Теория развивающего обучения: история возникновения и пути реализации в России и на Западе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Теория развивающегося обучения начала формироваться в 1970-е годы в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Наиболее фундаментально эта проблема изложена в трудах В. В. Давыдова. Следует отметить, что впервые идею развития выдвинул швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, который писал, что стремление к развитию заложено в человеке от рождения. Поэтому целью воспитания должно быть гармоничное развитие природных сил и способностей ребёнка. Немецкий педагог Ф. А. В. Дистервег разработал дидактику развивающегося обучения в виде 33-х правил.

Содержание

Введение
Понятие о развивающем обучении.
Особенности и структура учебной деятельности в теории Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Учебная задача как основа обучения в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: постановка и решение.
Приёмы умственных действий в развивающем обучении.
Перспективы развивающего обучения в западных странах.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории педагогики + обложки к контрольной.docx

— 38.50 Кб (Скачать)

 

5.Перспективы развивающего обучения в западных странах.

В современной Германии вокруг школы – как начальной и средней, так и высшей – ведётся много дискуссий. В них участвуют предприниматели, высшие школы, профсоюзы, журналисты, но и, конечно родители и педагоги. Высказывается неудовлетворённость мотивацией учения, качеством знаний, несформированностью умений и навыков, а также уровнем самостоятельности инициативы и творчества у выпускников школы, неспособностью к самоусовершенствованию и к совместнораспределённой деятельности в учебном коллективе. В то же самое время ухудшаются условия для подготовки учителей из-за сокращения средств, отпускаемых высшей школе, часть уроков в школах выпадает из-за нехватки учителей. С другой стороны, современная педагогика весьма односторонне понимает индивидуальность и креативность: каждый должен творить всё из самого себя.

Рамки статьи не позволяют дать дифференцированную картинку состояния нашей современной  школы, но очевидно, что формирование учебной деятельности является одним из насущных вопросов, на котором должно сконцентрироваться внимание сегодняшней немецкой школы и педагогической науки Германии (но надо иметь в виду, что проблемы школы являются проблемами общества). В той или иной мере это касается и многих других стран Запада.

Теория  учебной деятельности  и закономерности её формирования, а также богатый  опыт, собранный на этой основе, могли  бы стать очень полезными для  преодоления многих проблем сегодняшней  школы, в особенности для повышения  эффективности её работы. Развитие системы  Эльконина – Давыдова, впервые опробованной в одном классе и сейчас принятой тысячами учителей, создание Международной ассоциации развивающего образования со своей базой для переподготовки учителей, с конференциями, собственным журналом ит.д.- всё это является весьма поучительным и стимулирующим для прогрессивных учёных и педагогов на Западе.

Хотелось  бы в этой связи указать на следующие  аспекты: как известно, интерес к  культурно-исторической концепции  и теории деятельности на Западе всё  возрастает, но многие учёные знакомы лишь (более или менее) с работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и, может быть, некоторых других, но очень мало знают из того, что сделано их учениками и последователями. Поэтому так важен пример и опыт лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и многочисленных сотрудников и продолжателей, которые могли бы воодушевить заинтересованных людей и вооружить их и теоретическими, и практическими средствами такой деятельности.

Интерес к проблемам развивающего обучения не только в Росси, но и на Западе огромен. Достаточно сказать, что уже  после кончины В.В. Давыдова на Международном  конгрессе по теории деятельности в  Архусе (Дания) в 1998 г. Доклад учёного был поставлен и зачитан первым на пленарном заседании. Там же, в Архусе, недавно вышла книга, посвящённая памяти В. В. Давыдова, где напечатаны его работы и работы его учеников и последователей в России и на Западе («Учебная деятельность и развитие» - Learning Activity and Development. Arhus, 1999.).

К сожалению, несмотря на большой интерес  к проблемам развивающего обучения психологи на Западе плохо информированы о работах психологов России. В последние годы на английском языке опубликовано только несколько работ В. В. Давыдова, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман. В России же вышло большое количество работ как теоретических (В.Т. Кудрявцева, В.И. Слободчикова, В.С. Лазарева и других), а также экспериментально-практических по внедрению новых программ (Ю.А. Полуянова, Е.В. Чудиновой, Г.Н. Кудиной и других), которые на Западе неизвестны.

Таким образом, нет необходимой информационной службы, а главное – нет учреждения, которое бы объединяло теоретиков, ведущих работу, направленную на развитие теории деятельности и теории учебной  деятельности. Такой теоретической  работе В.В. Давыдов придавал особенно большое значение (Ассоциация развивающего образования ведёт только практическую работу по внедрению новых программ и по переподготовке учителей).

Из  сказанного ясно, что назрела необходимость  создания особой структуры (института  или фонда), которая бы объединяла учёных-теоретиков, педагогов, психологов, социологов, философов и управленцев  не только в России, но и на Западе. Основной функцией такой структуры  являлась бы функция разработки и  развития теории деятельности вообще и теории учебной деятельности в частности, а также обеспечение серьёзной информационной службы о работах этого направления. Последнее помогло бы консолидировать усилия учёных во всех странах.

 

Заключение.

Ребёнок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность в самоизменении.

Цели  обучения: формировать теоретическое  сознание и мышление, способы умственных действий; обеспечить условия для  превращения ученика в учащегося.

Основу  содержания обучения составляет система  научных понятий, определяющая общие  способы действия в предмете (как  предпосылка овладения общими принципами решения задач определённого  класса).

Свойства  методической системы:

  • концепция целенаправленной учебной деятельности;
  • проблемное изложение знаний;
  • метод учебных задач;
  • коллективно-распределительная деятельность.

Термин  «развивающее обучение» остаётся пустым до тех пор, пока он не наполняется  описанием конкретных условий своей  реализации по ряду существенных показателей, например:

  • каковы главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают, формируются и развиваются в этом возрастном периоде;
  • какова ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований;
  • каковы содержание и способы осуществления этой деятельности (например, осуществляется она стихийно или целенаправленно);
  • каковы её взаимосвязи с другими видами деятельности;
  • с помощью какой системы методик можно определять уровни развития соответствующих новообразований;
  • каков характер связи этих уровней с особенностями организации ведущей деятельности и смежных с нею других видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Давыдов В.В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы// Психологическая наука и образование. – 1997-№1. – С. 22-27.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008. – 613 с.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
  4. Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 240 с.
  5. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – 76 с.

 

 

              


Информация о работе Теория развивающего обучения: история возникновения и пути реализации в России и на Западе