Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа
Цель данной работы – проследить взаимосвязь самооценки и поведения личности.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и поведения личности.
Объект исследования – самооценка.
Задачи:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Выявить взаимосвязь самооценки и поведения.
3. Проанализировать полученный результат.
4. Сформулировать основные выводы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. « Я – концепция» личности как психологическая категория……………..5
1.2. Самооценка как фактор человеческой личности………………………….8
Глава II. Связь поведения и самооценки личности
2.1.Поведение как предмет психологии………………………………………..13
2.2.Влияние самооценки на поведение личности……………………………..16
Заключение………………………………………………………………………28
Библиография…………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. « Я –
концепция» личности как
1.2. Самооценка
как фактор человеческой
Глава II. Связь поведения и самооценки личности
2.1.Поведение как предмет психологии………………………………………..13
2.2.Влияние самооценки
на поведение личности………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение
Введение
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрывается своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства – её самооценка, тип личности, темперамент, способности. Именно базовые свойства, которые представляют сплав её врождённых и приобретённых в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
Центральной характеристикой любой личности является «я – концепция» – устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.
Составной и неотъемлемой частью « Я – Концепции» является самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта, поэтому очень важно уметь корректировать самооценку человека.
Цель данной работы – проследить взаимосвязь самооценки и поведения личности.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и поведения личности.
Объект исследования – самооценка.
Задачи:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Выявить взаимосвязь самооценки и поведения.
3. Проанализировать полученный результат.
4. Сформулировать основные выводы.
Теоретическая
значимость работы состоит в том,
что нами была рассмотрена проблема
взаимосвязи поведения и
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами, психологами при работе со школьниками и студентами.
Структура
работы состоит из введения, одной
теоретической главы, одной практической
главы, заключения, списка использованной
литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки
1.1.
« Я – концепция» личности
как психологическая
категория
Самооценка
– один из аспектов «Я – концепции»
(собственного представления о себе
или образа самого себя, то есть совокупности
мнений о своём здоровье, внешности,
характере, влиянии на окружающих, способностях
и недостатках; поскольку она
основана на собственном мнении, она
не всегда соответствует
Формирование «Я – концепции» является одним из важнейших этапов в развитии самосознания. «Я – концепция» – результат работы самосознания [Психологический словарь. – М., 1997.]. В системе представлений о самом себе можно выделить несколько составляющих. Во-первых, это слова, которые мы используем для описания своего характера. Как правило, это прилагательные, такие как «крепкий», «сильный», «общительный». Во-вторых, это самооценка – ценность, значимость , которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности , своего поведения. В-третьих, поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
По мнению Р. Бернса, в «Я – концепцию» входят следующие три составляющие.
Если у человека непривлекательная внешностью, физические недостатки, если является социально неадекватным, то в данном случае на пути развития позитивной «Я – концепции» могут возникнуть серьёзные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе открытую оценку.
Человек
усваивает оценочный смысл
В литературе, посвященной «Я – концепции», можно найти два её развернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной выше. Первое определение принадлежит К.Р. Роджерсу. Он утверждает, что « Я – концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это – сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно «Я», так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.
Во втором определении «Я – концепция» формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.
Самой важной составляющей «Я – концепции» является самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности, это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Она получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
1.2.
Самооценка как фактор
человеческой личности
Большинство определений самооценки рассматривает её как компонент, аспект, измерение «Я – концепции» или самосознания. Самосознание имеет три аспекта – когнитивный, аффективный и поведенческий. Самооценка чаще всего связывается с аффективным компонентом. Однако есть точки зрения, согласно которым сама самооценка содержит эти три аспекта – когнитивный, т.е. отражающий представление или мнение о себе, эмоциональный, например переживание триумфа или отчаяния, и поведенческий, который выражается, например, в уверенном поведении или боязливом. Согласно другим исследователям необходимо отличать оценку от эмоций и поведенческих реакций, выделяя в «Я – концепции» отдельный аспект – оценочный, который и соотносится с понятием самооценки.
С точки зрения Н. Эмлера, большинство взглядов о сути самооценки находятся между представлением о том, что самооценка –аффективная оценка «Я», в которой отражаются самоценность и самопринятие личности, и представлением, что самооценка – это сумма оценок специфических свойств или качеств, которые взвешиваются и структурируются в глобальную самооценку. Таким образом, на одном полюсе самооценка фактически совпадает с понятием самоотношения, на другом полюсе сосредоточены попытки различных авторов так или иначе определить самооценку, отделив её от других сходных феноменов. Многие исследователи полагают, что два главных процесса лежат за понятием самооценки – оценка и эмоция. Эти два процесса тесно связаны между собой и оба присущи самооценке, тем не менее подчеркивание одного или другого аспекта ведет к различным формам описания, объяснения и измерения самооценки.
Все определения и представления о самооценке условно можно разделить на три группы.
Отечественные
психологи установили, что низкая
самооценка вызывает чувства собственной
слабости, беспомощности, презрения
к себе, недовольство собой, а высокая
– порождает чувство
Для данного направления характерно связывать самооценку с эмоциональным отношением к своему «Я», отождествляя эти понятия, либо рассматривать самооценку как особый вид эмоционально-ценностного отношения. Самооценка обычно характеризуется как особый вид отношений к особому объекту – «Я», либо как оценочный аспект всех отношений к самому себе (аффективная оценка представления индивида о самом себе), показывающий, как человек относится к себе, какое имеет мнение о себе. При таком подходе самооценка как самостоятельный предмет анализа исчезает.