Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:38, контрольная работа
Слово «девиация» - это прямая русскоязычная «калька» позднелатинского Deviatio, т. е. отклонение. Заглянув в энциклопедический словарь общего характера, можно заметить, что этот термин является общепринятым прежде всего в таких науках, как физика и биология. В социологии он появился сравнительно недавно, и используется главным образом для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормальных.
Введение 3стр.
Девиантное поведение личности и девиация общества 4стр.
Заключение 14стр.
Список литературы 16стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ
Контрольная работа
Социология
На
тему: «Девиантное поведение
личности.»
Старков В.В.
Оценка:
Дата:
Санкт-Петербург
2011
Содержание:
Введение
Девиантное поведение личности и девиация общества 4стр.
Заключение
Список
литературы
Введение.
Слово «девиация» - это прямая русскоязычная «калька» позднелатинского Deviatio, т. е. отклонение. Заглянув в энциклопедический словарь общего характера, можно заметить, что этот термин является общепринятым прежде всего в таких науках, как физика и биология. В социологии он появился сравнительно недавно, и используется главным образом для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормальных.
История свидетельствует,
что общество во все времена пыталось
подавлять нежелательные формы
человеческого поведения. В качестве
осуждаемых обществом носителей
нежелательно поведения нередко
почти в равной степени оказывались
нищие и богачи, ленивые и сверхтрудолюбивые,
гении и злодеи. Резкое отклонение от средней
нормы- причем как в положительную, так
и в отрицательную сторону – грозят нарушению
стабильности общества, которая всегда
ценилась превыше всего. В этой контрольной
работе я попытаюсь максимально раскрыть
тему девиантного поведения личности,
а помогут мне в этом следующие вопросы:
почему люди нарушают общественные нормы?
Почему определенные действия характеризуются
как девиантные? Почему поведение одних
индивидов называют девиантным, когда
они совершают те же действия, что и другие
индивиды, которым удается избежать наказания,
а иногда даже добиться признания? И почему
число отклонений от нормы изменяется
от индивида к индивиду, от группы к
группе и от общества к обществу?
Девиантное поведение личности и девиация общества.
Основной термин девиатного поведения в своем учебном пособии раскрывает нам профессор М.Б.Глотов. Итак, это действия, которые не соответствуют ожиданиям, правилам и нормам, принятым значительной частью людей, но не нарушают принятых в данном обществе законов. К девиантному поведению относят такие поступки людей, которые связаны с проявлениями, например, вредных привычек, иждивенчества, ревности, доносительства, зазнайства, подхалимства, карьеризма. Девиатное поведение может быть деструктивным, нанося вред самой личности, и асоциальным, нанося вред окружающим.
Девиатное поведение осуждается ближним окружением или общественным мнением. От форм девиатного поведения следует отличать, странности и чудачества, имеющие индивидуальную природу и не приносящие вреда другим Девиатное поведение условно и относительно. То, что в одном обществе будет считаться девиатным, в другом – нормой; то, что раньше считалось девиатным, в будущем может стать нормой. Например, мода в период ее становления воспринимается как отклонение от прежних норм, но в процессе распространения моды и прирнятия её большинством она станьвится нормой и образцом для подражания. Ранее осуждавшиеся сожительство и гражданский брак сегодня во многих странах не вызывают осуждения со стороны общественного мнения. В 19 веке многие молодежные направления не находили отклика у людей более старшего поколения, в наше время вполне приемлемы.
Выступая против стереотипного представления о девиантном поведении как только о социально опасном, в учебном пособии «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» (СПб., 1993) Я. И. Гилинский предлагает различать негативное и позитивное девиантное поведение личности. К позитивному девиатному поведению он относит различные формы инноваций и творчества.
Есть и другие социальные действия поведения личности в обществе, которые намного сильнее осуждаются обществом, чем девиатное поведения, они более сложнее.
Аддитивное поведение (от лат. Addition – прибавление) - это пагубная склонность человека к чему либо, например, алкоголизм, наркомания, азартные игры, приводящие к отказу от жизненно важных обязанностей и причиняющих вред, как правило, ближнему окружению. Социальная опасность аддитивного поведения состоит в том, что оно способствует или сопровождается преступными действиями.
Делинквентное поведения (от лат. Delinquens – совершающий поступок) –т это преступные действия человека, которые запрещены законами и уголовно наказуемы.
Девиантность не следует понимать как объективное качество конкретного поведения. Это относительное, оценочное понятие. У каждого общества свои представления о социальное норме и. следовательно, свои представления о девиации. Более того, социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же сообщества. Например, в рамках индийской кастовой системы для брахманов считались нормой религиозные медитации и интеллектуальные занятия, а также свобода от бытовых дел, рассматривавшихся как что-то не достойное для представителей высшей касты и нечистое с религиозной точки зрения. Однако для низших каст нормой была как раз простая работа, а интеллектуальные интересы рассматривались как девиацией. В сословном обществе для женщины из простонародья нормой была постоянная работа по хозяйству и наличие трудовых навыков, а для дамы из высших слоев признаком хорошего воспитания и. следовательно, социальной нормой считалась бытовая неприспособленность и изнеженность. Крестьянину полагалось покорно сносить грубость и пренебрежения со стороны сеньора, а рыцарю – немедленно вызывать обидчика на поединок. Современное общество одобряет стремление женщины к самориализации и материальной самостоятельности, а традиционное считает нормой ее подчиненное положение в семье и отсутствие у нее социальной инициативы. Из приведенных примеров видно , что общество само расставляет акценты, один вид поведения расценивая как норму, а другой – как девиацию. И все же существуют такие виды поведения, которые воспринимаются как девиация в подавляющем большинстве человеческих обществ и даже во всех без исключения. Убийство, садизм, воровство, кровосмешение и сексуальное насилие повсюду считаются девиациями. Варьируется только степень социального осуждения таких деяний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации.
Кто же судья? Кто
от лица всего общества определяет,
какое поведение считать
В исорически стабильных обществах, особенно традиционых, выделение девиантных форм поведения осуществляется на основе сложившейся системы ценностей, религиозной традиции, принятой морали. Некоторые виды поведения повсеместно считаются девиациями, поскольку они наносят реальный вред людям и общестку и обладают высокой степенью социальной опасности. Общество защищается от такого рода поведения, потому что оно способно вызвать глубокие социальные дисфункции.
Особенно угрожающим фактором для общества является рост девиантного поведения в молодежной и подростковой среде, так как молодое поколение выступает основным социальным ресурсом развития общества. Так, согласно аналитическому докладу Общественной палаты РФ 2011года, в настоящее время в нашей стране более 80 % подростков потребляют алкогольные напитки. Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 лет до 14 лет. По данным Роспотребнадзора, в России треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежедневно.
Для современного общества эта задача особенно актуальна в связи с катастрофическим нарастанием девиантного поведения и преступности среди подростков. И если проблема предупреждения и профилактики девиантного поведения сама по себе является трудной, связанной со специфическими возрастными и психологическими особенностями, то положение усугубляется и тем, что девиация и преступность среди подростков связаны с социальным несовершенством самого общества, с его духовной деградацией, т.е. решение проблемы отклоняющегося поведения и преступности среди детей связано со множеством социальных отклонений общества. Но задача сегодня ставится так: сложна ли или проста проблема налаживания социального контроля за правовым поведением несовершеннолетних, ее необходимо решать и другого пути нет. Но считать, что сложность задачи оправдывает бездеятельность – нельзя, ибо криминальная обстановка ухудшается, в том числе и из-за ослабления позиций социального контроля за поведением несовершеннолетних.
Как основной способ решения проблемы, социальный контроль не проще других методов предупреждения преступности, но он легче в практическом плане, так как связан с социальной жизнью индивида и обладает большим запасом мощности и результативности, беря себе в помощники саму природу человека.
Социальные нормы и их содержание составляют конкретные жизненные ценности, правила поведения, общения и взаимодействия между людьми, и здесь существенную роль играет система социального контроля, т.е. механизм обеспечения соблюдения социальных норм и воздействия за нарушение этих норм.
Социальный контроль осуществляется в двух направлениях:
1) обеспечение
и стимулирование позитивного
поведения социальных
2) воздействие
на различные формы социально-
С методологической точки зрения социальный контроль делится на:
- институциональный, осуществляемый государственными органами власти и управления, общественными организациями, социальными институтами и социальными общностями;
- публичный (контроль общественным мнением);
- самоконтроль (внутренний нравственный контроль самой личности).
В практическом плане социальный контроль осуществляется с помощью социальных санкций, которые являются неотъемлемым атрибутом социальных норм. Различают две их разновидности, позитивные – поощряют и стимулируют пронормативное поведение социальных субъектов, и негативные – воздействуют на социальных субъектов в случае нарушения ими социальных норм и имеют цель воспитательного и репрессивно-карательного воздействия на них. В свою очередь социальные санкции могут иметь формальный (юридико-правовой) и неформальный (морально-этический) характер.
В качестве объекта социального контроля с целью предупреждения отклоняющегося поведения выступают несовершеннолетние правонарушители и другие делинквенты, совершившие правонарушения, отбывающие или отбывшие те или иные формы наказания; дети и подростки, живущие в неблагополучных условиях и образующие так называемые маргинальные группы «социального риска». Здесь важно определить выбор тех средств, с помощью которых можно было бы осуществить социальный контроль отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Эти средства должны отличаться от средств социального контроля взрослой девиации на столько же, на сколько дети и подростки отличаются от взрослых по социальным, психологическим и физическим характеристикам.
Другую группу составляют средства, непосредственно воздействующие на объект социального контроля, – это поощрение и стимулирование социомерного поведения, ответственность и наказание. Последние широко используются как средство социального контроля отклоняющегося поведения за совершение преступлений и других правонарушений.
Несмотря на ограниченную эффективность правовой ответственности и наказания за отклоняющееся поведение, в настоящее время пока нельзя отказываться от этих средств социального контроля. На личность делинквента наказание оказывает хотя и временное, но существенное карательное, воспитательное и предупредительное воздействие.