Связь поведения и самооценки личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проследить взаимосвязь самооценки и поведения личности.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и поведения личности.
Объект исследования – самооценка.
Задачи:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Выявить взаимосвязь самооценки и поведения.
3. Проанализировать полученный результат.
4. Сформулировать основные выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. « Я – концепция» личности как психологическая категория……………..5
1.2. Самооценка как фактор человеческой личности………………………….8
Глава II. Связь поведения и самооценки личности
2.1.Поведение как предмет психологии………………………………………..13
2.2.Влияние самооценки на поведение личности……………………………..16
Заключение………………………………………………………………………28
Библиография…………………

Работа содержит 1 файл

Связь поведения и самооценки личности.docx

— 61.98 Кб (Скачать)

        Можно выделить два уровня  саморегулирования: 

        1. Тактический – саморегулирование, имеющее чёткие временные границы, осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта.

        2. Стратегический – этот уровень  скорее можно назвать самоорганизацией, т.е. процессом, растянутым во  времени, обеспечивающим координацию  всей личности в целом, связанным с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности. Этот процесс также обеспечивает соподчинение мотивов на протяжении всей жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между индивидными и социальными мотивами и мотивами духовными, индивидуальными в пользу последних.

     От  самооценки зависят взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Самооценка  тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.

     Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится  к достижению таких результатов, которые согласуются с его  самооценкой, способствуют её укреплению, нормализации.

     Формирование  уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учётом и оценкой  прошлых успехов и неудач.

     Исследования  уровня притязаний позволяют лучше  понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если человек  невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности.

     Как фактор, определяющий удовлетворенность  или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое  значение для лиц, ориентированных  на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в  самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи  связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у  него необходимых способностей.

     В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, поэтому человек проявляет  готовность решать более сложные  задачи, при неуспехе уровень притязаний снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может  быть определен довольно точно.

     Поведение тех людей, которые стремятся  к успеху, и тех, кто старается  избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых  однозначно расценивается как успех. Такие люди всеми способами стараются  добиться успеха. Человек активно  включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели [Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. – 1991. с. 81-87.]

     Совершенно  иную позицию занимают люди, которые  мотивированны на избежание неудач. Цель их деятельности состоит в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия направлены на реализацию этой цели. Для  таких людей характерны неуверенность  в себе, неверие в возможность  достичь успеха, боязнь критики. Любая  работа вызывает у них отрицательные  эмоциональные переживания. Поэтому  человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает её. Психологи пришли к  выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между  чересчур трудными и чересчур легкими  задачами и целями – так, чтобы  сохранить на должной высоте свою самооценку [Психология: учебник для  гуманитарных вузов под ред. В.Н. Дружинина, 2001, с.69].

     Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят  в том, что они выступаю внутренними  условиями регуляции поведения  и деятельности человека. Благодаря  включению самооценки в структуру  мотивации деятельности личность постоянно  соотносит свои возможности, психические  ресурсы с целями и средствами деятельности.

     Адекватная  самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, её достаточно объективную  оценку собственных способностей, свойств  и качеств. Если мнение человека о  себе совпадает с тем, что он в  действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка свойственна личности, чье представление  о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

     Неадекватная  самооценка в свою очередь может  быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а свои реальные успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

     У людей с завышенной и заниженной самооценкой возникают трудности  общения.

     Пониженная  самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные  возможности, способности и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей  человека сокращать контакты с другими  людьми. В этом случае страх самораскрытия  ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой  подчас недоверчиво и недоброжелательно  относятся к другим людям.

     Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, или слишком  заботливом, потакающем родительском воспитании, что приводит к чувству  неполноценности. А оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

     Низкая  самооценка имеет много форм и  проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении – это  компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство  собственного достоинства. Низкая самооценка может привести к депрессии, разводам.

     Человек с завышенной самооценкой, считающий  себя намного умнее других и тем  более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение  окружающих. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим – это неиссякаемый источник негативизма окружающих. На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

     Нередко приходится общаться с людьми, которые  из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», – утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям. Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес [Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности Вопросы психологии. – 2000, c.45].

     Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка  является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

     Адекватная  самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам  и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен.

     Очень важную роль отводят позитивной самооценке, т.е. не только интеллектуальному принятию своих талантов или достижений. Человек  является уникальной и достойной  личностью, которому не требуется поражать других своими достижениями или благосостоянием. Формирование и развитие позитивной самооценки – это фундамент, на котором  должна строиться вся жизнь. Если позволить негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем  у себя привычку ожидания негативных результатов.

     Свою  жизнь можно усовершенствовать  только тогда, когда мы сами программируем  своё подсознание и мышление.

     «Я-концепция» включает в себя представление о своей индивидуальности, идентичности; определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентации; определенную самооценку и самоуважение: переживание себя как субъекта деятельности. «Я-концепция» во всех её составных элементах  регулирует реальное, планируемое, идеальное социальное поведение личности. Самым действенным личностным феноменом саморегуляции поведения являются нравственные категории стыда и совести. В этих феноменах проявляется способность человека оценивать себя с точки зрения общества. Они выражают способность человека быть субъектом и объектом самооценки, способность самореализации, общественного осуждения или одобрения. Совесть даёт возможность человеку сравнивать своё поведение с установленными в обществе нравственными нормами, позволяет личности вершить «суд над самой собой», внутри себя, вне очевидной общественной оценки.

     Чувство стыда отличается от совести тем, что имеет более выраженный внешний  характер: человек оценивает сам  себя в соответствии с критериями окружающих его людей. Чувство стыда  – это один из сложных аппаратов, регулирующих поступки человека в общественной среде, механизмов саморегуляции социального поведения личности. Б.Ф. Поршнев писал, что стыд отнимает у личности её социальный авторитет, он обращает на неё негативизм, ставит её в известной мере вне данной общности. Этические нормы общества только тогда станут в полной мере психологией человека, когда нарушение этих норм будет вызывать искреннюю реакцию обиды. [Поршнев Б.Ф., Социальная психология и история,1968, с. 191].  В качестве механизмов саморегуляции, кроме действия моральных качеств личности выступают: самооценка, самоотчет, самоконтроль, самовнушение, самоанализ, самопоощрение, психологическая зашита, катарсис, планирование и прогнозирование собственного поведения, жизненные планы личности, жизненный смысл, внутренний локус контроля, самоопределение личности.

     Саморегуляция поведения формируется в процессе жизнедеятельности личности, в постоянном взаимодействии и взаимоотношениях со средой, в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми. Наряду с общими сферами формирования и развития личности – обучением, образованием, общественно-исторической практикой – в процесс формирования механизмов саморегуляции социального поведения включаются самовоспитание, саморегуляция, самообразование, самосовершенствование, самоопределение личности, её социализация.

     Немаловажное  значение на поведение и самооценку оказывает темперамент. Рассмотрим, как типы темперамента проявляются  в поведении людей, в отношении  к трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе.

     Сангвиник – это обладатель сильного типа нервной системы, т.е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью, сбалансированностью реакций возбуждения и торможения нервных процессов. Сангвиники активны, отличаются большой работоспособностью, умением дольше выдерживать различные нагрузки. Сангвиники общительны, контактны, жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко   и   быстро   отзываются   на   окружающие   события.  

     Поведение и деятельность сангвиника обычно хорошо организованы, продуманы. Высокий рационализм, организованность в работе, четкость в постановке задач свойственны большинству людей этого темперамента. Следует сказать, что для сангвиников характерна определенная склонность к лидерству. Их способность действовать целенаправленно, подчинять работе всего себя, не ставить работу в зависимость от своего настроения создают необходимые предпосылки для выполнения организаторской деятельности. Легко и быстро сангвиники приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни. У них развито чувство собственного достоинства, собственной значимости. Самооценка сангвиника или адекватна, или несколько завышена. Позитивная самооценка в сочетании со склонностью к лидерству даёт сангвинику возможность добровольно, самостоятельно принимать на себя ответственность за решение групповых задач и проблем.

     Холерический  темперамент связан с сильным, но неуравновешенным типом нервной  системы. Холерик выделяется высоким  уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью и силой движений, их быстрым темпом. Холерик склонен  к сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Для него характерна большая устойчивость стремлений, интересов, настойчивость. Для поведения холерика типичен  высокий подъём эмоционального состояния  и эмоциональные спады, состояние  депрессии. В состоянии эмоционального подъёма у них высокая работоспособность, исключительная инициатива и творческий порыв. В отношении к самому себе у холерика также наблюдается  неустойчивость. При подъёме эмоционального состояния самооценка или адекватна, или заниженная. При спаде появляется излишняя самокритичность, желание  пожаловаться, пострадать.

Информация о работе Связь поведения и самооценки личности