Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:18, курсовая работа
Цель: исследовать теоретические основы, влияющие на успешное формирование сплоченности ученического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования;
2. Раскрыть сущность и содержание проблемы формирования сплоченности ученического коллектива;
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования …………………………………………..……………………….6
1.2 Сущность и содержание формирования сплоченности ученического коллектива ………………………………………………………………...…….13
1.3 Роль эмоций в сплоченности ученического коллектива…………………………….………………………………….............21
2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе
2.1 Модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….24
2.2 Программа по формированию сплоченности ученического коллектива
в общеобразовательной школе………………………………………………..31
2.3 Воспитательная система класса как условие эффективности формирования ученического коллектива…………………………………......40
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………..50
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский городской психолого-педагогический
Университет
Кафедра Социально-педагогических технологий
Курсовая работа
по специализации
на тему Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе
Выполнила студентка
Каковка Екатерина Владимировна
К.п.н., доцент Проворов Александр Викторович
Москва 2011/2012 уч. год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования …………………………………………..……………………….6
1.2 Сущность и содержание
формирования сплоченности ученического
коллектива ………………………………………………………………...…….
1.3 Роль эмоций в сплоченности
ученического коллектива…………………………….……………………
2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе
2.1 Модель
социально-педагогической деятельности
по формированию сплоченности ученического
коллектива в общеобразовательной
школе…………………………………………………………………
2.2 Программа по формированию сплоченности ученического коллектива
в общеобразовательной школе………………………………………………..31
2.3 Воспитательная
система класса как условие эффективности
формирования ученического коллектива…………………………………......
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Данная работа посвящена сложной и значимой социально-педагогической проблеме формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе. Актуальность данной темы объясняется тем, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Самым первым и одним из важных шагов в воспитании школьника является формирование сплоченности ученического коллектива с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированный коллектив имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.
В социально-педагогической науке проблема коллектива уже достаточно изучена. Так, в трудах А.С. Залужного, М.Г. Казакиной, А.С. Макаренко раскрывались проблемы влияния коллектива на личность; Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской, Л.И. Уманского - личности на развитие коллектива. Роль лидера в детских и юношеских коллективах исследовалась Р.Л. Кричевским, Л.И. Новиковой, В. А. Сухомлинским. Новый этап в изучении коллектива связан с именем А.С. Макаренко. Его учение о коллективе, основанное на глубоком анализе своей педагогической деятельности по формированию коллективов, сыграло большую роль в дальнейшем развитии теории воспитания личности в коллективе и через коллектив.
При изучении проблемы коллектива широко используется понятие «сплоченность», которое рассматривается Л.А. Карпенко, В.В. Шпалинским, М.Г. Ярошевским - как результат ценностно-ориентационного единства членов групп; А.И. Донцовым, Ю.Е. Дуберманом, Ю.Л. Неймером - как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов; П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой — как одна из важнейших характеристик деятельности школы. Сплоченности коллектива неоднократно уделялось довольно пристальное внимание со стороны отечественных и зарубежных специалистов (В.В. Шпалинский, Р.С. Немов, А.И. Донцов, В.А. Богданов, А.В. Петровский и д. р.). Однако в природе этого феномена и по сей день еще очень многое остается неясным и однозначное понятие сплоченности в психологии отсутствует.
Наибольшую часть своего
времени школьник проводит в школе,
в школьном коллективе. Положительные
эмоции, которые ребенок испытывает
при общении со сверстниками, во
многом формируют его поведение,
значительно влияет на успеваемость.
Доброжелательность друг к другу, взаимное
уважение, чувство удовлетворения от
совместной работы является важным условие
межличностных отношений и
Так же
следует отметить, что в школьном
возрасте происходит
Цель: исследовать теоретические основы, влияющие на успешное формирование сплоченности ученического коллектива.
Объект: социально-педагогическая работа с ученическим коллективом.
Предмет: формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе.
Задачи:
Методы исследования:
Глава 1.Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования
Коллектив является той средой непосредственного общения, в которой формируются многие стороны личности.
В деятельности школы важной задачей было создание сплоченного ученического коллектива. Эта проблема изучалась философами, педагогами, психологами.
С первых лет создания советской системы школьного образования одной из основных ее задач стало формирование школьного коллектива, основанного на товариществе и общих ценностях. Коллектив рассматривался как среда, в которой происходит воспитание и развитие ребенка, становление его личностных качеств.
Теоретические основы и
необходимость
Особый вклад в историю развития теории коллектива внес А.С. Макаренко, которого считают основателем гуманистического направления в педагогике. В его концепции коллективного воспитания нашли отражение принципы параллельного действия, отношения ответственной зависимости, гласности и другие, направленные на развитие лучших человеческих качеств.
Последующие направления
развития теории коллектива были представлены
в работах Т.Е. Конниковой,
А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.М.
Коротова, Н.Е. Щурковой и др. педагогов.
Исследования были направлены на выявление
наиболее эффективных форм организации,
методов сплочения и
Сплоченность коллектива,
как считает ряд авторов при
описании его психологических
Сплоченность коллектива
определяется А.А. Гусалиновой как
идейное, нравственное, интеллектуальное,
эмоциональное и волевое
В.А. Богданов и В.Е. Семенов рассматривают сплоченность, как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом экспериментальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе.
Исторически сплоченность является важнейшей характеристикой малой группы. Это объясняет тот факт, что она находится в фокусе различных дисциплин, таких как социология и социальная психология. Кроме того, особый интерес к феномену сплоченности проявляется в организационной и педагогической психологии [14].
Интерес к феномену сплоченности стал проявляться в последней четверти XIX столетия, но серьезные ее исследования начались после публикации работы Л. Фестингера, в которой групповая сплоченность определялась как сумма всех сил, действующих на членов, чтобы удержать их в группе, которые могут зависеть от привлекательности и непривлекательности, а также от престижа группы, членов группы или деятельности, в которую группа включается [38]. Хотя были исследователи, которые с самого начала критиковали дефиницию Л. Фестингера; например Н. Гросс и В. Мартин утверждали, что сплоченность лучше представить как сопротивление группы расколу, разрушению [32, С.44]. Этого понимания сплоченности позже придерживались многие исследователи.
Хорошо известно, что сплоченность представляет собой сложный феномен. В частности, об этом свидетельствуют выделенные А.И. Донцовым в конце 1970-х г. три направления исследования в зависимости от концентрации внимания на том или ином групповом процессе:
а) приоритет отдается эмоциональным
элементам межличностных
б) акцент делается на изучении
когнитивных внутригрупповой
в) рассматривается оптимальное
внутригрупповое
Проиллюстрируем эти направления на примере широко распространенных теорий малой группы, в которых прямо или косвенно рассматривается сплоченность. Эмоционально-межличностных аспект понимания сплоченности представлен в социометрической теории [23, С.46-56]. Когнитивно - оценочный аспект – в теории социального сравнения и в теории деятельностного опосредования межличностных отношений (ценностно-ориентационное единство и предметно-ценностное единство). Поведенческий аспект представлен в интеракционизме и социально ориентированном бихевиоризме, например, в теории взаимозависимости [12].
В соответствии с концептуальными различиями существуют и разные, часто противоположные мнения относительно того, как операционализировать и измерить сплоченность. Имеется широкий спектр измерительных процедур сплоченности. В частности, насчитывается не менее 15 различных показателей, которые могут быть получены только лишь на основе социометрического опроса (экспансивность, удовлетворенность, сплоченность и др.) [3]. Кроме того, наработано множество способов определения индекса согласия (согласованности мнений членов), который является показателем сплоченности.
В исследованиях, посвященных сплоченности, можно выделить три основных направления.
В первом направлении исследования посвящены изучению сущности сплоченности. Так, Я.Морено, Л. Фестингер, Г.Хоманс, А.Лотт и др. говорят о феномене сплоченности как о взаимной привлекательности членов группы; Е.Бовард, Дж.Джексон, П. Саги, С.Шахтер и др. дополнили этот подход, включив сюда и привлекательность группы для ее членов. В рамках такого подхода сплоченность представляется как сугубо эмоциональный феномен, так и ее содержание составляют межличностные симпатии и вытекающая их них аттракция. Акцент делается на сугубо индивидуальных предпочтениях эмоционального плана. Например, А. И Б. Лотт определяют сплоченность как такое групповое сходство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы [16, С.138-143].