Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:40, реферат
Проблема исследования связи между семейными переменными и текущей либо последующей делинквентностью является весьма актуальной, ведь подростковый возраст – это время становления характера личности. По поведению подростка мы можем видеть характерности проявлений сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение «трудным». В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.
Стили и способы воспитания
Результативность, последствия.
- авторитарный стиль. Приказная,
-частые принуждающие
«Социальные агрессоры»
- дразнят и задирают
сверстников и подвержены
- принуждающий стиль поведения ребенка распространяется на ситуации в семье и за ее пределами.
- зависимость от присутствия, наказывающего и страх перед ним.
- 20% совершают преступления в юном возрасте.
- безучастный, игнорирующий
стиль, при котором
- недостаточный надзором за детьми.
«Ловцы внимания»
- ложь, гиперактивность, поджоги и мелкое воровство.
- 50% совершают преступления в юном возрасте.
Табл. 2.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА / ПОДРОСТКА
НЕПОСЛУШАНИЕ:
- Шалость
- Озорство
- Проступок
ДЕТСКИЙ
НЕГОТИВИЗМ
- Капризы
- Упрямство
- Своеволие
-Недисциплинированность. Данные формы поведения появляются в подростковом возрасте, однако, зачастую остаются на всё протяжение жизни человека.
ДЕВИАНТНО-
ДЕЛИНКТИВНЫЕ
ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
- Уход в деструктивные
религиозные секты,
- Уход из дома, как способ бегства от реальности.
- Агрессивное поведение
- Криминогенные правонарушения
Табл. 3.
Нарушения поведения у подростков по А.А.Александрову.
Реактивно – обусловленные (побеги, суициды), связанные с психотравмирующей ситуацией.
Вызванные низким моральным уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения), связанные с неправильным воспитанием.
Обусловленные с патологией влечений (садизм и др.), связанные с биологическими факторами.
Табл. 4
Нарушения поведения у подростков по А.Е.Личко
По форме проявления:
Делинквентность, побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальная девиация.
По наличию причин, факторов, мотивов:
- биологические основы:
Генетические факторы, органические поражения мозга.
- социально-психологические факторы:
Социальная среда и
психологические особенности
Табл. 5.
Факторы, ведущие к деформации
процесса социализации
1.
Родители словесно и на деле утверждают аморальные или даже асоциальные образцы поведения.
последствия
Усвоение ребёнком норм асоциального поведения.
2.
Родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но противоречат этому своим поведением.
последствия
У детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки.
3.
Родители словесно и на деле общепринятых нравственных норм поведения, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребёнка.
последствия
Значительные затруднения в процессе коммуникации ребёнка со сверстниками и старшими, что затрудняет процесс социализации.
4.
Родители применяют
(на применении силы, унижении личности ребёнка)
Табл. 6.
№
Стиль воспитания
Виды нарушения поведения
мальчики
девочки
1
Авторитарная гиперпротекция
ВА,ОА
ОА, АДН, ААН, КА,
2
Доминирующая гиперпротекция
АДН
3
Требовательная гиперпротекция
ОА, ААН, ФА, ВА
4
Ограничивающая гиперпротекция
ОА, ААН
5
Снисходительная гиперпротекция
ФА, ВА
АДН
6
Потворствующая гиперпротекция
АДН
ААН, ВА, Н, АДН
7
Потворствующая гипопротекция
АДН
8
Скрытая гипопротекция
АДН
ФА
9
Гипопротекция с жестоким обращением
ОА, Н, ААН
10
Скрытая гипопротекция с жестоким обращением
ФА
11
Жесткая гипопротекция
АДН
КА
12
Жестокая гипопротекция
ФА
13
Эмоциональное отвержение
ААН, ОА, ААН
ОА, ААН
14
Повышенная моральная ответственность
КА, Н
ОА
15
Требовательное обращение
ОА, КА,
АДН
АДН
16
Жесткое обращение
АДН
АДН, ААН
17
Жестокое обращение
ОА, ААН
Н, ОА, ААН.
Условные обозначения: ОА
– общая агрессивность, АДН –
агрессивность деструктивной
Рис. 1 Стили воспитания.
1 – авторитетный,
2 – потакающий,
3 – авторитарный.
4 – игнорирующий,
Приложение 2
КАРТА
ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПОДРОСТКА
И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ
Фамилия, имя ____________________________
Год рожд. ______________________________
Школа, класс ____________________________
Количество детей в семье ____
___
1. Состав семьи:
1 — нет родителей;
2 — мачеха и отец;
3 — одна мать;
4 — мать и отчим;
5 — мать и отец.
2. Образование родителей:
1 — родители не имеют среднего образования;
2 — среднее у одного из родителей;
3 — среднее у обоих;
4 — высшее у одного;
5 — высшее у обоих.
3.
Степень выраженности
1 — повседневные проявления
аморальности, алкоголизм родителей,
необходимость в лишении
2 — частые запои, дебоши,
аморальное поведение
3 — у родителей эпизодические запои, семейные скандалы;
4 — один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;
5 — семья ведет здоровый образ жизни.
4.
Степень выраженности
1 — не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей;
2 — преобладают стяжательские настроения;
3 — для семьи характерна духовная индифферентность;
4 — духовные потребности недооцениваются;
5 — разумное сочетание
духовных и материальных
5.
Характер эмоциональных
1 — напряженно-конфликтные отношения;
2 — эмоционально холодные отчужденные отношения;
3 — эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;
4 — отношения ровные, но без эмоциональной близости;
5 — атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки.
6. Здоровье:
1 — хронические болезни;
2 — патология;
3 — слабое;
4 — удовлетворительное;
5 — хорошее.
7. Учеба:
1 — неудовлетворительная;
2 — слабая;
3 — средняя;
4 — хорошая;
5 — отличная.
8. Поведение в школе:
1 — состоит на учете в ИДН;
2 — неудовлетворительное;
3 — удовлетворительное;
4 — хорошее;
5 — примерное.
9. Отношение к учебе:
1 — крайне неохотное;
2 — неохотное;
3 — равнодушное;
4 — избирательное;
5 — охотное.
10. Общественная активность:
1 — бойкотирует коллективные мероприятия;
2 — не участвует в общественной жизни;
3 — пассивный участник коллективных дел;
4 — активный участник коллективных дел;
5 — организатор коллективных дел.
11. Характеристика
дружеского внешкольного
1 — криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН за различные правонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество;
2 — асоциальные группы,
выпивки, сквернословие, драки,
3 — общение на основе пустого времяпрепровождения;
4 — досуговые группы с совместными формами отдыха и общения;
5 — на основе общих
полезных интересов, совмест
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА
12. Наличие
жизненных планов и
1 — профессиональные намерения
и планы отсутствуют из-за
негативизма и циничного
2 — планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности;
3 — планы неопределенные, иногда нереальные;
4 — планы и профессиональные
намерения в основном
5 — профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней.
13. Степень
сознательности и
1 — отношение негативное,
к урокам не готовится,
2 — к урокам готовится
нерегулярно, под контролем
3 — отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради отметок;
4 — отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам;
5 — отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.
14. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и т.д.):
1 — индифферентность интересов,
преобладание пустого
2 — интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;
3 — интересы и полезные
занятия не получили
4 — интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях;
5 — глубокие интересы,
выражающиеся в самостоятель
15. Отношения к педагогическим воздействиям:
1 — резкая, грубая форма
неприятия любых
2 — неприятие педагогических
воздействий в форме
3 — избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера отношения с учителями;
4 — к замечаниям учителей
склонен прислушиваться, наказания
и поощрения воспринимает
5 — чутко реагирует
на замечания учителей,
16. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:
1 — бравирует своим
негативным отношением к нор
2 — к общественному
осуждению относится равнодуш
3 — внешне конформное
поведение, но не живет ин
4 — с большей частью
класса сохраняет
5 — развитое чувство товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.
17. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников:
1 — открытое неприятие
норм морали, права, одобрительное
отношение к циничным антиобще
2 — в большей степени
ориентируется на
3 — равнодушное, безразличное
отношение к нарушениям норм
общественной морали, права, нейтральность
ценностно-нормативных