Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать теоретические основы, влияющие на успешное формирование сплоченности ученического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования;
2. Раскрыть сущность и содержание проблемы формирования сплоченности ученического коллектива;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования …………………………………………..……………………….6
1.2 Сущность и содержание формирования сплоченности ученического коллектива ………………………………………………………………...…….13
1.3 Роль эмоций в сплоченности ученического коллектива…………………………….………………………………….............21
2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе
2.1 Модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….24
2.2 Программа по формированию сплоченности ученического коллектива
в общеобразовательной школе………………………………………………..31
2.3 Воспитательная система класса как условие эффективности формирования ученического коллектива…………………………………......40
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………..50

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 108.75 Кб (Скачать)

2) Субъекты деятельности, ее организующие и участвующие в ней – учащиеся, родители, педагоги, а также, возможно, друзья класса, гости, психологи, социальные педагоги, логопед и другие. В числе принципов взаимодействия классного руководителя с другими субъектами деятельности, на наш взгляд, основанными могут быть эти два. «Изучать!». Социальному педагогу необходимо знать как индивидуально-личностные особенности каждого ребенка в классе, каждого родителя, педагога, так и особенности детского и взрослых (родительского, педагогического) коллективов. И, конечно, необходимо знать собственные индивидуально-личностные особенности и границы своей профессиональной компетентности. «Включать!». В значительной степени именно от классного руководителя (от его позиции и умения зависит степень включенности и учащихся, и педагогов, и родителей в процесс совместной деятельности, подведение итогов этой деятельности (рефлексия).

3) Деятельность (в том числе общение как вид деятельности), объединяющая субъектов.

Очень важно, какие дела, какой вид деятельности будут  выбраны в качестве основной, системообразующей, то есть отражающей в максимальной степени ценностные ориентации субъектов  деятельности, их особенности и потребности. Размышляя о деятельности, социальному педагогу совместно с учащимися, родителями определяет не только содержание деятельности, но и формы, технологии, в которых она будет реализована, режим деятельности, логику форм и видов деятельности. Деятельность в классе может считаться системной, если выделяются определенные традиции и «ключевые» дела.

«Ключевое» дело класса –  это дело событийного характера (значимое, важное событие), актуализирующее  ценности данной воспитательной системы, данного коллектива,  объединяющее в процессе подготовки и ежегодного проведения максимально возможно число  учащихся, родителей, педагогов. В числе  «ключевых» дел могут быть и поход, и спектакль, и собрание по итогам года, различные другие дела. Как  правило, таких дел немного, но без  них невозможно представить данный класс.

Традиции – это сложившиеся  в коллективном опыте, сохраняющиеся  длительное время привычные способы  общения и осуществления совместной деятельности (Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник). По существу, традиции – это дона из форм внешнего, поведенческого выражения  групповых и коллективных норм. Эти  же исследователи отмечают, что особыми  формами традиций являются обычаи и  ритуалы. Обычай – это воспринятый  из прошлого образец поведения, воспроизводимый  в его неизменном виде. Для него характерно такое групповое поведение, которое исходит не из сложившейся  ситуации, а диктуется принятыми  ранее стандартами. Ритуал – представляет собой строго регламентированный порядок  действий, выступающих символом определенных отношений и ценностных ориентаций.

4) Отношения и взаимоотношения.

Отношения проявляются и  формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой  общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия. В педагогике отношения рассматриваются  как многоплановый феномен: как  субъективный план воспитания, как  сущность, как цель, как средство воспитания. Воспитательный аспект отношений  проявляется в развитии социально-ценных отношений (к труду, культуре, политике, образованию, человеку и т.д.). Межсубъектные  отношения, как известно, влияют на отношение человека к себе. В этом плане системная деятельность с  классом должно быть направлена на воспитание «культуры отношений» (К.Д. Радина).

Культура отношений отражают умение выстраивать доброжелательные, гуманные отношения, умения понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать. В пространстве отношений всегда зарождаются системе класса –  существенный компонент, значимый аспект общей проблемы коллектива, воспитания.

Становление коллектива в  системной деятельности – и есть становление отношений, взаимоотношений  субъектов.

Именно взаимоотношения  как противоречивый процесс взаимных действий субъектов, характеризующихся  положительными, индифферентными или  отрицательными отношениями сторон друг другу являются «полем» развития или «неразвитая» ребенка.

Гуманные взаимоотношения  предполагают положительное отношение  сторон друг другу, при этом субъекты существенно влияют друг на друга, что  способствует единству ценностных ориентаций, пониманию индивидуальных особенностей друг друга, познанию себя через другого, развитию себя как некоторого единого  целого.

Уровень таких взаимоотношений  обусловлен как внутренними (личностными) особенностями взаимодействующих, так и объективными (внешними) условиями. В этом плане реализуется взаимосвязь, взаимообусловленность компонентов  системы: «взаимоотношения – субъекты», «взаимоотношения – деятельность». Тут очень важна педагогически  верно организованная деятельность, способствующая становлению эмоционально-нравственного  опыта детей, развитию «эмоционального  богатства личности» (К.Д.Радина). Особую роль приобретает взаимоотношения  «воспитатель – воспитанник», ведь воспитатель воспринимается и как  «источник» деятельности, и как ее участник.

Таким образом, и личностный, и деятельностный план взаимоотношений  взаимосвязаны и взаимопроникаемы, взаимообусловливают себя как единство объективного и субъективного в  развитии личности. Без принятия этого  в педагогической позиции классного  руководителя невозможно строить системную  деятельность. Невозможно этого достичь  и без направленности, установки  на развитие гуманных взаимоотношений  в коллективе, без направленности на «эстетическое чувствование» (М.М. Бахтин) в мире другого, в мир его  переживаний, без установки на совершенствование самого себя. Без такой позиции педагога трудно «выйти» на гуманизацию отношений, взаимоотношений в коллективе класса, а, значит, и развитие самого коллектива.

5) Освоенная среда системы включает в себя внутреннюю предметную среду оформление помещений, характер расположения мебели, освещение, температурный режим, характер текстовой информации, наглядности и т.п.) и освоенную внешнюю среду, то есть те объекты ближайшего социума, которые субъекты используют в процессе деятельности.

6) Управление (в том числе самоуправление, соуправление) воспитательной системой понимается как процесс реализации управленческих функций для достижения целей наиболее эффективным способом. Процесс управления можно считать системным, если в него включены все субъекты деятельности (учащиеся, родители, педагоги, классный руководитель), и ни одна из управленческих функций не «выпадает».

Напомним эти управленческие функции:

  • информационно-аналитическая;
  • плавно-прогностическая;
  • мотивационно-целевая;
  • организационно-исполнительская;
  • контрольно-диагностическая;
  • регулятивно-коррекционная.

На наш взгляд, детское  и родительское самоуправление являются составляющими компонента управления воспитательной системой класса, если реализован следующих условий.

  1. Высший орган самоуправления – общий сбор коллектива.
  2. Социальный  педагог обеспечивает продуктивную работу общего сбора, реализуя педагогическое руководство процессом коллективного анализа и планирования.
  3. Структура самоуправления адекватна характеру деятельности класса.
  4. Каждый ответственный четко представляет содержание и границы своей ответственности.
  5. Социальный  педагог консультирует и обучает актив (и сменный, и постоянный).

Системно выстроить деятельность по формированию и развитию классного  коллектива – значит последовательно  реализовать смысл, заложенный в  смыслообразующем ядре, структурно связанных  компонентах всей системы, педагогическом процессе, отражающем взаимосвязи этих компонентов, то есть создать своеобразную смысловую преемственность[8].

Таким образом, проанализировав  все компоненты воспитательной системы  класса можно выделить  на наш  взгляд необходимые социально -педагогические условия формирования классного коллектива. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность, и, во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив [39, С.351].

 

 

 

Отсюда следует  два существенных вывода:

а) в качестве важнейших  средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная  внеклассная работа, трудовая, общественно-политическая и культурно-массовая деятельность учащихся;

б) процесс формирования классного коллектива будет эффективным,  если соблюдать ряд социально-педагогических условий.

Среди таких условий  на наш взгляд можно выделить следующие:

  • умелое предъявление педагогических требований к учащимся;
  • педагогическое руководство процессом формирования коллектива, коллективного планирования и анализа деятельности;
  • систематическая воспитательная работа с ученическим активом класса;
  • организация перспектив в учебной, трудовой, общественной и досуговой деятельности;
  • формирование здорового общественного мнения и благоприятного психологического климата;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей всех членов коллектива, реализация их творческого и интеллектуального потенциала;
  • создание и развитие положительных традиций коллективной жизни;
  • активная, творческая позиция классного руководителя в работе с детским коллективом;
  • позитивное взаимодействие с родителями учащихся.

Таким образом, ученический коллектив является мощнейшим средством воспитания, в нем реализуется комплекс условий, способствующих как развитию самого коллектива, так и развитию индивидуальности в нем.

 

 

 

Заключение

Изучение формирования сплоченности ученического коллектива  в условиях общеобразовательной школы является одной из более актуальных проблем. Однако в природе этого феномена и по сей день еще очень многое остается неясным и однозначного понятия сплоченности ученического коллектива  в социально-педагогической литературе отсутствует. А следовательно этой проблемой исследования нужно заняться более основательней и конкретней.

Говоря о сущности сплоченности коллектива можно сказать, что «сплоченность как степень единства действия членов коллектива, где единство действия есть выполнение каждым членом коллектива своих задач в рамках общих целей, т.е. сотрудничество. При этом единство поведения должно быть достигнуто в условиях свободного, без прямого принуждения со стороны, выбора членами коллектива того или иного вида действий из объективно возможных в конкретной ситуации. Показателями сплоченности выступают:

  • Уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях ( чем больше количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);
  • Степень привлекательности (полезности) группы для ее членов (чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, т.е. тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе  преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила притяжения, а следовательно, и сплоченность).

Ученический коллектив –  сложное социальное образование.

Все виды деятельности учащихся должны носить коллективный характер. Игровая, трудовая, учебная и другие виды деятельности должны быть организованы так, чтобы всегда и во всем формировать  коллективистические принципы, укреплять  и развивать дух дружеской  поддержки, взаимопомощи, воспитывать умения, когда это необходимо, свое личное подчинять коллективу.

Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание ребят в ходе предметных олимпиад, спортивных состязаний, подготовки и проведения сборов, вечеров. Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность учащихся, способствуют формированию коллектива, сближают между собой  учащихся, учат их чувствовать боль и радость другого.

Ученический коллектив является мощным фактором влияния на отдельных  учащихся, помогает в проведении мероприятий  воспитательного характера, в организации  общественной работы, помощи отстающим  учащимся и т.п.

Сплоченность ученического коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.

Формирование сплоченности ученического коллектива является одной  из важной задачей в работе социального педагога. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни.

Благодаря анализу литературы, мы построили модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной  школе и программу по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе.

Несмотря на то, что данным вопросом занимаются ученые и исследователи, необходимо отметить, что данный вопрос полностью не изучен, и остается еще много белых пятен в  вопросе по  формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе.

Информация о работе Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе