Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать теоретические основы, влияющие на успешное формирование сплоченности ученического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования;
2. Раскрыть сущность и содержание проблемы формирования сплоченности ученического коллектива;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования …………………………………………..……………………….6
1.2 Сущность и содержание формирования сплоченности ученического коллектива ………………………………………………………………...…….13
1.3 Роль эмоций в сплоченности ученического коллектива…………………………….………………………………….............21
2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе
2.1 Модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….24
2.2 Программа по формированию сплоченности ученического коллектива
в общеобразовательной школе………………………………………………..31
2.3 Воспитательная система класса как условие эффективности формирования ученического коллектива…………………………………......40
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………..50

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 108.75 Кб (Скачать)

Департамент образования  города Москвы

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Московский городской  психолого-педагогический

Университет

 

                           Кафедра Социально-педагогических технологий

 

 

 

Курсовая  работа

по специализации

на тему Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе

 

 

Выполнила студентка

        1. курса  СоП 5.3 группы

                               Каковка Екатерина Владимировна

 

                                          Научный руководитель

К.п.н., доцент Проворов Александр  Викторович

 

 

 

 

 

Москва 2011/2012 уч. год.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования

1.1 Анализ отечественной  и зарубежной литературы по проблеме исследования …………………………………………..……………………….6

1.2 Сущность и содержание  формирования сплоченности ученического коллектива ………………………………………………………………...…….13

1.3 Роль эмоций в сплоченности ученического коллектива…………………………….………………………………….............21

  2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе

2.1 Модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….24

2.2  Программа  по формированию сплоченности ученического коллектива

в общеобразовательной школе………………………………………………..31

2.3 Воспитательная система класса как условие эффективности формирования ученического коллектива…………………………………......40

Заключение…………………………………………………………………….48

Список литературы…………………………………………………………..50

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена  сложной и значимой социально-педагогической проблеме формирования сплоченности  ученического коллектива в общеобразовательной школе. Актуальность данной темы объясняется тем, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Самым первым и одним из важных шагов в воспитании школьника является формирование сплоченности ученического коллектива с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированный коллектив имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.

 В социально-педагогической науке проблема коллектива уже достаточно изучена. Так, в трудах А.С. Залужного, М.Г. Казакиной, А.С. Макаренко раскрывались проблемы влияния коллектива на личность; Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской, Л.И. Уманского - личности на развитие коллектива. Роль лидера в детских и юношеских коллективах исследовалась Р.Л. Кричевским, Л.И. Новиковой, В. А. Сухомлинским. Новый этап в изучении коллектива связан с именем А.С. Макаренко. Его учение о коллективе, основанное на глубоком анализе своей педагогической деятельности по формированию коллективов, сыграло большую роль в дальнейшем развитии теории воспитания личности в коллективе и через коллектив.

     При изучении проблемы коллектива широко используется понятие «сплоченность», которое рассматривается Л.А. Карпенко, В.В. Шпалинским, М.Г. Ярошевским - как результат ценностно-ориентационного единства членов групп; А.И. Донцовым, Ю.Е. Дуберманом, Ю.Л. Неймером - как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов; П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой — как одна из важнейших характеристик деятельности школы. Сплоченности коллектива неоднократно уделялось довольно пристальное внимание со стороны отечественных и зарубежных специалистов (В.В. Шпалинский, Р.С. Немов, А.И. Донцов, В.А. Богданов, А.В. Петровский и д. р.). Однако в природе этого феномена и по сей день еще очень многое остается неясным и однозначное понятие сплоченности в психологии отсутствует.

Наибольшую часть своего времени школьник проводит в школе, в школьном коллективе. Положительные  эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, значительно влияет на успеваемость. Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы является важным условие  межличностных отношений и является наиболее эмоционально насыщенной для  каждого человека, так как связана  с его оценкой и признанием как личности.

      Так же  следует отметить, что в  школьном  возрасте происходит интенсивное  установление дружеский контактов,  приобретение навыков социального  взаимодействия с группой сверстников.  Очень важно не упустить этот  период в жизни школьника, сформировать  коллектив, в котором ребенку  хотелось бы в дальнейшем жить  и учиться. Поэтому мы считаем  тему, которую выбрали важной  и актуальной.

 

Цель: исследовать теоретические основы, влияющие на успешное формирование сплоченности ученического коллектива.

Объект: социально-педагогическая работа с ученическим коллективом.

Предмет: формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе.

Задачи:

  1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования;
  2. Раскрыть сущность и содержание проблемы формирования сплоченности ученического коллектива;
  3. Разработать модель по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе;
  4. Разработать и описать программу по формированию сплоченности ученического коллектива в условиях общеобразовательной школы.

Методы исследования:

  1. Анализ педагогической, социально-педагогической, психологической литературы, позволяющий определить сущность и содержание формирования сплоченности ученического коллектива в условиях общеобразовательной школы;
  2. Моделирование, способствующее построению модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в условиях общеобразовательной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования

    1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования

Коллектив является той средой непосредственного общения, в которой  формируются многие стороны личности.

В деятельности школы важной задачей было создание сплоченного ученического коллектива. Эта проблема изучалась философами, педагогами, психологами.

С первых лет создания советской системы школьного  образования одной из основных ее задач стало формирование школьного  коллектива, основанного на товариществе и общих ценностях. Коллектив  рассматривался как среда, в которой  происходит воспитание и развитие ребенка, становление его личностных качеств.

Теоретические основы и  необходимость целенаправленного  формирования детского школьного коллектива раскрывали в своих трудах и широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская,                           А.С. Макаренко. Им принадлежит также  первый опыт практической реализации теории коллектива. Так, примерами результатов  деятельности школ-коммун (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко) была доказана действенность  первичного школьного коллектива как  эффективной формы организации  воспитанников, открывающей широкие  перспективы для всестороннего  развития личности каждого ребенка [9, С. 7].

Особый вклад в историю  развития теории коллектива внес                      А.С. Макаренко, которого считают основателем  гуманистического направления в  педагогике. В его концепции коллективного  воспитания нашли отражение принципы параллельного действия, отношения  ответственной зависимости, гласности  и другие, направленные на развитие лучших человеческих качеств.

Последующие направления  развития теории коллектива были представлены в работах   Т.Е. Конниковой,   А.В. Мудрика,   Л.И. Новиковой, В.М. Коротова, Н.Е. Щурковой и др. педагогов. Исследования были направлены на выявление  наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов, разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности, развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем, разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива [15].

Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при  описании его психологических характеристик, называют ведущей коллективистской направленностью.

Сплоченность коллектива определяется А.А. Гусалиновой как  идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.

В.А. Богданов и В.Е. Семенов  рассматривают сплоченность, как  существенный и характерологический  признак первичного коллектива, при  этом экспериментальные способы  обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы  коммуникаций и взаимодействий в  коллективе.

Исторически сплоченность является важнейшей характеристикой малой группы. Это объясняет тот факт, что она находится в фокусе различных дисциплин, таких как социология и социальная психология. Кроме того, особый интерес к феномену сплоченности проявляется в организационной и педагогической психологии [14].

Интерес к феномену сплоченности стал проявляться в последней четверти XIX  столетия, но серьезные ее исследования начались после публикации работы Л. Фестингера, в которой групповая сплоченность определялась как сумма всех сил, действующих на членов, чтобы удержать их в группе, которые могут зависеть от привлекательности и непривлекательности, а также от престижа группы, членов группы или деятельности, в которую группа включается [38]. Хотя были исследователи, которые с самого начала критиковали дефиницию Л. Фестингера; например Н. Гросс и В. Мартин утверждали, что сплоченность лучше представить как сопротивление группы расколу, разрушению [32, С.44]. Этого понимания сплоченности позже придерживались многие исследователи.

Хорошо известно, что сплоченность представляет собой сложный феномен. В частности, об этом свидетельствуют  выделенные А.И. Донцовым в конце 1970-х  г. три направления исследования в зависимости от концентрации внимания на том или ином групповом процессе:

а) приоритет отдается эмоциональным  элементам межличностных отношений (следует добавить эмоциональное  отношение к группе в целом, ее задачам);

б) акцент делается на изучении когнитивных внутригрупповой активности;

в) рассматривается оптимальное  внутригрупповое взаимодействие, связанное  с решением групповой задачи [10].

Проиллюстрируем эти направления  на примере широко распространенных теорий малой группы, в которых  прямо или косвенно рассматривается  сплоченность. Эмоционально-межличностных  аспект понимания сплоченности представлен  в социометрической теории [23, С.46-56]. Когнитивно - оценочный аспект – в теории социального сравнения и в теории деятельностного опосредования межличностных отношений (ценностно-ориентационное единство и предметно-ценностное единство). Поведенческий аспект представлен в интеракционизме и социально ориентированном бихевиоризме, например, в теории взаимозависимости [12].

В соответствии с концептуальными  различиями существуют и разные, часто  противоположные мнения относительно того, как операционализировать и измерить сплоченность. Имеется широкий спектр измерительных процедур сплоченности. В частности, насчитывается не менее 15 различных показателей, которые могут быть получены только лишь на основе социометрического опроса (экспансивность, удовлетворенность, сплоченность и др.) [3]. Кроме того, наработано множество способов определения индекса согласия (согласованности мнений членов), который является показателем сплоченности.

В исследованиях, посвященных  сплоченности, можно выделить три  основных направления.

В первом направлении исследования посвящены изучению сущности сплоченности. Так, Я.Морено, Л. Фестингер, Г.Хоманс, А.Лотт и др. говорят о феномене сплоченности как о взаимной привлекательности  членов группы; Е.Бовард, Дж.Джексон, П. Саги, С.Шахтер и др. дополнили этот подход, включив сюда и привлекательность группы для ее членов. В рамках такого подхода сплоченность представляется как сугубо эмоциональный феномен, так и ее содержание составляют межличностные симпатии и вытекающая их них аттракция. Акцент делается на сугубо индивидуальных предпочтениях эмоционального плана. Например, А. И Б. Лотт определяют сплоченность как такое групповое сходство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы [16, С.138-143].

Информация о работе Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе