Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков. Суицидальное поведение личности, его характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:40, реферат

Описание работы

В настоящее время на основе разных исследований и научных работ появилась новая отрасль в науке - суицидология. Каждый год выпускаются разного рода журналы и статьи, посвященные проблеме самоубийства и ее профилактике.
Каждый год погибает 500 тыс. самоубийц, а суицидальных попыток в 10 раз больше. А ведь большинство суицидентов (70%) психически здоровые люди.

Содержание

Введение……………………………………………………..………….3
Суицид, суицидальное поведение, мотивы ………...............................4
Способы самоубийств………………………………..………….…….8
Причины суицидального поведения в подростковом возрасте....10
Распознавание суицида: профилактика……………..……………..18
Методы исследования…………………….………………………….19
Что можно сделать для того, чтобы помочь…………………..…….21
Вывод………………………………………..……………….…………24
Список использованной литературы……………..……..…….…….25

Работа содержит 1 файл

Педагогика.rtf

— 266.76 Кб (Скачать)

     На первом месте из проблем, характерных для подростков и молодежи с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями. Примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

     В основном психологи рассматривают проблему суицида в подростковом обществе как "крик о помощи" к своим друзьям или родителям, тем самым обращая их внимание на самих себя.

     Неуспеваемость по школьной программе и плохие отношения с учителями и сверстниками также являются причинами, которые могут привести к суицидальной попытке.

     Сейчас, в современном обществе, дети представлены самим себе и должны строить жизнь так, как они это умеют. Из-за занятости родителей никто не может научить детей жить в этом обществе. Давление ответственности наваливается на детей и без ориентира в этой жизни они решают избавиться от этого чувства с помощью суицида.

     Другим чрезвычайно важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве лидера молодежной поп-группы "Иванушки интернешнл" Игоря Сорина, несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира. Девочки-подростки в данный момент испытывали чувство потери, которую невозможно, по их мнению, было восстановить. Им жизнь казалась бессмысленной и в заключении, вдогонку поспешили за своим кумиром. В современном обществе такие случаи встречаются очень часто, ведь много подростков ради своих кумиров готовы пожертвовать всем, даже своей жизнью.[11]

     Суицид в подростковом возрасте изучали такие ученные, как И.С. Кон, Ф. Райс, Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова, но самый большой вклад в эту область знаний внесла А.Г. Амбрумова. В дальнейшем мы узнаем мнение и рассмотрим исследования об этом явлении каждого ученного.

     И.С. Кон отмечает, что молодые люди в возрасте от 16 и до 19 лет, которые состоят в брачных отношениях, заканчивают жизнь самоубийством чаще, чем молодые люди, которым уже за 20. "Это связано прежде всего с тем, что "молодые" браки чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей". [10]

     Ф. Райс считает основной причиной суицида разрыв отношений молодых пар. Вот что ученый пишет по этому поводу: "И разрыв отношений воспринимается как фатальный, выход из которого один - самоубийство. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни".

     Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова подробно описали виды суицида в подростковом возрасте в своей статье "О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у здоровых подростков". Они выделяют 3 вида суицида и их причин в подростковом периоде:

     1. Демонстративно-шантажные суициды. Подростки этой группы воспитывались в проблемных семьях. Как известно члены таких семей чаще всего не умеют сдерживать свои негативные эмоции или же обтекать их в более приемлемые формы. Поощрения со стороны родителей не наблюдаются. Такой образ жизни вызывает у подростков лишь злость и страх и не приводит к осознанию своей вины за совершенные ими поступки.

     Подростки этой группы легковозбудимые. Часто после 3-4 классов у этих детей начинаются проблемы в учебе, что в дальнейшем ведет к негативной оценке среди преподавателей к подросткам. Подростки из-за нежелания быть в неприятных для них ситуациях и помещений прогуливают занятия и формируют негативное отношение к обучению и к школе в целом.

     Такие подростки в группе сверстников чувствуют себя дискомфортно. Частые конфликты из-за присущей им обидчивости и раздражительности возникают в следствии неудовлетворенности своим положением и слишком завышенными притязаниями.

     Первые проявления суицидальных действий могут быть вызваны чувством обиды на сверстников, учителей и родителей. Таким образом, они могут выражать протест против их действий. Подросток своим поступком (попыткой самоубийства) стремиться доказать свою правоту или отомстить своим обидчикам.

     Период пресуицида очень мал. Методы самоубийств очень разнообразны, но все они требуют немедленной реализации. Из-за импульсивности и неучета ситуации может привести к тяжелым последствиям, не входящих в первоначальные планы.

     После суицидальной попытки обычно наступает разрядка, но если ситуация не изменится, то очень высок уровень повторения суицидальной попытки.

     В эту группу больше входит мальчиков, нежели девочек (28: 5), основной возраст - от 12 до 16 лет.

     2. Демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией. Подростки этой группы воспитывались в дисгармоничных семьях. Отношение родителей к своему ребенку очень нестабильно, от внезапных вспышек нежности до столь непонятных вспышек жестокости и агрессии. Часто родители через своих детей пытаются реализовать неудовлетворенные в своем детстве мечты, желания, стремления, не учитывая при этом личностные особенности и интересы ребенка.

     Родители стимулируют детей задабриванием или же унизительными запретами.

     Подростки таких семей умело манипулируют окружающими, заставляя их выполнять то, чего хотят сами подростки.

     В начальных классах эти дети хорошо учились, пользовались авторитетом у своих сверстников. В дальнейшем свое стремление выделиться из общества, быть лучшими стало реализовывать труднее. Вызывающее поведение вызвано завышенной самооценкой, что приводит к конфликтам с учителями и сверстниками. В дальнейшем свое стремление быть лидером не может быть удовлетворено. Начинают прибегать к вранью.

     В группе сверстников поначалу занимали положение лидера, но вскоре их статус начинает падать, тем самым раня их тщеславие. Часто меняют группы.

     Причинами суицидального поведения являются страх разоблачения их обмана и последующего наказания, желание привлечь внимание окружающих, показать обиду на родителей и друзей, тем самым заставляя их поменять к себе отношение. А также, возможно, из-за угрозы или самого разрыва любовных отношений.

     Период пресуицида более длителен, нежели у предыдущей группы. Подростки собирают информацию о том, какой из способов самоубийств является наименее опасным, не приносит ущерба внешности и не приносят никаких дальнейших последствий для здоровья. Перед совершением самоубийства умышленно предупреждают об этом намерении своих родителей и друзей, с помощью оставленных на видных местах записок, тщательно рассчитывая время.

     Однако возможно и тяжелые медицинские последствия или даже смертельный исход.

     В этой группе девочек больше, чем мальчиков (36: 9), основной возраст - от 14 до 18.

     3. Суициды с мотивацией самоустранения. Подростки этой группы воспитывались во внешне благополучных семьях. Но если посмотреть на внутренние взаимоотношения членов семьи, можно обнаружить дисгармонию. Атмосфера в таких семьях напряженная и нестабильная. Внешне проявляют дружелюбие по отношению друг к другу, но этим они маскируют скрытые конфликты.

     Воспитание детей направлено в основном на создание благоприятного впечатления о семье у окружающих. Родители не учитывают личностные особенности и интересы детей. У таких детей часто заниженная самооценка, они несамостоятельны, пассивны, постоянная тревожность и страх из-за противоречивых требования и оценок со стороны родителей.

     В начальных классах они послушны, старательны и исполнительны. Но из-за своей тревожности и неуверенности боятся новых ситуаций, заранее рассчитывая на неудачу. На замечания и плохие оценки реагируют крайне болезненно.

     В группе сверстников обладают низким статусом. Подростки этой группы чаще всего следуют за более энергичными товарищами, поэтому могут приобщиться к асоциальной деятельности из-за невозможности противостоять группе сверстников.

     Первые проявления суицидального поведения вызываются стремлением уйти из затруднительной ситуации. Они не могут перенести угрозу наказания, повышенной ответственности.

     Период пресуицида продолжителен и сопровождается переживанием страха. Наиболее распространенный метод самоубийства - самоповешание. Подростки изначально хотят уйти из жизни, но в момент совершения суицидальной попытки их уверенность оказывается неустойчивой.

     Период постсуицида сопровождается страхом смерти и поиском помощи. Часто они сами звонят в "скорую помощь" или же обращаются к родителям. Испытывают чувство стыда и раскаяния.

     Благодаря работе Е.М. Вроно и Н.А. Ратиновой мы смогли более подробно рассмотреть семьи, в которых росли эти подростки, а также что они из себя представляют. Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова описали каждый вид суицида очень подробно. [6]

     Огромный вклад в изучении подросткового суицида сделала А.Г. Амбрумова. Она является автором множеств исследований, статей, книг о суицидальных действиях в подростковом периоде. По ее мнению подростки, которые подвержены суицидальному поведению, обладают следующими характерными чертами: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, несамостоятельность мыслей.

     А.Г. Амбрумова отмечает, что при формировании суицидальных тенденций важную роль играют такие факторы как:

      психопатологическое наследственное отягощение (алкоголизм родителей, психопатия, органические заболевания головного мозга);

      распавшаяся семья или отсутствие родителей;

      постоянные семейные конфликты;

      соматические заболевания;

      повторные психические травмы и тяжелые психические переживания.

     А.Г. Амбрумова классифицировала мотивы и поводы для суицидальных поступков у подростков. Сейчас мы рассмотрим эту классификацию.

      "Классификация мотивов и поводов суицидальных поступков:

      Лично-семейные конфликты:

      несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих;

      ревность, супружеская измена, развод;

      потеря "значимого другого";

      препятствие к удовлетворению актуальной потребности;

      неудовлетворенность поведением и личными качествами "значимых других";

      одиночество;

      неудачная любовь;

      недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;

      половая несостоятельность.

      Состояние психического здоровья:

      реальные конфликты у здоровых лиц;

      патологические мотивировки (обусловленные расстройствами психической деятельности).

      Состояние физического здоровья:

      соматические заболевания, физические страдания;

      уродства.

      Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

      опасения судебной ответственности;

      боязнь иного наказания или позора;

      самоосуждение за неблаговидный поступок.

      Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

      несостоятельность, неудачи на работе или в учебе, падение престижа;

      несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей.

      Материально-бытовые трудности.

      Другие мотивы и поводы".  [9; с.114-115]

     В подростковом и юношеском возрасте суицидов меньше, нежели суицидальных попыток. "На 1 совершенный суицид в подростковом и юношеском возрасте приходится, по данным исследователей, от 50-100 суицидальных попыток". Это исследование проводили Отто в 1966, Каплан и Садок в 1991 году. На данный момент суицидальных попыток все равно больше, чем суицидов, но разрыв между ними все больше и больше сокращается. Для того, чтобы увидеть тенденции развития суицидов, мы рассмотрим данную таблицу 2 [12].

Информация о работе Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков. Суицидальное поведение личности, его характеристика