Типичные ошибки семейного воспитания способствующие формированию делинквентного поведения подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:40, реферат

Описание работы

Проблема исследования связи между семейными переменными и текущей либо последующей делинквентностью является весьма актуальной, ведь подростковый возраст – это время становления характера личности. По поведению подростка мы можем видеть характерности проявлений сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение «трудным». В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 64.92 Кб (Скачать)

 

      

 

Стили и способы воспитания

 

 

 

Результативность, последствия.

 

- авторитарный стиль. Приказная,  критическая форма реагирования  как на девиантные, так и на  недевиантные формы поведения  ребенка.

 

-частые принуждающие коммуникации.

 

 

 

«Социальные агрессоры»

 

- дразнят и задирают  сверстников и подвержены частым  вспышкам гнева

 

- принуждающий стиль поведения  ребенка распространяется на  ситуации в семье и за ее  пределами.

 

- зависимость от присутствия,  наказывающего и страх перед  ним.

 

- 20% совершают преступления  в юном возрасте.

 

- безучастный, игнорирующий  стиль, при котором наказываются  только некоторые антисоциальные  проступки.

 

- недостаточный надзором  за детьми.

 

 

 

«Ловцы внимания»

 

- ложь, гиперактивность, поджоги  и мелкое воровство.

 

- 50% совершают преступления  в юном возрасте.

 

Табл. 2.

 

        ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ  ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА / ПОДРОСТКА

 

 

 

 

                   

 

                      НЕПОСЛУШАНИЕ:

 

- Шалость

 

- Озорство

 

- Проступок

 

                        ДЕТСКИЙ

 

                         НЕГОТИВИЗМ

 

- Капризы

 

- Упрямство

 

- Своеволие

 

-Недисциплинированность. Данные  формы поведения появляются в  подростковом возрасте, однако, зачастую  остаются на всё протяжение  жизни человека.

 

 

 

 

                         ДЕВИАНТНО-

 

                         ДЕЛИНКТИВНЫЕ

 

                            ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

 

- Уход в деструктивные  религиозные секты, криминальные  группы.

 

- Уход из дома, как способ  бегства от реальности.

 

- Агрессивное поведение

 

- Криминогенные правонарушения

 

Табл. 3.

 

Нарушения поведения у  подростков по А.А.Александрову.

 

Реактивно – обусловленные (побеги, суициды), связанные с психотравмирующей  ситуацией.

 

 

Вызванные низким моральным  уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения), связанные  с неправильным воспитанием.

 

 

Обусловленные с патологией влечений (садизм и др.), связанные  с биологическими факторами.

Табл. 4

 

Нарушения поведения у  подростков по А.Е.Личко

 

По форме проявления:

 

Делинквентность, побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальная девиация.

 

 

По наличию причин, факторов, мотивов:

 

- биологические основы:

 

Генетические факторы, органические поражения мозга.

 

 

- социально-психологические  факторы:

 

Социальная среда и  психологические особенности возраста.

 

Табл. 5.

 

Факторы, ведущие к деформации процесса социализации                                       (по Г.Г Шиханцову)

 

1.

 

 

Родители словесно и на деле утверждают аморальные или даже асоциальные образцы поведения.

 

последствия

 

 

Усвоение ребёнком норм асоциального поведения.

 

2.

 

 

Родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но противоречат этому своим поведением.

 

последствия

 

 

У детей воспитывается  лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки.

 

3.

 

 

Родители словесно и на деле общепринятых нравственных норм поведения, но при этом не удовлетворяют  эмоциональных потребностей ребёнка.

 

последствия

 

 

Значительные затруднения  в процессе коммуникации ребёнка  со сверстниками и старшими, что  затрудняет процесс социализации.

 

4.

 

 

Родители применяют неправильные методы воспитания

 

(на применении силы, унижении  личности ребёнка)

 

Табл. 6.

 

 

 

Стиль воспитания

 

 

Виды нарушения поведения

 

мальчики

 

 

девочки

 

1

 

 

Авторитарная гиперпротекция

 

 

ВА,ОА

 

 

ОА, АДН, ААН, КА,

 

2

 

 

Доминирующая гиперпротекция

 

 

АДН

 

 

3

 

 

Требовательная гиперпротекция

 

 

ОА, ААН, ФА, ВА

 

 

4

 

 

Ограничивающая гиперпротекция

 

 

ОА, ААН

 

 

5

 

 

Снисходительная гиперпротекция

 

 

ФА, ВА

 

 

АДН

 

6

 

 

Потворствующая гиперпротекция

 

 

АДН

 

 

ААН, ВА, Н, АДН

 

7

 

 

Потворствующая гипопротекция

 

 

 

 

АДН

 

8

 

 

Скрытая гипопротекция

 

 

АДН

 

 

ФА

 

9

 

 

Гипопротекция с жестоким обращением

 

 

 

 

ОА, Н, ААН

 

10

 

 

Скрытая гипопротекция с  жестоким обращением

 

 

 

 

ФА

 

11

 

 

Жесткая гипопротекция

 

 

АДН

 

 

КА

 

12

 

 

Жестокая гипопротекция

 

 

ФА

 

 

13

 

 

Эмоциональное отвержение

 

 

ААН, ОА, ААН

 

 

ОА, ААН

 

14

 

 

Повышенная моральная  ответственность

 

 

КА, Н

 

 

ОА

 

15

 

 

Требовательное обращение

 

 

ОА, КА,

 

АДН

 

 

АДН

 

16

 

 

Жесткое обращение

 

 

АДН

 

 

АДН, ААН

 

17

 

 

Жестокое обращение

 

 

ОА, ААН

 

 

Н, ОА, ААН.

 

Условные обозначения: ОА – общая агрессивность, АДН –  агрессивность деструктивной направленности, ААН – агрессивность асоциальной  направленности, ФА – физическая агрессия, ВА – вербальная агрессия, КА – косвенная  агрессия, Н – негативизм.

 

Рис. 1 Стили воспитания.

 

1 – авторитетный,

 

2 – потакающий,

 

3 – авторитарный.

 

4 – игнорирующий,

 

Приложение 2

 

КАРТА

 

ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО  ПОРТРЕТА ПОДРОСТКА

 

И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ

 

Фамилия, имя ____________________________

 

Год рожд. _______________________________

 

Школа, класс ____________________________

 

Количество детей в  семье ____

 

___

 

1.           Состав семьи:

 

1 — нет родителей;

 

2 — мачеха и отец;

 

3 — одна мать;

 

4 — мать и отчим;

 

5 — мать и отец.

 

2.           Образование родителей:

 

1 — родители не имеют  среднего образования;

 

2 — среднее у одного  из родителей;

 

3 — сред­нее у обоих;

 

4 — высшее у одного;

 

5 — высшее у обоих.

 

3.           Степень выраженности аморальных  проявлений в семье:

 

1 — повседневные проявления  аморальности, алкоголизм родителей,  необходимость в лишении родительских  прав и изъятии детей;

 

2 — частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;

 

3 — у родителей эпизодические  за­пои, семейные скандалы;

 

4 — один из родителей  скло­нен к выпивкам, скандалам;

 

5 — семья ведет здоровый  образ жизни.

 

4.           Степень выраженности стяжательских  взглядов в семье:

 

1 — не осуждаются нетрудовые  доходы, допускаются лю­бые средства  достижения корыстных целей;

 

2 — преобла­дают стяжательские  настроения;

 

3 — для семьи характер­на  духовная индифферентность;

 

4 — духовные потребнос­ти  недооцениваются;

 

5 — разумное сочетание  духовных и материальных потребностей.

 

5.           Характер эмоциональных отношений  в семье:

 

1 — напря­женно-конфликтные  отношения;

 

2 — эмоционально холод­ные  отчужденные отношения;

 

3 — эпизодически возника­ющие  конфликты, отчуждение, холодность;

 

4 — отноше­ния ровные, но без эмоциональной близости;

 

5 — атмос­фера дружбы, взаимопонимания и поддержки.

 

6.           Здоровье:

 

1 — хронические болезни;

 

2 — патология;

 

3 — слабое;

 

4 — удовлетворительное;

 

5 — хорошее.

 

7.           Учеба:

 

1 — неудовлетворительная;

 

2 — слабая;

 

3 — сред­няя;

 

4 — хорошая;

 

5 — отличная.

 

8.           Поведение в школе:

 

1 — состоит на учете  в ИДН;

 

2 — неудовлетворительное;

 

3 — удовлетворительное;

 

4 — хо­рошее;

 

5 — примерное.

 

9.           Отношение к учебе:

 

1 — крайне неохотное;

 

2 — неохот­ное;

 

3 — равнодушное;

 

4 — избирательное;

 

5 — охотное.

 

10.       Общественная  активность:

 

1 — бойкотирует коллективные  мероприятия;

 

2 — не участвует в  общественной жизни;

 

3 — пассивный участник  коллективных дел;

 

4 — актив­ный участник  коллективных дел;

 

5 — организатор кол­лективных  дел.

 

11.       Характеристика  дружеского внешкольного общения  со сверстниками:

 

1 — криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН  за различные правонарушения: мелкие  кра­жи, угоны, бродяжничество;

 

2 — асоциальные группы, выпивки, сквернословие, драки,  мелкое хулиганство;

 

3 — общение на основе  пустого времяпрепровождения;

 

4 — досуговые группы  с совместными формами отдыха  и обще­ния;

 

5 — на основе общих  полезных интересов, совмест­ных  занятий в кружках, секциях,  на увлечении спортом, коллекционированием  и т.д.

 

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

 

12.       Наличие  жизненных планов и профессиональных  намере­ний:

 

1 — профессиональные намерения  и планы отсут­ствуют из-за  негативизма и циничного отношения  к тру­ду;

 

2 — планы и намерения  отсутствуют по легкомыслию и  бездумности;

 

3 — планы неопределенные, иногда нере­альные;

 

4 — планы и профессиональные  намерения в ос­новном определились, но нет активной подготовки  к бу­дущей профессии;

 

5 — профессиональные планы  и наме­рения выражены четко,  осуществляется ознакомление с  будущей профессией, подготовка  к ней.

 

13.       Степень  сознательности и дисциплинированности  по отно­шению к учебной деятельности:

 

1 — отношение негатив­ное,  к урокам не готовится, пропускает  занятия;

 

2 — к урокам готовится  нерегулярно, под контролем взрослых;

 

3 — отношение добросовестное, но без увлечения, не ради  знаний, а ради отметок;

 

4 — отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется  избирательно, не ко всем предметам;

 

5 — отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.

 

14.       Уровень  развития полезных интересов,  знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художествен­ные  и т.д.):

 

1 — индифферентность интересов,  преоблада­ние пустого времяпрепровождения;

 

2 — интересы поверх­ностные, неустойчивые, развлекательного характера;

 

3 — интересы и полезные  занятия не получили самостоятель­ного,  углубленного развития, формируются  под чужим влиянием;

 

4 — интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены  в  полезных  знаниях,  навыках,  умениях;

 

5 — глубокие интересы, выражающиеся в самостоятель­ной  работе по закреплению полезных  знаний, умений и навыков.

 

15.       Отношения  к педагогическим воздействиям:

 

1 — резкая, грубая форма  неприятия любых педагогических  воздей­ствий, замечаний, порицаний;

 

2 — неприятие педагогичес­ких  воздействий в форме пассивного  сопротивления, иг­норирования, упрямства;

 

3 — избирательное отношение  к педагогическим воздействиям  в зависимости от характера  отношения с учителями;

 

4 — к замечаниям учителей  склонен прислушиваться, наказания  и поощрения воспри­нимает адекватно;

 

5 — чутко реагирует  на замечания учи­телей, болезненно  переживает порицания, старается  не по­вторять осуждаемых действий, поступков.

 

16.       Коллективистские  проявления, способность считаться  с коллективными интересами, нормами  коллективной жиз­ни:

 

1 — бравирует своим  негативным отношением к нор­мам  коллективной жизни, общественному  мнению в клас­се;

 

2 — к общественному  осуждению относится равнодуш­но;

 

3 — внешне конформное  поведение, но не живет ин­тересами  коллектива;

 

4 — с большей частью  класса со­храняет товарищеские  отношения, дорожит общественным  мнением;

 

5 — развитое чувство  товарищества, взаимовы­ручки и  взаимопомощи.

 

17.       Способность  критически, с позиции норм морали  и пра­ва оценивать поступки  окружающих, друзей, сверстников, одноклассников:

 

1 — открытое неприятие  норм морали, права, одобрительное  отношение к циничным антиобще­ственным  поступкам;

 

2 — в большей степени  ориентиру­ется на антиобщественные  нормы и ценности и в соответ­ствии  с ними оценивает поступки  окружающих;

 

3 — рав­нодушное, безразличное  отношение к нарушениям норм  общественной морали, права, нейтральность  ценностно-нор­мативных представлений;

Информация о работе Типичные ошибки семейного воспитания способствующие формированию делинквентного поведения подростка