Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать теоретические основы, влияющие на успешное формирование сплоченности ученического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования;
2. Раскрыть сущность и содержание проблемы формирования сплоченности ученического коллектива;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования …………………………………………..……………………….6
1.2 Сущность и содержание формирования сплоченности ученического коллектива ………………………………………………………………...…….13
1.3 Роль эмоций в сплоченности ученического коллектива…………………………….………………………………….............21
2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе
2.1 Модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….24
2.2 Программа по формированию сплоченности ученического коллектива
в общеобразовательной школе………………………………………………..31
2.3 Воспитательная система класса как условие эффективности формирования ученического коллектива…………………………………......40
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………..50

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 108.75 Кб (Скачать)

Для общей оценки некоторых  основных проявлений психологического климата в коллективе педагогом  может воспользоваться таблицей А.Н. Лутошкина. В Левой стороне  ее описаны качества коллектива, которые  характеризуют благоприятный психологический  климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом.

  1. «Незаконченное предложение» Б. Фобера 
  2. Метод «Цветописи»

Оригинальный прием эмпирического  изучения социально-психологического климата был предложен А.Н. Лутошкиным, опиравшимся на выводы прикладной цветопсихологии. Сущность метода цветописи заключается  в следующем. Каждый из членов исследуемого коллектива должен ежедневно посредством  цветовых символов оценивать свое эмоциональное  состояние и настроение коллектива в целом. Цветотестирование имеет  смысл, если в процессе тщательного  наблюдения за реальной деятельностью  группы все данные фиксируются в  дневнике наблюдения. Большую ценность представляют результаты сплошного  или выборочного интервьюирования членов группы в момент заполнения цветописи, когда выясняются причины  того или иного состояния человека. Сопоставление данных цветописи, наблюдения и интервьюирования способствует получению  достаточно надежного и представительного  материала о психологическом  климате.

Программа по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе  включает в себя следующие направления  работы:

    • Работа с детьми;
    • Работа с педагогическим коллективом;
    • Работа с родителями;
    • Работы с социумом микрорайона

Работа по первому направлению включает в себя следующие мероприятия:

Мероприятие № 1 «Давайте познакомимся».

Цель мероприятия –  знакомство с группой. Ориентация группы на предстоящую работу и создание соответствующей обстановки и настроя.

Задачи:

           а)  диагностика взаимодействия в классном коллективе;

          б)  определение лидеров в классе;

           в)  обучение правилам классного часа.

Место проведения – классная комната.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  –40минут.

Мероприятие № 2 Тренинговое занятие «Мы дружны и веселы»

Цель – развитие коллектива как целостного группового субъекта.

  Задачи:

а) создание доверительной  атмосферы для общения в группе;

б) развитие чувства «мы», внутреннего единства класса;

в) формирование групповых  норм партнерского общения;

Место проведения – классная комната.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  –1 час.

Мероприятие № 3 Сказка «красная шапочка»

Цель – сплочение детей  в классе.

Задачи:

а) раскрыть творческий потенциал  детей;

б) научить детей работать вместе;

в) разрядить эмоциональную  напряженность в классе.

Место проведения –актовый зал.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  – 1 час.

Мероприятие №4  Тренинговое занятие «Дружные ребята»

Цель: сплочение классного коллектива.

 Задачи:

а) формирование доброжелательного  отношения к себе и другим;

б) налаживание психологического климата в классе;

в) развитие командного духа, внутреннее единство класса.

Место проведения – классная комната.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  – 45 час.

Мероприятие № 5 (параллельно с третьим направлением работы) «Дружная компания».

Цель – привлечение  родителей к совместной деятельности с детьми.

Место проведения – классная комната.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  – 1 час.

По второму  направлению деятельности планируется провести следующие мероприятия:

Мероприятие № 1  Мозговой штурм на тему «Пути  повышения работы по формированию сплоченности ученического коллектива».

Цель мероприятия –  выявить предложения по совершенствованию  работы направленной на формирование сплоченности.

Место проведения – классная комната.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог, психолог.

Продолжительность мероприятия  – 2 часа.

Мероприятие № 2 Круглый стол на тему «Социально-психологический климат и его  влияние на формирование сплоченности ученического коллектива».

Цель мероприятия –  определение влияния социально-психологического климата на формирование сплоченности.

Место проведения – классная комната.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог, психолог.

Продолжительность мероприятия  – 1,5 часа.

Повышение уровня профессиональной компетентности возможно через применение таких форм работы как:

  • теоретический семинар - необходимая форма повышения квалификации для ознакомления с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Посещение семинаров способствует обогащению профессиональных знаний, умений и навыков, развитию профессионально-личностной культуры;
  • Обучающие тренинги
  • Курсы повышения квалификации
  • Семинар–практикум (практико-ориентированное обучение) – дает возможность  познакомиться с результатами поисковой деятельности. Семинары–практикумы направлены на включение слушателей в процесс приобретения того или иного практического навыка и включают три этапа: теоретический, практикум, контроль и оценка уровня достижения практического навыка;
  • Методический семинар, который является продуктивной теоретической формой повышения профессиональной компетенции педагогов;
  • Консультирование разных категорий учителей по широкому кругу проблем - эта форма повышения компетентности и руководителей и педагогов является наиболее востребованной и эффективной в профессиональной деятельности.

По третьему направлению деятельности планируется провести следующие мероприятия:

Мероприятие № 1 (параллельно с первым направлением работы)  «Я и моя семья»

Цель – привлечение  родителей к совместной деятельности с детьми.

 

Место проведения – классная комната.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  – 40 минут.

Мероприятие №2 Внеклассное мероприятие с  привлечением родителей «День матери»

Цель – воспитание уважения, заботливого и бережного отношения  к матери.

Место проведения –актовый зал.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  – 1 час.

Мероприятие №3 «Мама, папа, я- спортивная семья»

Цель – развитие командного духа детей и родителей

Место проведения – спортивный зал.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  – 1 час.

Мероприятие №4 Внеклассное мероприятие «Мы  за чаем не скучаем». Семейная конкурсная программа.

Цель – Развитие коммуникативных  навыков учащихся, познавательного  интереса, сплочение коллектива учащихся и родителей.

Место проведения – классная комната.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  – 1,5 час.

По четвертому направлению деятельности планируется провести следующие мероприятия:

Мероприятие № 1 «Самый классный мой субботник»

Цель – воспитать у  детей интерес и желание заботиться о природе и совместно трудиться.

Место проведения – парк.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  – 1,5 час.

Мероприятие № 2 «Район мой мечты».

Цель – воспитать у  детей интерес и желание принимать  активное участие в жизни района.

Место проведения – классная комната.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  – в течение месяца.

Мероприятие №3 «Поездка в  музей»

Цель – сплочение коллектива и развитие познавательной сферы

Место проведения – музей.

Ответственный за мероприятие  – социальный педагог.

Продолжительность мероприятия  – 2 часа.

Таким образом, разработанная  программа включает в себя ряд  мероприятий направленных на формирование сплоченности ученического коллектива ;на привлечение родителей, и социума  к деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной  школе; на просвещение педагогического  коллектива, и родителей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Воспитательная система класса как условие эффективности формирования ученического коллектива

 

Развитие и становление  классного коллектива как субъекта воспитания возможно только в процессе системной деятельности – и на уровне формирования структуры, и на уровне организации процесса жизнедеятельности  в классе, в основе которого находится  единство коллективного и индивидуального.

 По мнению Лепнева  наличие воспитательной системы  позволяет сделать более эффективным  педагогический процесс, а, соответственно, и результат – личностные изменения  человека. Система позволяет сделать  осмысленной и целенаправленной  деятельность и учащихся, и педагогов,  и родителей, обеспечивает их  со - развитие в коллективе [17].

 Понятие «система» - одно из фундаментальных вовсех науках и видах деятельности. Система понимается как упорядоченное множество компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом, и на этой основе образующих целостное единство. Целостное единство системы – это качественная черта, отличающая любую систему от других систем, систему от среды обитания. Для целостных систем характерно то, что энергия внутренних связей (с чем связано развитие этих систем) существенно выше энергии внешних воздействий. С этой качественной характеристикой. На наш взгляд, связаны значительные, пока недостаточно использованные, реализованные потенциалы воспитательной системы школы, класс. Воспитательная система класса – социально – педагогическое явление, представляющее собой целостную и взаимосвязанную совокупность компонентов, содействующую развитию личности и коллектива [17, С.16].

 

 

 

Воспитательная система  класса включает следующие компоненты:

Для создания и развития воспитательной системы социальному педагогу необходимо понимать особенности каждого компонента, его взаимосвязи с другими и значение для целостной системы.

1) Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса включает ценности, принципы организации деятельности, цели и задачи, критерии оценки ожидаемых результатов.

Определяя ценность, с одной  стороны выделяют значимость какого-либо объекта, с другой стороны – нормативную, оценочную сторону явлений общественного  сознания. Ценности существуют в 3 формах:

  • как идеал, выработанный общественным сознанием;
  • как объективированная форма в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков;
  • как процесс трансформации общественных ценностей в личные (ценностно - ориентационная деятельность).

Ценностные ориентации определяются как интегративное образование, вбирающее в себя разные уровни и  формы взаимодействия общественного  и индивидуального в личности. Ценностные ориентации в коллективе – это ценностное отношение к объективным ценностям, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют и программируют будущее (М.Г.Казакина). Таким образом, ценностные ориентации представляют собой интегративное личностное образование и одновременно процесс их формирования в коллективной деятельности и взаимоотношениях [11, С.11].

Информация о работе Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе