Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:40, реферат
Проблема исследования связи между семейными переменными и текущей либо последующей делинквентностью является весьма актуальной, ведь подростковый возраст – это время становления характера личности. По поведению подростка мы можем видеть характерности проявлений сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение «трудным». В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
калининградский региональный
социально-педагогический колледж
Курсовая работа
Тема:
«Типичные ошибки семейного воспитания способствующие формированию делинквентного поведения подростка».
Специальность: ____ Социальная педагогика.
Курс: 3
Группа: 2
Студента: Черкашина В.В.
Научный руководитель: Попова Т.Е.
Дата защиты:__________
Заведующий кафедрой: Белогурова Л.И.
2007
Оглавление:
Введение______________________
Глоссарий_____________________
Глава I Анализ психолого-педагогической
литературы по теме: «Типичные ошибки
семейного воспитания, способствующие
формированию делинквентного поведения
подростков» ______________________________
1.1 Психологическая
Мотивационная сфера_________________________
Эмоциональная сфера_________________________
Волевая сфера_________________________
Нравственная сфера, сфера
межличностных отношений.______
Формы проявления нарушений
поведения_____________________
1.2 Воздействие
нарушений семейного
Воспитание подростков в
семье_________________________
Стили семейного воспитания__________
Сопутствующие факторы семейного
воспитания и нарушения поведения_________
Семейные интеракции ______________________________
Распад семьи, Родительская
девиантность__________________
1.3 Общие концепции работы
социального педагога с
1.4. Структура и содержание
индивидуальной
Примерная программа деятельности социального педагога с семьей
по профилактике делинквентного
поведения подростков__________
Вывод по Главе I ______________________________
Глава II Опытно- исследовательская работа по теме:
«Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения подростков».
«Что должны знать и
чему научиться родители, чтобы в
полной мере содействовать духовному
развитию ребенка»._____________________
Вывод по Главе II ______________________________
Заключение ______________________________
Приложения____________________
Список используемой литературы____________________
Введение
Проблема исследования связи
между семейными переменными
и текущей либо последующей делинквентностью
является весьма актуальной, ведь подростковый
возраст – это время
Эта работа посвящена рассмотрению семейных влияний, в особенности семейного воспитания, на развитие криминальности. Использовались работы таких ученых, как Шакурова М. В., Фельдштейн Д.И., Мардахаев Л.В., Мудрик А.В., Макаренко А.С., Галагузова М. А., Курек Н.С., Фурманов И.А., Лесгафт П. Ф. и др.
«Согласно Роберту Мертону (1971) некоторым людям трудно отречься от делинквентного поведения потому, что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Поэтому людям, выброшенным обществом, так или иначе отодвинутым в сторону, очень тяжело достичь всех желанных целей легальным путем. В связи с этим они настроены или вынуждены пытаться достичь успеха криминальным образом. Такие люди совершают растраты, обманывают, воруют или грабят, короче добывают себе все то, что не могут заполучить законным путем…»[6].
Целью нашего исследования является изучение типичных ошибок семейного воспитания как причины делинквентного воспитания как причина делинквентного поведения подростков.
Объектом нашего исследования является: делинквентное поведение подростка.
Предметом нашего исследования мы избрали типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения подростков.
Задачи исследования конкретизированы следующим образом:
1.
проанализировать психолого-
2.
охарактеризовать ошибки
3.
изучить связь ошибок
4.
разработать социально-
В основе нашей работы положена гипотеза: семья может воспитывать ребёнка без отклонений в поведении при:
- учете взрослыми
возрастных особенностей
- выборе адекватных
методов и форм семейного
- активизации усилий самой
личности подростка на
В работе используются теоретические методы: сбор, обработка и анализ информации, и практические методы: работа с документами, наблюдение, консультирование у сотрудников ПДН и КДНиЗП.
ГЛОССАРИЙ.
Безнадзорный - несовершеннолетний,
контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны
родителей, или законных представителей,
или должностных лиц (Закон РФ
«Об основах системы
Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Девиантное поведение – деятельность человека, система поступков, не соответствующих установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
Делинквентное поведение – Девиантное поведение индивида, проявляющееся в уголовно наказуемых действиях. Патохарактерологическая реакция подростков, проявляющаяся в совершении ими мелких правонарушений и проступков, не достигающих степени преступления, наказуемого в судебном порядке.
Личность – комплекс социально-психологических свойств человека, возникающий в ходе его включения в систему социальных отношений, в результате активной работы над собой посредством активной деятельности и общения. Социальная характеристика, отражает общественные, а не биологические качества. Характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления поведения.
Метод – Способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности изучаемого объекта. В социальной педагогике: все способы взаимосвязанной деятельности объекта и субъекта СПД.
Норма – некоторое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, среднестатистический вариант, обычно имеющий определённый интервал.
Общение – социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности.
Приём – частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный характер. Различают созидающие и тормозящие П.
Принцип – (лат. «Основа») основное, исходное положение, которое вытекает из установленных наукой закономерностей, реализация метода через совокупность приёмов.
Социализация – процесс
овладения культурно-
Социальная адаптация – процесс приспособления человека к условиям окружающей среды.
Социальная дезадаптация – процесс, обратный социальной адаптации.
Социум – Ближайшая среда, в которой происходит развитие личности.
Факторы среды – всё
то, что непосредственно и
Глава I
Анализ психолого-
1.1. Формы проявления нарушений поведения.
В определении девиантного
поведения мы будем придерживаться
общепринятого понимания
Такие отклонения ещё называют личностными недостатками.
Происходящие в ребенке изменения родители замечают, когда он становится неподатливым к педагогическим воздействиям не только в семье, но и за её пределами, выслушивая комментарии работников образовательных учреждений и других социально направленных структур.
Какие же формы может принимать данное поведение? Отклонениями в поведении мы можем называть состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально не одобряемых форм поведения. В зависимости от опасности (угрозы) форм поведения мы можем их классифицировать следующим образом:
- непослушание
- детский негативизм
- девиантные формы поведения (табл. 2).
1.2 Психологическая
По мнению И.А.Фурманова[32]
отклонения в поведении рассматриваются
как один из способов адаптации подростка.
Мотивационная, волевая и другие
сферы личности делинквентного подростка
имеют специфические черты. Для
понимания психологической
Мотивационная сфера.
Дифференция мотивации, разработанная А.Маслоу, разделяет мотивы «дефицита» и мотивы «роста». Мотивы «дефицита» возникают, когда человек испытывает неудовлетворённость, недостаток в определённых условиях существования и функционирования. Наиболее характерными мотивами дефицитарного типа являются мотивы, связанные с жизнеобеспечением, комфортом и безопасностью. А наиболее типичные мотивы «роста» связаны с творческими процессами, с потребностью самореализации и самоактуализации.
Дети с отклоняющимся
поведением характеризуются преобладанием
дефицитарных мотивов над мотивами
роста. Это свидетельствует о
неудовлетворённости её в безопасности
и в социальных связях. Такие дети
постоянно пребывают в
В результате неудовлетворения мотивов роста, которые сами по себе не являются доминирующими, могут возникать такие состояния, как апатия, отчуждение, цинизм, ненависть, скептицизм, безответственность и утрата смысла жизни.
Эмоциональная сфера.
Эмоции принято разделять на стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (окрашенные негативными тонами).
Подавляющее большинство детей с нарушениями поведения отличают серьёзные отклонения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, психического, депрессивного характера, а также в виде парадоксального сочетания стенических (тревожности, раздражительности) и астенических (тревожных, фобических) реакций.
В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы можно выделить целый ряд категорий детей.
Дети с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, а также общая астеническая направленность эмоциональной сферы. В связи с этим выделяют две категории подростков: