Теория развивающего обучения: история возникновения и пути реализации в России и на Западе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Теория развивающегося обучения начала формироваться в 1970-е годы в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Наиболее фундаментально эта проблема изложена в трудах В. В. Давыдова. Следует отметить, что впервые идею развития выдвинул швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, который писал, что стремление к развитию заложено в человеке от рождения. Поэтому целью воспитания должно быть гармоничное развитие природных сил и способностей ребёнка. Немецкий педагог Ф. А. В. Дистервег разработал дидактику развивающегося обучения в виде 33-х правил.

Содержание

Введение
Понятие о развивающем обучении.
Особенности и структура учебной деятельности в теории Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Учебная задача как основа обучения в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: постановка и решение.
Приёмы умственных действий в развивающем обучении.
Перспективы развивающего обучения в западных странах.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории педагогики + обложки к контрольной.docx

— 38.50 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО «Российский  государственный профессионально-педагогический

Университет»

Институт  психологии

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Вариант 2

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Выполнил:

                                                                                                                             студент группы

                                                                                                                         Мошкин А.С.

                                                                                                                    Проверил:

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО «Российский  государственный профессионально-педагогический

Университет»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Теория развивающего обучения: история возникновения и пути реализации в России  и на Западе»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Выполнил:

                                                                                                                          студент группы

                                                                                                                      Мошкин А. С.

                                                                                                                Проверил:

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

                  Введение

  1. Понятие о развивающем обучении.
  2. Особенности и структура учебной деятельности в теории Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
  3. Учебная задача как основа обучения в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: постановка и решение.
  4. Приёмы умственных действий в развивающем обучении.
  5. Перспективы развивающего обучения в западных странах.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Теория развивающегося обучения начала формироваться в 1970-е годы в работах  Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Наиболее фундаментально эта проблема изложена в трудах В. В. Давыдова. Следует отметить, что впервые идею развития выдвинул швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, который писал, что стремление к развитию заложено в человеке от рождения. Поэтому целью воспитания должно быть гармоничное развитие природных сил и способностей ребёнка. Немецкий педагог  Ф. А. В.  Дистервег разработал дидактику развивающегося обучения в виде 33-х правил.

Пестолощи К. Г. (1746-1827) – швейцарский педагог-демократ, разработал теорию элементарного образования и впервые соединил обучение с производственным трудом. Основой теории развивающего обучения является вопрос о соотношении обучения и развития, по которому сложились три точки зрения. В основе первой концепции лежит идея о независимости развития от обучения. Вторая наука основывается на том, что обучение и есть развитие. В третьей сделана попытка преодолеть крайности первых двух путём простого их совмещения: развитие мысли как процесс, независимый от обучения и развития – обучение должно направлять развитие и идти впереди развития, а обучать ребёнка надо в «зоне ближайшего развития».

Опытно-экспериментальную проверку этой идеи провели научные коллективы под руководством Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. В результате были разработаны принципы развивающегося обучения детей младшего школьного возраста: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп изучения материала; осознание школьниками самого процесса учения.

Развивающее  обучение особенно способствует развитию таких психических процессов, как наблюдение, внимание, мышление.

 

1.Понятие о развивающем обучении.

В наше время вновь актуальна  проблема развивающего обучения школьников. Говорится вновь, потому что идея развития ребёнка была основой для  русской народной школы второй половины XIX в.- начала  XX в. Все методические поиски по совершенствованию народной школы имели своей целью усиление развивающей роли учебно- воспитательного процесса.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому  формирование творческой личности приобретает  и сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной, общественно-трудовой деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель на уроке. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Бесспорно, не любое обучение развивает  ребёнка. Д. Б. Эльконин пишет, «…что сами категории обучения и развития разные». Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретённых знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, т. е. тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности [4].

Давно замечено, что можно много  знать, но при этом не проявлять никаких творческих способностей, т.е. не уметь самостоятельно разобраться в новом явлении,  даже из относительно хорошо известной сферы науки.

Вопросами психического развития  ребёнка занимается психология, но при построении развивающего обучения методика опирается на результаты исследования этой науки. Как пишет  В. В. Давыдов,  «…психологическое развитие человека – это,  прежде  всего, становление его деятельности сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психологических процессов (познавательных процессов, эмоций и т.д.). Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения [1].

Эта деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны  между собой, но в зависимости  от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное  влияние на развитие детей. Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает, затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности – формирование у школьника знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия , обобщение. Эти мыслительные операции в педагогической литературе принято называть логическими приёмами умственных действий.

Включение этих операций в процесс  усвоения математического содержания – одно из важнейших условий построения развивающего обучения, т.к. продуктивная (творческая) деятельность оказывает  положительное влияние на развитие всех психологических функций «…организация  развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками  приёмами умственной деятельности. Овладение  ими не только обеспечивает новый  уровень усвоения, но и  даёт существенные сдвиги в умственном развитии ребёнка. Овладев этими приёмами, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний» [1].

 

2.Особенности и структура учебной  деятельности в теории

 Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

При освоении любой деятельности человек  приобретает определённые способности: например, в труде ребёнок обретает способность к планированию, в  игре – к воображению и действию в уме. В учебной деятельности ребёнок обретает способность учить  себя, или умение учиться.

Умение учиться, формируемое в  учебной деятельности (и не только в ней), редко выделяется из ряда всех школьных умений. Проявление этого  умения знаменует революционное  событие в психическом развитии: с этого момента ребёнок из обучаемого, ведомого взрослым, получает возможность стать хозяином, объектом собственного развития – человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно [5].

По мысли Д.Б. Эльконина учебная деятельность – это такая деятельность, в которой воспитывается способность к самоизменению. Частичка «само» указывает на этот качественный скачок в развитии младшего школьника, который может произойти под влиянием школьного обучения. Если переход ребёнка к саморазвитию в конце начальной школы произошёл, то можно говорить о развивающем характере начального обучения, об обучении, осуществляемом по законам учебной деятельности. А учебная деятельность – это система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению [4].

В.В. Давыдов обосновал необходимость  освоения теоретических понятий  в учебной деятельности. Учебная  деятельность школьников строится в  соответствии со способами получения  научных знаний, со способом восхождения  от абстрактного к конкретному. Мышление школьников в процессе учебной деятельности имеет нечто общее с мышлением учёных, получающих результаты своих исследований посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий.

Но мышление школьников не тождественно мышлению учёных. Школьники не создают  понятий, образов, норм, а присваивают  их посредством учебной деятельности. В своей учебной деятельности школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм.

Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники   с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нём некоторое сходное общее отношение, обнаруживая, вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных отношениях, имеющихся в данном материале, фиксируя в знаковой форме выделенное исходное, общее отношение; школьники тем самым строят содержательную абстракцию изучаемого предмета. Продолжая анализ учебного материала, они раскрывают закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета.

Затем дети используют содержательные абстракцию и обобщение для последовательного  выведения (опять с помощью учителя) других более частных абстракций и для объединения их в целостном (конкретном) учебном предмете [2].

Таким образом, хотя учебная деятельность школьников развёртывается в соответствии со способом изложения уже полученных людьми продуктов духовной культуры, однако внутри этой деятельности в своеобразной форме сохраняются ситуации и действия, которые были присущи реальному созданию таких продуктов, благодаря чему способ их получения сокращенно воспроизводится в индивидуальном сознании школьников.

В процессе систематического выполнения школьниками учебной деятельности у них, наряду с усвоением теоретических  знаний, развиваются теоретическое  сознание и мышление. В младшем  школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и главной среди  других видов деятельности, выполняемых  детьми. Потребность в учебной  деятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний, мотивы – к усвоению способов их построения посредством учебных действий, направленных на решение учебных задач.

Этот путь усвоения знаний имеет  характерные черты. Во-первых, мысль  школьников при таком усвоении целенаправленно  движется от общего к частному. Во-вторых, такое усвоение направлено на выявление  школьниками условий происхождения  содержания усваиваемых ими понятий [2].

Согласно Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову учебная деятельность является:

      • Общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);
      • Общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);
      • Общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами) [4].

 

Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в  самом ученике. Это деятельность по самоизменению, т.е. продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте.

Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность  направленная, имеющая своим содержанием овладение  обобщёнными способами действия в сфере научных понятий. Она  должна побуждаться адекватными  мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные  с её содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщённых способов действий, или, проще  говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.

Информация о работе Теория развивающего обучения: история возникновения и пути реализации в России и на Западе