Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать теоретические основы, влияющие на успешное формирование сплоченности ученического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования;
2. Раскрыть сущность и содержание проблемы формирования сплоченности ученического коллектива;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования …………………………………………..……………………….6
1.2 Сущность и содержание формирования сплоченности ученического коллектива ………………………………………………………………...…….13
1.3 Роль эмоций в сплоченности ученического коллектива…………………………….………………………………….............21
2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе
2.1 Модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….24
2.2 Программа по формированию сплоченности ученического коллектива
в общеобразовательной школе………………………………………………..31
2.3 Воспитательная система класса как условие эффективности формирования ученического коллектива…………………………………......40
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………..50

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 108.75 Кб (Скачать)

Основными задачами модели будут являться:

  1. укрепить классное содружество, главными ценностями которого является дружба и взаимопомощь;
  2. проведение мероприятий в образовательном учреждении направленных на повышение сплоченности ученического коллектива;
  3. привести в действие, «заставить звучать» внутренний мир ребенка, помочь раскрыться его индивидуальности;
  4. просветительская работа  с родителями и педагогическим коллективом по данной проблеме;
  5. разработка программ по повышению сплоченности ученического коллектива.

Субъект – человек, объединенная группа людей, способных осознанно или бессознательно, профессионально или по долгу совести создавать условия для разностороннего или направленного развития, воспитания себя или другого человека, группы, коллектива[33, С.300].Субъектом в представленной нами модели по формированию сплоченности ученического коллектива в условиях общеобразовательного учреждения будут являться: социальный педагог, классный руководитель, психолог.    

Для реализации модели необходимы социально – педагогические  условия, которыми являются средства, формы и методы используемые социальным педагогам в социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в условиях общеобразовательного учреждения. Средства социально- педагогической деятельности – это всё то что использует социальный педагог в своей практической деятельности. Средства  являются аудиовизуальная  техника, слово, учебные пособия, схемы и плакаты, наглядные материалы.

Существует огромное количество форм социально-педагогической деятельности. Мы должны оказывать комплексное  влияние на ребенка, в процессе которого он постепенно учится принимать решения  самостоятельно, опираться на коллектив  и помогать его развитию для достижения общих результатов в какой-либо деятельности.

Формы по сплочению ученического коллектива могут быть   как  групповые, так и индивидуальные.

 

 

 

Формы социально-педагогической деятельности                                   (по Торохтий В.С)

  1. социально-педагогическая диагностика
  2. социально-педагогическая профилактика
  3. социально-педагогическая поддержка
  4. социально-педагогическое сопровождение
  5. социально-педагогическая коррекция
  6. индивидуальное консультирование
  7. групповое консультирование
  8. посредничество
  9. медико-педагогический консилиум
  10. медико-педагогическая коррекция
  11. реабилитация и др [35].

Методы социальной педагогики Ф.А. Мустаева предлагает разделить на 3 группы:

      1. Методы исследования (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, опросные методы, беседа, интервью, моделирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, математические методы обработки данных, такие как ранжирование, шкалирование и др.
      2. Методы воспитания (методы организации деятельности; методы стимулирования деятельности, к ним относят поощрение, наказание, "взрыв"; методы формирования сознания, такие как педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, использования творческих игр и др.)
      3. Методы социально-психологической помощи (лекция, пример, беседа, диспут, рассказ)

Василькова Ю.В. выделяет следующие  методы социального воспитания:

  1. (на что направлены) формирование сознания, эмоций и чувств, социально-приемлемого поведения и деятельности, самовоспитания личности;
  2. (отношения воспитателя и воспитанника) организация деятельности, метод общения, опека, самореализация и коррекция;
  3. (влияние среды на личность) общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, среды.

В нашей модели мы будем  применять педагогические методы (методы воспитания) по Овчаровой Р.В. такие как: положительный пример, убеждение,  приучение, поощрение и наказание, внушение,  упражнение, перспектива, игра, доверие,  организация успеха.

Основные принципы социально-педагогической модели будут являться:

  • Принцип самоактуализации;
  • Принцип индивидуальности;
  • Принцип субъектности;
  • Принцип выбора;
  • Принцип творчества и успеха;
  • Принцип доверия и поддержки [36, С.124].

 

Объект – тот или  те, кому адресованы целенаправленные или стихийные воспитательные влияния, поддержка, помощь: ребенок, подросток, молодой человек, группа или коллектив, неформальные объединения [33, С.180]. Объектом в представленной  нами модели будут являться: учащиеся в общеобразовательном учреждении.

 

 

Предполагаемым результатом  будет являться сплоченный ученический коллектив в общеобразовательном учреждении.

При соблюдении всех перечисленных  социально-педагогический условий  и  учёте   социально-педагогических подходов, которые  обеспечивают профессиональную деятельность на основе ряда принципов, в результате  социально-педагогического  деятельности мы получаем результат   сплоченный ученический коллектив в общеобразовательном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 



 

Средства

Формы

Методы

Принципы

-Аудиовизуальная техника

-Слово

-Учебные пособия

-Схемы и плакаты

-Наглядные материалы

- Групповая

- Индивидуальная

-Положительный пример

-Убеждение

-Поощрение и наказание

-Внушение

-Упражнение

-Перспектива

-Игра

-Организация успеха

-Принцип самоактуализации

-Принцип индивидуальности

-Принцип субъективности

- Принцип творчества и успеха





 

 


2.2  Программа по формированию  сплоченности ученического коллектива  в общеобразовательной школе

Программа по формированию сплоченности ученического коллектива состоит из 4 этапов:

    1. Подготовительный этап.
    2. Констатирующий этап.
    3. Формирующий этап.
    4. Контрольный этап.

Подготовительный  этап. Опытно-экспериментальная работа проводится на базе ГОУ СОШ «Школы здоровья» №1115.

В выборке для проведения опытно-экспериментальной работы участвует 20 человек, в возрасте 8-10 лет, из них 12 девочек, 8 мальчиков. Дети поделены на 2 группы (контрольную 10 чел., и экспериментальную 10 чел.)

Были выбраны следующие  показатели:

  1. особенности взаимных отношений (уровень психологической близости - отдаленности членов коллектива);
  2. стремление к совместности переживаний, к эмоциональному контакту;
  3. особенности со переживаний значимых для коллектива явлений и эмоционального отношения к различным событиям социальной жизни;
  4. четкость эмоционального ритма и тон жизнедеятельности (стеничность - астеничность);
  5. проявление чувства коллектива ,ощущения психологической атмосферы коллектива его членами

Для проведения констатирующего  и контрольного этапа подготовлен  следующий диагностический инструментарий:

  1. Тест на межличностные отношения (социометрия)

Метод разработан Дж. Морено. В настоящее время имеет много  модификаций. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных  связей, т.е. взаимных симпатий между  членами группы и решения следующий  задач:

  • Измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
  • Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
  • обнаружения внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать  моментальный срез с динамики внутригрупповых  отношений. Полученные результаты можно  использовать для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и  эффективности деятельности

  1. Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Назначение. Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченности в единое целое, - можно  определить не только путем расчета  соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать  это с помощью методики, состоящей  из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов. 

  1. Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности группы (ЦОЕ)

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) членов группы выступает одним  из основных факторов, определяющих сплоченность малой группы, и выражается степенью совпадений мнений членов группы относительно значимых для нее ценностей. Отсюда вытекает то, что группы с более  высоким ЦОЕ будут более эффективно функционировать, так как будут  отличаться более высокой устойчивостью  относительно групп с низким ЦОЕ.

 Назначение – определить  степень и характер ЦОЕ изучаемой  группы.

  1. Экспертная оценка сплоченности учебной группы

Назначение. Методика предназначена  для определения групповой сплоченности ученических коллективов и может  быть использована работниками образовательной  сферы в целях оптимизации  учебно-воспитательного процесса.

  1. Определение опосредованной групповой сплоченности (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)

Назначение. Данная методика предназначена для изучения групповой  сплоченности опосредованной целями и  задачами совместной деятельности. В  качестве стимульного материала  взяты деловые, моральные и эмоциональные  качества, отражающие ценностные ориентации. 

  1. Агрессия как фактор, мешающий сплочению группы

Проявление агрессии в  группе является проблемой, которая  препятствует единению и сплочению  коллектива. С лицами, которые более  агрессивны по сравнению с другими, необходима специальная работа. Но как определить  это «более или  «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения  понятий «агрессии» или «агрессивность»  

  1. Тест руки Э. Вагнера, определяющий  уровень агрессивности
  2. Тест «  Дом-Дерево-Человек », Дж. Бука  и Л. Кауфман, дающий информацию  о враждебности, конфликтности, агрессивности, негативизме ребенка
  3. «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса, исследующий семейные причины агрессивности и других видов нарушения поведения
  4. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)

Назначение. Методика используется для оценки психологической атмосферы  в коллективе. В основе лежит метод  семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает  анонимное обследование, а это  повышает ее надежность. Надежность увеличивается  в сочетании с другими методиками (например, социометрией)

  1. Изучение психологического климата в учебной группе

Назначение. Нахождение количественного  выражения уровня психологического климата в учебной группе

  1. Определение психологического климата в классе (По А.Н. Лутошкину)

Информация о работе Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе