Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать теоретические основы, влияющие на успешное формирование сплоченности ученического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования;
2. Раскрыть сущность и содержание проблемы формирования сплоченности ученического коллектива;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Формирование сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе - как проблема исследования
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования …………………………………………..……………………….6
1.2 Сущность и содержание формирования сплоченности ученического коллектива ………………………………………………………………...…….13
1.3 Роль эмоций в сплоченности ученического коллектива…………………………….………………………………….............21
2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе
2.1 Модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….24
2.2 Программа по формированию сплоченности ученического коллектива
в общеобразовательной школе………………………………………………..31
2.3 Воспитательная система класса как условие эффективности формирования ученического коллектива…………………………………......40
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………..50

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 108.75 Кб (Скачать)

В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня общительности. В сплоченных коллективах, в которых  выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей  мере определяется ее деловыми и моральными качествами. Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся работать и творить.

Важным  условием сплочения коллектива является наличие у него общей цели. Макаренко  подчеркивал, если перед коллективом  нет цели, то нельзя найти способ его организации. Постановка цели перед коллективом, организация завтрашней радости не такое простое дело.

Перспективы могут быть ближними, средними и  дальними.

Ближняя перспектива – завтрашняя радость. Для ее осуществления надо предусмотреть  пусть небольшую, но совместную деятельность. По мере развития коллектива характер перспектив меняется, они становятся более отдаленными по времени  и богатыми по содержанию.

Перспективы могут быть осуществлены лишь в том  случае, если педагоги определят их с учетом зрелости коллектива.

Ставить перед коллективом недостижимые для него цели – значит подрывать  у него веру в свои силы.  А.С. Макаренко  сформировал закон движения коллектива, источником этого движения он считал завтрашнюю радость, к которой стремятся  учащиеся. Он рекомендовал начинать с  постановки интересных, привлекательных  для детей перспектив.

Коллектив сплачивается при наличии хорошо организованного и подготовленного  актива. Актив – ядро коллектива, опора педагога в руководстве  коллективом. А.С. Макаренко стремился всемерно развивать самостоятельность актива, считался с ним в своей работе, добивался того, чтобы актив был облечен большими полномочиями в сочетании с высокой ответственностью перед коллективом.

Коллектив создается в процессе общего труда, общей деятельности. Эта деятельность по своему характеру должна быть разнообразной.

Четко организованная, до деталей продуманная педагогом жизнь коллектива, его общая деятельность – это кузница коллективиста, дворца.

Важным путем сплочения  коллектива является накопление положительных  традиций. Ничто так не скрепляет  коллектив, как традиция, утверждал  А.С. Макаренко [20].Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традициями, по мнению Т.Е. Конниковой, являются не отдельные дела коллектива, а именно тенденции и отношения в коллективе. Отмечая воспитательную ценность традиций, она показала, что традиции служат критерием общности жизни класса, школы. При решении вопросов жизни и деятельности коллектива они являются решающим фактором живого восприятия обстановки с позиций учащихся. Т.Е. Конникова отмечала, что ни один из учащихся не может назвать себя лично «создателем» какой-либо традиции. Традиция создается всеми участниками. Это подтверждает тот факт, что формирование традиций есть не придумывание отдельных форм деятельности кем бы то ни было, а становление общего в идее и выражение общих переживаний [15, С.19].

Коллектив находится в  постоянном движении, изменении, развитии А.С. Макаренко считал движение формой жизни коллектива, источником влияния коллектива на личность.

Формирование коллектива – это сложный и довольно длительный процесс, который условно можно  подразделить на три стадии.

На первой стадии педагог  имеет дело с объединением, которое  пока не может быть названо коллективом. Для этого понадобиться большая  сложная работа педагога. На этой стадии дисциплина и порядок держатся, в  основном, на основе единоличностных  требований педагогики.

Вторая стадия характеризуется  тем, что созданы органы коллектива, и они включаются в работу, активно поддерживая педагогические требования.

На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом А.С. Макаренко считал умение каждого члена коллектива предъявлять требования к себе.

Такое деление процесса формирования коллектива на отдельные стадии является условным, но оно помогает любому педагогу дать оценку уровню развития коллектива и наметить правильную методику работу с ним в зависимости от стадии развития коллектива.

Большое значение приобретает  общение, так как сплочение коллектива происходит только в процессе общения членов коллектива между собой, и только в общении возникают, укрепляются и совершенствуются коллективные связи.

Таким образом,   сплоченный ученический коллектив – важнейший фактор воспитания личности школьника. Его положительное влияние на отдельных учащихся во многом зависит от того, в какой мере они вовлечены в жизнь коллектива. Важнейшая задача педагога – вовлечь всех детей в активную коллективную деятельность, используя для этого не только массовые методы (соревнования, постановку перспектив, общественные поручения), но и свое влияние на каждого ребенка в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль эмоций в сплоченности ученического коллектива

Сплоченность группы проявляется  прежде всего в эмоциональной  сфере. Общность эмоциональных переживаний, даже просто нахождение членов в одной  эмоциогенной ситуации создают условия  для тесных взаимоотношений, снимают  психологические барьеры (или ослабляют  их), способствуют сплочению.   

Группы, имеющие богатый  опыт межличностного общения, вполне развитые взаимоотношения, как правило, показывают единство в проявлении эмоциональных  реакций, адекватно реагируют на эмоциогенные ситуации. Вряд ли в сплоченной группе могут одновременно уживаться  радость и горе, и когда кто-то плачет, некто не будет смеяться. Чем сплочённые группа, тем большими потенциальными возможностями она  обладает в эмоциональной активизации  личности.

    Сплочение группы  при совместных переживаниях  возможно, когда эмоциональная ситуация  одинаково оценивается всеми  участниками. Ситуация, по-разному  оцениваемая членами группы, зачастую теряет свои интегрирующие свойства, а иногда и способствует разобщение группы .По мере усиления сплоченности изменяется характер эмоционального отражения значимых явлений, создаётся эмоционально-динамический стиль жизнедеятельности ,появляются иные формы и способы накопления и реализации эмоциональных потенциалов, вырабатываются эталоны поведения, стабилизирующие взаимоотношения людей, создающие феномен эмоционального единства.

В качестве основных показателей  такого единства известный исследователь групповых переживаний

- особенности взаимных отношений (уровень психологической близости - отдаленности членов коллектива);

- стремление к совместности переживаний, к эмоциональному контакту;

- особенности со переживаний значимых для коллектива явлений и эмоционального отношения к различным событиям социальной жизни;

- четкость эмоционального ритма и тон жизнедеятельности (стеничность - астеничность);

- проявление чувства коллектива ,ощущения психологической атмосферы коллектива его членами [29].

    Попытки разобраться  в природе "новых сил", являющихся  результатами групповых переживаний,  волнений, предпринимались с момента  первых социально-психологических  работ. Большинство ученых сходились  во мнении, что в основе появления  и проявления новых эмоциональных  источников жизненной энергии  лежат особые феномены и их" загадочные свойства". Отмечались  большая побудительная сила, рождавшаяся  в процессе одновременного переживания  людьми различных чувств, заразительность  и чрезвычайная подвижность групповых  настроений, их способность к  охвату большего количества людей  и другие свойства. Общим, что  объединяло первые работы в  этой области, являлось стремление  отыскать скрытые механизмы - усилители жизненной энергии  общающихся людей.

Однако большинство исследований касалось эмоциональной жизни больших  групп. Так, французский социолог Г. Тард вывел общий закон активизации  деятельности людей в группе - закон подражания. Другим явлением, который считалось причастным к активизации людей в общностях, было объявлено психическое заражение .Французский социолог Г. Лебон, наставивший на особом значении психического заражения, не видел разницы между психическим заражением и подражанием, пологая, что подражание, которому приписывается такая крупная роль в социальных явлениях, в сущности составляет лишь одно из проявлений заражения.

    По мнению Т.  Ялома, при вхождении в сплоченную  группу новых членов механизм  сплоченности действует как "адаптивная  спираль". Принимая систему норм  этой группы, ее новые участники  становятся более популярными,  а это способствует повышению  их самооценки. Сплоченная группа поощряет своих членов использовать социальные умения и проявлять эмоции ,которые в дальнейшем помогут им в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях как в группе, так и за ее пределами.

Вследствие взаимовлияния и давления друг на друга с целью подчинения групповым нормам челны сплоченной группы более внимательно слушают, более открыто выражают себя, глубже себя понимают и продолжают эти действия благодаря принятию значимыми партнерами в группе. Сплочённость позволяет также глубже выражать враждебные чувства и конфликты. Когда члены группы испытывают взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно разрешить в нутре личностные конфликты.

В сплочённой группе может  возникнуть эмоциональный климат наивного, сверх оптимистического принятия решений, явление, которое И. Джанис назвал групповой мыслью. "групповая мысль" способна создать разрушительный эффект из-за склонности участников группы быстро приходить к одному решению, соглашаясь друг с другом и не считаясь с возможностью ошибки. Таким образом, групповое единомыслие может выступать как отрицательное последствие высокой степени сплоченности, что проявляется в подавлении отдельной личностью своих собственных взглядов на какие нибудь проблемы с тем, чтобы не нарушить общую эмоциональную гармонию группы. Чем выше сплоченность группы, строже контроль над установками и действиями участников, тем сильнее подчиненность групповым нормам, обязательность их соблюдения и принятия групповых ценностей. Отрицательные моменты чересчур сплоченной группы проявляются в единстве эмоций и нежелании участников критически мыслить и принимать конструктивные решения. В худших вариантов такое единомыслие узаконивает консерватизм, повышает вероятность посредственных решений, затрудняет возможность нововведения.         

Глава 2. Описание модели социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе.

2.1 Модель социально-педагогической  деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе.

Прежде чем  перейти к описанию самой модели, необходимо, однако, определить основные научно-теоретические позиции в отношении моделирования как научного метода. Необходимо прибегнуть к определению понятия «модель» и «моделирование».

Под моделью понимается – мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в  символической форме их основанные типичные черты; формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений [33, С.157]. Модели бывают натурные, макеты, информационные, логические, образные, и т. п. Модель должна отвечать следующим критериям (основным технологическим требованиям), как:

  • концептуальность, которая предполагает опору на определенную научную концепцию (философскую, социологическую, психолого- педагогическую);
  • системность, то есть наличие в модели основных признаков системы - логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности;
  • управляемость, связанная с возможностью диагностичного целеобразования, одним из аспектов которого является развитие личности в целом, планированием и предварительным проектированием процесса обучения и воспитания, его алгоритмируемостью, а также поэтапной диагностикой;
  • корректируемость, указывающая на возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов;
  • эффективность по результатам и оптимальность по затратам;
  • воспроизводимость, которая подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) модели.

 Процесс создания модели называется моделированием. Под моделированием понимается – процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов) [33, С.157].

Социально-педагогическая деятельность – деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс  деятельности и соответствующий  результат [33].

Нами была разработана  модель социально-педагогической деятельности по формированию сплоченности ученического коллектива в условиях общеобразовательного учреждения, которая представлена  на рис.1. Рассмотрим ее содержание:

Общеобразовательное учреждение – основное звено системы непрерывного образования, учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее  одну или несколько образовательных  программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников [33, С.172].

        Целью работы будет повышение уровня сплоченности ученического коллектива в условиях общеобразовательного учреждения, путем проведения мероприятий в этом учреждении.

Информация о работе Теоретические основы формирования сплоченности ученического коллектива в общеобразовательной школе