именно на те трудовые и учебные коллекти­вы, социальные ячейки, общественные и  государственные орга­низации, которые  в состоянии дать наибольший воспитатель­ный  эффект применительно к данному  ребенку;

 

•    основные этапы  реализации профилактических программ социального оздоровления личности.

 

При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих  требований:

 

—содержательность, направленность, непрерывность про­цесса перевоспитания;

 

—осознание перспективности  в перевоспитании;

 

—изучение, с одной стороны, требований общества к несовер­шеннолетнему правонарушителю, а супругой — индивидуаль­ных  особенностей и общих законов  развития личности подро­стка;

 

—поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов  и способно­стей ребенка;

 

—отсутствие навязчивости и  назойливости в перевоспита­нии;

 

—терпение и выносливость всех участников воспитательно­го профилактического  процесса.

 

—активность самого подростка, чтобы он понимал оказыва­емое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.

 

При разработке программы  индивидуального профилакти­ческого воздействия в качестве ведущей  цели определяется из­менение личности несовершеннолетнего в сторону  общеприня­тых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.

 

Исходя из поставленной цели, определяется круг задач. Основ­ными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального обще­ния; чувства социальной ответственности и дисциплины. Для  достижения поставленных задач перевоспитания несо­вершеннолетнего важно составить  психологический, соци­альный, моральный  «портрет» данного ребенка с  целью выяв­ления прежде всего позитивных моментов в образе жизни дан­ного подростка, их устойчивости, а также  его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы  среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и  отношение к общественно полезным ценностям.

 

Обращается внимание на возможности  семьи в перевоспита­нии и  исправлении поведения несовершеннолетнего. В то же время, если родители не в  силах управлять стремлениями сво­его  ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление  элементов пренебрежения к нормам общественной жизни, то социальному  педагогу необходимо оценить роль се­мьи в процессе перевоспитания. А именно: либо включить семью в процесс  исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных  влияниях внутри семьи, — изъять подростка  из этой среды.

 

Далее социальным педагогом  прогнозируется возможный результат  работы с данным несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность  работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя —  значит «переключить» его внимание и энергию на другие общественно  полезные цен­ности, «перекрыть» каналы социально негативного воздей­ствия, помочь создать благоприятные условия  для правомерно­го поведения  с реальным изменением внешней среды. Критери­ем для социально-педагогического  прогноза служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в  общественной и культурно-воспитатель­ной  работе и т. д.

 

Выбор методов индивидуального  профилактического воздей­ствия строится с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться  методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно  богаче, чем традиционные методы поощрения  и наказания.

 

К числу методических приемов  стимулирования следует от­нести одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благо­дарность, награду и т.д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или  девушки, которые требовали от них  воли и трудолюбия, а не те, которые  они совершили без особой зат­раты сил и времени.

 

Приемы метода торможения выражаются в виде порицания, предупреждения, т.е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в  себя особую форму обще­ственного требования к поведению человека, в которой  одно­временно дается и осуждение  того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предуп­реждение на будущее в целях предотвращения возможного по­вторения поступка. Однако и само поведение несовершенно­летнего нельзя рассматривать вне связи с формированием при­вычки тормозить себя. Торможение нужно человеку повсед­невно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привыч­ку, выражаться в каждом физическом и психическом движе­нии, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организа­ции. В целом торможение призвано выполнять три основные фун­кции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпи­мость, устранить эти недостатки саморегулированием поведе­ния.

 

Далее определяются средства, соответствующие целям и учи­тывающие особенности личности, а также  наиболее уязвимые периоды времяпрепровождения (для усиления контроля). Они должны включать самый разнообразный комплекс мер, а не подкрепляться лишь одними словесными нравоучениями. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или  об­щественное воздействие, не всегда полезны. Кроме того, любую систему  средств нельзя рекомендовать как  постоянную, так как личность ребенка  в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия  ее жизнедеятельности.

 

Одним из эффективных средств  перевоспитания молодого правонарушителя  является воздействие на его эмоционально-волевую  сферу, которая по-своему индивидуальна, динамична, находится в сложных  взаимодействиях со всеми другими  сто­ронами внутреннего мира человека. Целенаправленное воспи­тательно-профилактическое воздействие должно вызывать у молодого человека движение мыслей и чувств, способствовать познанию действительности через конкретные образы, нрав­ственные  идеалы.

 

Формы работы могут быть самые  разнообразные: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с пози­тивной направленностью; искоренение привычки к опоздани­ям, прогулам и т. д.

 

Известно, что у правонарушителей трансформированы или мало развиты  непосредственные отношения с обществом. Вме­сте с тем человек нуждается  в общественном признании и в  удовлетворении чувства собственного достоинства. Поэтому важно, чтобы  правонарушитель мог видеть не отчужденность  по отношению к себе, а общественное расположение, заинтересо­ванность  других людей в его жизни, помощь ему в трудоустрой­стве. Все это  является важным стимулом его активности, утвер­ждения для себя правильных и  твердых норм социального по­ведения и полного становления на путь формирования нормаль­ного образа жизни.

 

Выбор методов, средств и  форм воспитательно-профилакти­ческого воздействия на личность правонарушителя  молодежно­го возраста зависит от наличия  многих обстоятельств. Индивидуальная профилактика требует учета активности личности, ее желания способствовать либо препятствовать проведению соответствующих мероприя­тий, направленных на устранение отрицательных черт поведе­ния, утверждение позитивных принципов саморегуляции, ус­корение процесса формирования общей положительной направ­ленности поведения индивида.

 

Порядок проведения и содержание профилактических ме­роприятий индивидуализируются  в зависимости от факторов, основными  из которых являются:  характеристика личности правонарушителя; ранее предпринимавшиеся  усилия для пере­воспитания, их результаты; методы, еще не применявшиеся по отношению к нему; сложившееся  общественное мнение; сте­пень готовности коллективов выполнять воспитательные функции, а также наличие опыта  профилактической работы у лиц, непосредственно  занимающихся данным контингентом, и  у общественников, уровень их интеллекта, авторитетности суждений и оценок для  окружающих и тех, к кому применяется  воспитательно-профилактическое воздей­ствие.

 

Вывод по Главе I

 

Отклоняющееся поведение  подростков может быть в форме  непослушания, детского негативизма  и девиантных форм поведения. Нарушения  поведения обусловлены целым  рядом причин психологической природы, которые являются следствием неравномерности  развития в процессе взросления и  особенностей воспитания. На основании  анализа информации можно сделать  вывод, что основными ошибками в  семейном воспитании, ведущими к формированию делинквентности, являются:

 

- стили (методы, способы  и пр.) воспитания на основе  гиперпротекции (усиленный контроль  поведения ребёнка, повышенное  внимание к его потребностям, гиперопека, повышенные требования  и пр.)

 

- стили воспитания на  основе гипопротекции (гипоопека,  недостаток внимания, заботы и  контроля со стороны родителей).

 

- асоциальный образ жизни  родителей.

 

- тяжелые жизненные ситуации.

 

 

 

Глава II Опытно- исследовательская  работа по теме:

 

2.1 Типичные ошибки семейного  воспитания, способствующие формированию  делинквентного поведения подростков.

 

В данной главе мы провели  опытное исследование стилей семейного  воспитания и условий проживания подростков с отклоняющимся поведением в г. Краснознаменске. Исследование проводилось в ПДН ОВД и  КДНиЗП, где нам предоставили необходимую  документацию и проконсультировали.

 

Использованны документы:

 

1.               Наблюдательное дело на группу  несовершеннолетних с антиобщественной  направленностью.

 

2.               Учетно-профилактическая карточка  на несовершеннолетнего, состоящего  на учете ПДН ОВД.

 

3.               Учетно-профилактическая карточка  на несовершеннолетнего и семью  состоящих на учете в КДН  и ЗП.

 

4.               Характеризующий материал.

 

Результаты исследования оформлены в прил.4.

 

2.2 Что должны знать  и чему научиться родители, чтобы  в полной мере содействовать  развитию ребенка. составление  рекомендации для родителей

 

Родители должны знать, что:

 

-  Дети выходят из  под контроля, когда не получают  то, что им необходимо. Без понимания  потребностей ребёнка родители  не в состоянии дать ему  необходимое.

 

- Чтобы воспитать в  ребёнке дух сотрудничества, уверенность  в себе и отзывчивость, необходимо  развивать его волю, а не ломать  её.

 

- Чтобы сохранить контроль  над ребёнком и оказывать на  него влияние, необходимо постоянно  беседовать о том, что происходит  в его жизни. Будьте всегда  в курсе: где и с кем сейчас  находится ваш ребёнок.

 

- Позволяя ребёнку отличаться  от других, совершать ошибки, вы  способствуете его самопознанию  и становлению. Позволяя ребёнку  говорить «нет» вы развиваете  его волю и помогаете подлинное  чувство «я».

 

- Угроза наказания только  настраивает детей против родителей  и побуждает их к бунту. Используя  наказание, вы становитесь ребёнку  врагами, от которых нужно таиться,  а не родителями, от которых  можно ждать помощи.

 

- Дети внимательны к  желаниям и требованиям родителей,  когда родители внимательны к  детям. Они учатся, прежде всего,  посредством сотрудничества и  подражания.

 

- Дети, подвергающиеся жестоким  побоям и издевательствам, живущие  в асоциальных условиях практически  всегда оправдывают агрессивное  поведение и не становятся  надёжной опорой родителям в  будующем. Вместо наказания лучше  ввести поправки относительно  предоставленных ребёнку прав.

 

- Методы воспитания, основанные  на страхе, пробуждают в современных  детях склонность к саморазрушению  и уходу от реальности.

 

- Просите, а не приказывайте. Старайтесь, чтобы ребёнок чувствовал, что он сотрудничает с вами, а не просто подчиняется; позволяйте  ему сопротивляться. Но если сопротивление  необходимо подавить, то вместо  слов «ты должен», используйте  выражение «я хочу» - оно сводит  сопротивление ребёнка к минимуму, поскольку напоминает ему, кто  главный.

 

- Поощрение позитивного  поведения намного эффективней  наказания негативного. Вместо  того, чтобы выискивать ошибки  ребёнка и обращать внимание  на них, старайтесь «ловить»  его на моментах, когда он делает  что-то хорошее. Ваша реакция  на ошибки должна колебаться  от безразличия до скуки, а по поводу успехов ребёнка следует проявлять воодушевление и одобрение.

 

- Родители учат детей  ответственности, когда сами проявляют  ответственность. Всегда выполняйте  свои обещания.

 

вывод по Главе II

 

Проведённое нами исследование доказывает связь между ошибками семейного воспитания и возникновением делинквентных форм поведения у  подростков. Составлена рекомендация для родителей по воспитанию детей.

 

Составлена характеристика стилей семейного воспитания и условий  проживания подростков с отклоняющимся  поведением в г. Краснознаменске, которая  на примере нескольких семей доказывает нашу гипотезу: семья не может воспитывать  ребёнка без отклонений в поведении  при:

 

- игнорировании или непонимании  взрослыми возрастных особенностей  подростка, его потребностей, способов  взаимодействия с ним.

 

- выборе неадекватных  методов и форм семейного воспитания, таких как применение силы, угроз,  наказаний и унижения достоинства  подростка.

 

- отсутствии или недостаточности  усилий самой личности подростка  на преодоление отрицательных  явлений в собственном поведении  и среди других людей.

 

Приложение 1 (таблицы)

Табл. 1.

 

Содержание, стиль и последствия  дисциплинирующих воздействий в  семьях делинквентов:

Информация о работе Типичные ошибки семейного воспитания способствующие формированию делинквентного поведения подростка