Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа
Проблема конфликтных ситуаций и конфликтного поведения в межличностных отношениях - объект многолетних исследований в психологии. Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами, это свидетельствует об актуальности выбранной темы[11;8].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Основные подходы к проблеме конфликта……………………….7
Факторы, формирующие развитие конфликтных ситуаций и стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………………15
Методы и способы изучения конфликтного поведения…………30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
конфликтных ситуаций и конфликтного
поведения в межличностных
Изучением
различных аспектов психологии конфликта
занимались зарубежные учёные А. Адлер,
М. Дойч, К. Левин, Дж. Скотт, У. Томас, 3. Фрейд,
К. Хорни, Р. Фишер, У. Юри и др. Они рассматривали
закономерности конфликтов как на внутриличностном
уровне, так и в процессе внутригруппового
взаимодействия. Известны психологические
исследования по проблемам конфликтов
в нашей стране А.Я. Анцупова, Ф.М. Бородкина,
Н.В. Гришиной, АИ. Донцова, СИ. Ериной, А.А.
Ершова, Н.М. Коряка, М.М.Кашапова, НИ. Леонова,
Л.А. Петровской, А.И. Шипилова.
Как отмечают многие
авторы, в современной отечественной психологической
науке формируются методологические основы
исследования конфликтов, определение
понятия «конфликт», описание составляющих
элементов конфликта и детерминант конфликтного
поведения с целью определения оптимального
поведения человека в конфликте.
В психологической науке известны структурные
компоненты, детерминанты конфликтного
поведения. Большинство авторов в исследованиях
структуры и причин конфликтов важную
роль отводят субъективному фактору, одним
из компонентов которого является образ
конфликтной ситуации[9]. Несмотря на имеющиеся
работы для того, чтобы всесторонне проанализировать
эту проблему специальных исследований,
посвященных установлению взаимосвязи
образа и поведения в конфликте недостаточно.
Таким образом, вышесказанное обусловило выбор темы нашего исследования: «Изучение стратегий конфликтного поведения торговых работников».
Целью данного исследования является изучение стратегий поведения в конфликтных ситуаций, выделение основных аспектов конфликтных ситуаций.
Объект исследования – конфликтное поведение.
Предмет исследования –
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены и последовательно решались следующие задачи:
Методы исследования определялись теоретическими позициями психологии, целью и задачами курсовой работы:
1) теоретический
(анализ литературы; психодиагностические
методы исследования);
Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества и в жизнедеятельности организации. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая привлекает внимание многих ученых. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: начала XX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. - настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования[11;13;15].
На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются :
- психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
- социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
- этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
- теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
- фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
- поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
- социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
- интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
- теория структурного баланса (Ф. Хайдер).
Психоаналитический подход связан прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856-1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3.Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870-1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими[8;9].
Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885-1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.
В
20 - 30-е годы конфликт начинает привлекать
внимание социальных психологов. По мнению
англо-американского психолога
Начало
этологического подхода к конфликту
было положено в 30-х годах работами
австрийского естествоиспытателя, лауреата
Нобелевской премии Конрада Лоренца
(1903-1989). Впервые в мировой науке
им была высказана гипотеза о том,
что главной причиной социальных
конфликтов является агрессивность
индивида и толпы. По мнению К. Лоренца,
механизмы возникновения
Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890-1947) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой[9]. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.
Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликта - фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов - агрессивность индивида и социальная причина - фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.
Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой[5;10;11].
В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892-1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы "социометрическая революция" позволила гармонизировать общественные отношения.
Вслед за работами основателя символического интеракционизма - американского психолога и социолога Д. Мида (1863- 1931) - широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях "индивид - среда" субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты[9;16].
Теория структурного баланса, первые положения которой выдвинул Ф. Хайдер, посвящена анализу согласованности между системой аттитьюдов индивида и его знаниями об аттитьюдах и поведении значимых других. В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда "определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека".
Анализ
подходов к исследованию конфликта
в рассматриваемый период показывает,
что они формировались в русле
традиционных направлений психологии,
отражая теоретические
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
- теоретико-игровое (М. Дойч);
- теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
-
теория и практика
Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа "дилемма узника". Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.
В
системном виде данный подход выражен
в работах американского