Конфликтное поведение личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Проблема конфликтных ситуаций и конфликтного поведения в межличностных отношениях - объект многолетних исследований в психологии. Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами, это свидетельствует об актуальности выбранной темы[11;8].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Основные подходы к проблеме конфликта……………………….7
Факторы, формирующие развитие конфликтных ситуаций и стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………………15
Методы и способы изучения конфликтного поведения…………30

Работа содержит 1 файл

Конфликтное поведение личности.docx

— 65.91 Кб (Скачать)

          СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5

I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    1. Основные подходы к проблеме конфликта……………………….7
    2. Факторы, формирующие развитие конфликтных ситуаций и стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………………15
    3. Методы и способы изучения конфликтного поведения…………30
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

   Проблема  конфликтных ситуаций и конфликтного поведения в межличностных отношениях - объект многолетних исследований в психологии. Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется  усилением конфликтности и напряженности  в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами  практики по управлению конфликтами  и теоретическими и практическими  возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений  и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами, это свидетельствует об актуальности выбранной темы[11;8].

    Изучением различных аспектов психологии конфликта  занимались зарубежные учёные А. Адлер, М. Дойч, К. Левин, Дж. Скотт, У. Томас, 3. Фрейд, К. Хорни, Р. Фишер, У. Юри и др. Они рассматривали закономерности конфликтов как на внутриличностном уровне, так и в процессе внутригруппового взаимодействия. Известны психологические исследования по проблемам конфликтов в нашей стране А.Я. Анцупова, Ф.М. Бородкина, Н.В. Гришиной, АИ. Донцова, СИ. Ериной, А.А. Ершова, Н.М. Коряка, М.М.Кашапова, НИ. Леонова, Л.А. Петровской, А.И. Шипилова. 
      Как отмечают многие авторы, в современной отечественной психологической науке формируются методологические основы исследования конфликтов, определение понятия «конфликт», описание составляющих элементов конфликта и детерминант конфликтного поведения с целью определения оптимального поведения человека в конфликте.  
В психологической науке известны структурные компоненты, детерминанты конфликтного поведения. Большинство авторов в исследованиях структуры и причин конфликтов важную роль отводят субъективному фактору, одним из компонентов которого является образ конфликтной ситуации[9]. Несмотря на имеющиеся работы для того, чтобы всесторонне проанализировать эту проблему специальных исследований, посвященных установлению взаимосвязи образа и поведения в конфликте недостаточно.

    Таким образом, вышесказанное обусловило выбор темы нашего исследования: «Изучение  стратегий конфликтного поведения  торговых работников».

    Целью данного исследования является изучение стратегий поведения в конфликтных ситуаций, выделение основных аспектов конфликтных ситуаций.

    Объект  исследования – конфликтное поведение.

       Предмет исследования – стратегии  конфликтного поведения.

      В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены и последовательно решались следующие задачи:

  1. Провести анализ современных отечественных и зарубежных работ по проблеме конфликтного поведения.
  2. Дать характеристику факторов, формирующих развитие конфликтного поведения.

     Методы исследования определялись теоретическими позициями психологии, целью и задачами курсовой работы:

1) теоретический (анализ литературы; психодиагностические методы исследования); 

      1. Основные  подходы к проблеме конфликта

        Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества и в жизнедеятельности организации. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая привлекает внимание многих ученых. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: начала XX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. - настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования[11;13;15].

     На  рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес  психологов обращен непосредственно  к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта

     Среди направлений зарубежных психологических  исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются :

     - психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

     - социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

     - этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

     - теория групповой динамики (К.  Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

     - фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

     - поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);

     - социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

     - интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

     - теория структурного баланса  (Ф. Хайдер).

     Психоаналитический  подход связан прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856-1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3.Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870-1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими[8;9].

     Американские  психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885-1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.

     В 20 - 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо-американского психолога У.Мак-Дугалла (1871 - 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.)[3;6;9].

     Начало  этологического подхода к конфликту  было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903-1989). Впервые в мировой науке  им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность  индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности  у животных и человека однотипны, а агрессия - постоянное состояние  живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях  нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907-1988).

     Исследуя  проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890-1947) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой[9]. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.

     Группа  психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликта - фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов - агрессивность индивида и социальная причина - фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.

     Известным представителем поведенческого направления  является американский психолог Арнольд  Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой[5;10;11].

     В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892-1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы "социометрическая революция" позволила гармонизировать общественные отношения.

     Вслед за работами основателя символического интеракционизма - американского психолога и социолога Д. Мида (1863- 1931) - широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях "индивид - среда" субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты[9;16].

   Теория структурного баланса, первые положения которой выдвинул Ф. Хайдер, посвящена анализу согласованности между системой аттитьюдов индивида и его знаниями об аттитьюдах и поведении значимых других. В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда "определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека".

     Анализ  подходов к исследованию конфликта  в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле  традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40-45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна (1902-1970), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну структура личности ("Я") включает в себя три компонента-состояния: "ребенок" (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), "родитель" (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям) и "взрослый" (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам.

     В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

     - теоретико-игровое (М. Дойч);

     - теория организационных систем (Р.  Блейк, Дж. Мутон);

     - теория и практика переговорного  процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри)[15].

     Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной  схемы взаимодействия в конфликтной  ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа "дилемма узника". Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

     В системном виде данный подход выражен  в работах американского социального  психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.

Информация о работе Конфликтное поведение личности