Связь поведения и самооценки личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проследить взаимосвязь самооценки и поведения личности.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и поведения личности.
Объект исследования – самооценка.
Задачи:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Выявить взаимосвязь самооценки и поведения.
3. Проанализировать полученный результат.
4. Сформулировать основные выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. « Я – концепция» личности как психологическая категория……………..5
1.2. Самооценка как фактор человеческой личности………………………….8
Глава II. Связь поведения и самооценки личности
2.1.Поведение как предмет психологии………………………………………..13
2.2.Влияние самооценки на поведение личности……………………………..16
Заключение………………………………………………………………………28
Библиография…………………

Работа содержит 1 файл

Связь поведения и самооценки личности.docx

— 61.98 Кб (Скачать)
  1. Самооценка рассматривается как образование, которое обобщает прошлый опыт и структурирует новую информацию о самом себе, как регулятор деятельности и поведения человека. Самооценка в контексте данного подхода определяется через соответствие между реальным и идеальным «Я». Расхождение между этими аспектами «Я» служит не только показателем «высоты» самооценки, но и регулятором поведения человека. Чем теснее связь между реальным и идеальным «Я», тем эффективнее деятельность человека.

     В настоящее время считается необходимым некоторое, оптимальное расхождение между реальным и идеальным «Я» для того, чтобы обеспечить нормальное развитие и совершенствование личности. Оптимальное расхождение между реальным и идеальным «Я», обусловливая высокий уровень требований, предъявляемых человеком себе, отражает не сниженную самооценку, а повышенную потребность в самоосуществлении, стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.

     Рассматривая  самооценку как ведущий компонент  саморегуляции, исследователи раскрывают возможности и виды ее регулятивных функций. А.В. Захарова подразделяет регулятивные функции самооценки на собственно оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные. Она считает, что самооценка не только выполняет адаптационные функции, но и выступает в качестве фактора мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. Автор выделяет три вида самооценки по её временной отнесенности, каждая из которых выполняет свои функции: прогностическая самооценка осуществляет регуляцию активности личности на самом начальном этапе деятельности, коррегирующая самооценка служит в качестве контроля в ходе выполнения деятельности, ретроспективная самооценка используется субъектом на заключительном этапе деятельности для оценки итогов, достигнутых уровней развития, последствий поступков и в определении субъектом перспектив своего развития [Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993].

     Наибольшее  внимание исследователи уделяют  изучению влияния самооценки на поведение  и деятельность человека. Таким образом, люди с низкой самооценкой в сфере деятельности могут быть непоследовательными, нерешительными, они оглядываются на окружающих, ищут у них одобрения, поддержки, они склонны к девиантному поведению. Высокая самооценка приравнивается к высокой внутренней регуляции личности и ведет к эффективному социальному функционированию, к твердой и последовательной линии поведения.

     Таким образом, воздействуя на структуру самооценки и её параметры можно управлять поведением индивида и эффективностью его деятельности. Поэтому данный подход открывает широкие перспективы для психотерапевтической, коррекционной и консультативной работы.

     3. Самооценку рассматривают как  определённый вид или уровень  развития самоотношения и самопознания. Исследования данного направления особо акцентируют внимание на процессуальности в понимании самосознания в целом и самооценки в частности, что открывает более широкие возможности анализа самосознания как динамического образования психики, находящегося в постоянном движении в онтогенезе и в своем повседневном функционировании. И.И. Чеснокова пишет, что самосознание в психической деятельности личности выступает как сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. Процесс самопознания сопряжён с разнообразными переживаниями, которые обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов. [ 25, с. 89]. Рассмотрение самосознания как процесса позволяет учитывать его внутреннюю динамику, что влияет на детерминацию поведения.

     Специфика самооценки состоит в способе  отражения той или иной черты, способности, поступка или личности в целом. Если самопознание – это  осознание, приобретение знаний о тех  или иных своих свойствах и  качествах, то самооценка – это осознание  человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание  его значимости для себя. Таким  образом, самооценка – это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Связь поведения и самооценки личности

    1. Поведение как предмет психологии

     Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено непрерывным изменениям от младенчества до старости, поведение никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается.   Корни наук о поведении уходят в античные времена.

     Вопросами психологии и поведения людей  и животных занимались ещё Аристотель,  Сократ и Платон, однако серьёзное научное изучение поведение стало возможно лишь с созданием эволюционного учения. Современные научные дисциплины, занимающиеся изучением поведения, тесно связаны между собой и во многом пересекаются, а различия в предметах и методах способствует более полному раскрытию сущности поведения различных позиций. В настоящее время наблюдается объединение наук о поведении в междисциплинарные направления.                      

     Поведение – это целостный организованный процесс, направленный на адаптацию  организма к среде и обеспечивающий его нормальную жизнедеятельность. Это сложный комплекс реакций  на воздействия внешней среды.

     Выделяют  три основных формы поведения.

  1. Инстинкт – врождённые видовые формы поведения, которые передаются по наследству. У каждого вида свои инстинкты. Таким образом, инстинкт – биологически целесообразное поведение, вызванное приспособлением организма к среде.

     На  ранних этапах развития психики инстинкт побуждается отдельными свойствами, предметами. Чтобы инстинктивное  поведение проявилось, необходимо не только внешние. Но и внутренние факторы – вращательные механизмы.

     С развитием организмов инстинктивное  поведение заменяется приобретённым.

  1. Навык. Это форма поведения, которая позволяет организму приспособляться к окружающей среде. Путь формирования навыков – это путь проб и ошибок.
  2. Интеллектуальное поведение. Данная форма поведения наблюдается только у человека. Интеллектуальному поведению присущи следующие характеристики:

     - достаточно одного успеха, одной  победы, чтобы опыт запомнился;

     - возможность переноса сходств в похожие условия;

     - объединение двух последовательных  операций в одном акте:

     а) способность устанавливать связи  и отношения;

     б) способность решать задачу разными  методами;

     в) наличие ориентированной базы.

     В поведении человека есть две реально  и функционально взаимосвязанные  стороны:

     1. Побудительная, которая обеспечивает (стимулирует) направленность и  активность поведения. Стимуляция  поведения связана с понятием  мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;

     2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

     В поведении человека есть две реально  и функционально взаимосвязанные  стороны:

     1. Побудительная, которая обеспечивает (стимулирует) направленность и  активность поведения. Стимуляция  поведения связана с понятием  мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;

     2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

     Выделяются  семь уровней поведения человека. К первому, самому низкому, уровню поведения  относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает  опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты. К четвертому уровню относятся элементарные интеллектуальные акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию интеллектуальных объектов. Шестой уровень поведения – это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практического действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения называется созидательная, трудовая деятельность человека. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

     Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения считается наивысшим критерием развития личности. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности, процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи. Развитие субъекта понимается как последовательное формирование сложных личностных образований - персонажа, Я, субъективности, индивидуальности, которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения человека с обществом, с другими людьми. В противоположность термину роль выдвигается термин персонаж, который выполняет преходящую стадию развития личности. Личность возникает только тогда, когда внешние требования, предъявляемые персонажу, становятся внутренними требованиями самого субъекта – основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова. 

2.2.Влияние самооценки на поведение личности 

     Самооценка  играет очень важную роль в организации  управления своим поведением, без  неё невозможно самоопределиться в  жизни.

     Самооценка  - достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, поэтому, меняются и её представления о себе и отношение к себе.

     По  мнению Р. Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки [Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986].

     Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального  «Я» с образом идеального «Я»: чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и  его идеальным «Я», тем выше самооценка личности.

     Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие.

     В-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности.

     Самооценку  можно охарактеризовать по следующим  параметрам:

  1. По уровню (высокая, средняя, низкая).
  2. По соотношению с реальной успешностью (адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная).
  3. По особенностям строения (конфликтная или бесконфликтная).

     Самооценка  является "стержнем" саморегуляции на всех этапах её осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

        Достаточно высокий уровень развития  саморегулирования поведения, который  объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка, на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими, впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и всё более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.

Информация о работе Связь поведения и самооценки личности