Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:18, курсовая работа
Цель: исследовать теоретические основы, влияющие на успешное формирование сплоченности ученического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования;
2. Раскрыть сущность и содержание проблемы формирования сплоченности ученического коллектива;
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования …………………………………………..……………………….6
1.2 Сущность и содержание формирования сплоченности ученического коллектива ………………………………………………………………...…….13
1.3 Роль эмоций в сплоченности ученического коллектива…………………………….………………………………….............21
2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе
2.1 Модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….24
2.2 Программа по формированию сплоченности ученического коллектива
в общеобразовательной школе………………………………………………..31
2.3 Воспитательная система класса как условие эффективности формирования ученического коллектива…………………………………......40
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………..50
С точки зрения Р. Бэрон и др., групповая сплоченность представляет собой общий уровень позитивных отношений в пределах одной группы[6]. Д. Картрайт говорит о сплоченности как о некой результирующей сил/ мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в группе {сноска}.
В.И. Зацепин
утверждает, что предметом
Другими исследователями
предлагается рассматривать
В рамках
наобехивиористского
Общая идея когнитивно-оценочного
подхода заключается в
Т. Ньюком
использует понятие «согласие»,
под которым подразумевает
В.Видмеер, Л. Брэули и А. Кэррон определяют сплоченность как динамический процесс, отраженный в тенденции группы держаться вместе и оставаться единой в преследовании ее инстрементальных целей или для удовлетворения аффективных потребностей ее членов.
К. Боллен и
Р. Хоул под воспрятием
Во втором направление изучаются факторы формирования сплоченности.
Здесь можно выделить три крупных подхода к пониманию источников формирования и проявления групповой сплоченности: аттрактивный, когнитивный и символико-интерпретивный.
В третьем направлении акцент делается на исследование влияния сплоченности на жизнедеятельность группы, в частности на групповую продуктивность [21].
Сплоченность расценивается в качестве одного из важных факторов эффективных малых групп. При этом необходимо выделять разные виды сплоченности, каждый из которых связан с определенным аспектом эффективности группы.
В исследованиях А.В. Сидоренкова
предлагается разделение сплоченности
на предметно-деятельностную и социально-психологическую,
которые отличаются от рассматриваемых
за рубежом инструментальной и социальной.
По мнению А.В. Сидоренкова предметно-
Таким образом, исследование сплоченности имеет давнюю традицию. Существует большое количество теоретических, экспериментальных и прикладных исследований, посвященных этому феномену. Одни исследования направлены на определение сущности сплоченности и классификации подходов к пониманию ее природы, другие посвящены факторам формирования и проявления сплоченности, а третьи фокусируются на связи сплоченности с жизнедеятельностью группы.
Если за рубежом периодически
предлагаются новые концептуальные
модели сплоченности, новые ресурсы
ее прикладного видения и новые
методический инструментарий, которые
на какой-то период порождают всплеск
исследовательской активности, то отечественная
социальная психология за двадцать лет
значительно потеряла интерес к
изучению сплоченности. В нашей стране
оказались исчерпаны
1.2. Сущность и содержание
формирования сплоченности
Современная жизнь на передний план
выдвигает вопросы развития, адаптации
человека в быстро меняющемся мире.
В связи с этим особое звучание
приобретает проблема взаимодействия
человека, общества и коллектива. Период
постсоветской истории вызвал разрушение
связей между личностью и коллективом,
значительно ослабил его
Развитие и формирование личности, как считают многие авторы, может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. В переводе с латинского слово «коллектив» (collectivus) означает «собирательный», «собранный вместе». В философском словаре под редакцией И.Г. Фролова термин «коллектив рассматривается в нескольких значениях: «Понятие коллектив может быть сведено к следующим признакам: а) соединение индивидов на основе каких-либо общих задач; б) совместимость действий и взаимопомощь; в) постоянство контакта; г) эффективная организация. Личность, входящая в состав всякого коллектива, находится в определенных с ним отношениях. Характер этих отношений зависит от социальной среды, в которой данный коллектив функционирует, и от рода и вида его деятельности» [41, С.159]. Как мы видим, акцент дается на социальную среду.
В социально педагогическом словаре Л.В. Мардахаева дается такое определение: «Коллектив – объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагают определенную структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления.
Основные признаки коллектива:
В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки:
Перенося вышеназванные
Особая роль в социализации личности
учащегося принадлежит
Ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально-значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной значимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Основные признаки ученического коллектива:
4) Общие, личностно и социально значимые цели и перспективы
[34, С. 184-185].
Сплоченность – необходимый момент стабильного функционирования и самого существования коллектива: ее отсутствие неизбежно приводит к деградации и распаду.
Сплоченность (группы, коллектива) – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и пр., наиболее значимым для группы в целом.
Сплоченность группы – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Показателями сплоченности группы выступают:
По мнению В.С. Лазарева: « Сплоченность коллектива – это характеристика, отражающая его способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности» [37].
Большинством авторов
Говоря о сущности сплоченности коллектива можно сказать, что «сплоченность как степень единства действия членов коллектива, где единство действия есть выполнение каждым членом коллектива своих задач в рамках общих целей, т.е. сотрудничество. При этом единство поведения должно быть достигнуто в условиях свободного, без прямого принуждения со стороны, выбора членами коллектива того или иного вида действий из объективно возможных в конкретной ситуации.
Социальному педагогу очень важно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, что бы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов:
3. высокий уровень сплоченности – благоприятный психологический климат, доброжелательный фон взаимоотношений, эмоциональное сопереживание.
Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива.