Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:18, курсовая работа
Цель: исследовать теоретические основы, влияющие на успешное формирование сплоченности ученического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования;
2. Раскрыть сущность и содержание проблемы формирования сплоченности ученического коллектива;
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования …………………………………………..……………………….6
1.2 Сущность и содержание формирования сплоченности ученического коллектива ………………………………………………………………...…….13
1.3 Роль эмоций в сплоченности ученического коллектива…………………………….………………………………….............21
2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе
2.1 Модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….24
2.2 Программа по формированию сплоченности ученического коллектива
в общеобразовательной школе………………………………………………..31
2.3 Воспитательная система класса как условие эффективности формирования ученического коллектива…………………………………......40
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………..50
2) Субъекты деятельности, ее организующие и участвующие в ней – учащиеся, родители, педагоги, а также, возможно, друзья класса, гости, психологи, социальные педагоги, логопед и другие. В числе принципов взаимодействия классного руководителя с другими субъектами деятельности, на наш взгляд, основанными могут быть эти два. «Изучать!». Социальному педагогу необходимо знать как индивидуально-личностные особенности каждого ребенка в классе, каждого родителя, педагога, так и особенности детского и взрослых (родительского, педагогического) коллективов. И, конечно, необходимо знать собственные индивидуально-личностные особенности и границы своей профессиональной компетентности. «Включать!». В значительной степени именно от классного руководителя (от его позиции и умения зависит степень включенности и учащихся, и педагогов, и родителей в процесс совместной деятельности, подведение итогов этой деятельности (рефлексия).
3) Деятельность (в том числе общение как вид деятельности), объединяющая субъектов.
Очень важно, какие дела, какой вид деятельности будут выбраны в качестве основной, системообразующей, то есть отражающей в максимальной степени ценностные ориентации субъектов деятельности, их особенности и потребности. Размышляя о деятельности, социальному педагогу совместно с учащимися, родителями определяет не только содержание деятельности, но и формы, технологии, в которых она будет реализована, режим деятельности, логику форм и видов деятельности. Деятельность в классе может считаться системной, если выделяются определенные традиции и «ключевые» дела.
«Ключевое» дело класса – это дело событийного характера (значимое, важное событие), актуализирующее ценности данной воспитательной системы, данного коллектива, объединяющее в процессе подготовки и ежегодного проведения максимально возможно число учащихся, родителей, педагогов. В числе «ключевых» дел могут быть и поход, и спектакль, и собрание по итогам года, различные другие дела. Как правило, таких дел немного, но без них невозможно представить данный класс.
Традиции – это сложившиеся
в коллективном опыте, сохраняющиеся
длительное время привычные способы
общения и осуществления
4) Отношения и взаимоотношения.
Отношения проявляются и
формируются в общении и
Культура отношений отражают умение выстраивать доброжелательные, гуманные отношения, умения понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать. В пространстве отношений всегда зарождаются системе класса – существенный компонент, значимый аспект общей проблемы коллектива, воспитания.
Становление коллектива в системной деятельности – и есть становление отношений, взаимоотношений субъектов.
Именно взаимоотношения как противоречивый процесс взаимных действий субъектов, характеризующихся положительными, индифферентными или отрицательными отношениями сторон друг другу являются «полем» развития или «неразвитая» ребенка.
Гуманные взаимоотношения предполагают положительное отношение сторон друг другу, при этом субъекты существенно влияют друг на друга, что способствует единству ценностных ориентаций, пониманию индивидуальных особенностей друг друга, познанию себя через другого, развитию себя как некоторого единого целого.
Уровень таких взаимоотношений
обусловлен как внутренними (личностными)
особенностями
Таким образом, и личностный,
и деятельностный план взаимоотношений
взаимосвязаны и
5) Освоенная среда системы включает в себя внутреннюю предметную среду оформление помещений, характер расположения мебели, освещение, температурный режим, характер текстовой информации, наглядности и т.п.) и освоенную внешнюю среду, то есть те объекты ближайшего социума, которые субъекты используют в процессе деятельности.
6) Управление (в том числе самоуправление, соуправление) воспитательной системой понимается как процесс реализации управленческих функций для достижения целей наиболее эффективным способом. Процесс управления можно считать системным, если в него включены все субъекты деятельности (учащиеся, родители, педагоги, классный руководитель), и ни одна из управленческих функций не «выпадает».
Напомним эти управленческие функции:
На наш взгляд, детское и родительское самоуправление являются составляющими компонента управления воспитательной системой класса, если реализован следующих условий.
Системно выстроить
Таким образом, проанализировав все компоненты воспитательной системы класса можно выделить на наш взгляд необходимые социально -педагогические условия формирования классного коллектива. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность, и, во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив [39, С.351].
Отсюда следует два существенных вывода:
а) в качестве важнейших
средств воспитания ученического коллектива
выступают учебная и
б) процесс формирования
классного коллектива будет эффективным,
если соблюдать ряд социально-
Среди таких условий на наш взгляд можно выделить следующие:
Таким образом, ученический коллектив является мощнейшим средством воспитания, в нем реализуется комплекс условий, способствующих как развитию самого коллектива, так и развитию индивидуальности в нем.
Заключение
Изучение формирования сплоченности ученического коллектива в условиях общеобразовательной школы является одной из более актуальных проблем. Однако в природе этого феномена и по сей день еще очень многое остается неясным и однозначного понятия сплоченности ученического коллектива в социально-педагогической литературе отсутствует. А следовательно этой проблемой исследования нужно заняться более основательней и конкретней.
Говоря о сущности сплоченности коллектива можно сказать, что «сплоченность как степень единства действия членов коллектива, где единство действия есть выполнение каждым членом коллектива своих задач в рамках общих целей, т.е. сотрудничество. При этом единство поведения должно быть достигнуто в условиях свободного, без прямого принуждения со стороны, выбора членами коллектива того или иного вида действий из объективно возможных в конкретной ситуации. Показателями сплоченности выступают:
Ученический коллектив – сложное социальное образование.
Все виды деятельности учащихся должны носить коллективный характер. Игровая, трудовая, учебная и другие виды деятельности должны быть организованы так, чтобы всегда и во всем формировать коллективистические принципы, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи, воспитывать умения, когда это необходимо, свое личное подчинять коллективу.
Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание ребят в ходе предметных олимпиад, спортивных состязаний, подготовки и проведения сборов, вечеров. Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность учащихся, способствуют формированию коллектива, сближают между собой учащихся, учат их чувствовать боль и радость другого.
Ученический коллектив является мощным фактором влияния на отдельных учащихся, помогает в проведении мероприятий воспитательного характера, в организации общественной работы, помощи отстающим учащимся и т.п.
Сплоченность ученического коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.
Формирование сплоченности ученического коллектива является одной из важной задачей в работе социального педагога. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни.
Благодаря анализу литературы, мы построили модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе и программу по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе.
Несмотря на то, что данным вопросом занимаются ученые и исследователи, необходимо отметить, что данный вопрос полностью не изучен, и остается еще много белых пятен в вопросе по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе.