Личность в системе социальных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

Содержание

1. Понятие личности и её структура.

2. Процесс социализации.

3. Социальные статусы и роли личности.

4. Отклоняющееся поведение личности.

Работа содержит 1 файл

ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Министерство науки и образования, молодежи и спорта Украины

ДонГТУ

Колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Личность в системе социальных связей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполила:

ст. гр. ПР-10-3

Мельник Е.В.

Проверил:

Синицин И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Алчевск 2012

План

 

1. Понятие личности и её структура.

 

2. Процесс социализации.

 

3. Социальные статусы и роли личности.

 

4. Отклоняющееся поведение личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие личности  и её структура

 

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В социологии принято разграничивать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное законам развития общества.

Понятие «индивид» употребляется  в значении конкретный человек.

Индивидуальность — это то, что  отличает одного человека от другого  и как биологического и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Но социолога интересуют не сами по себе эти особенности, а их влияние на общественные процессы.

Социологию интересует человек  как социальное существо, как продукт и субъект существенных процессов, как выражение общественных отношений. Все это выражается в понятии личность. Таким образом, личность - это характеристика социального в человеке.

 «Личность - это целостность  социальных свойств человека, продукт  общественного развития и включения индивида в систему социальных отношении посредством активной деятельности и общения».

Исходя из этого определения, можно  сформулировать основные принципы анализа  личности:

1) каждый человек является индивидом,  но не каждый – личностью; личностью не рождаются, личностью становятся;

2) личность - конкретное выражение  сущности человека и одновременно  выражение социально значимых  черт данного общества, его культуры;

3) вхождение личности в общество  происходит через вхождение ее  в различные социальные общности, которые являются основным путем соединения общества и человека.

Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, особо  следует остановиться на её внутренней структуре.

Основными составляющими внутренней структуры личности являются потребности, интересы, ценности, мотивы.

Исходная ступень в анализе  личности - потребности.

В разные времена и в разные периоды  жизни человек испытывает самые  различные потребности. Можно сказать, что потребность - это состояние  живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский ученый А. Маслоу (1908 - 1970 гг.). Его учение называют иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1) физиологические и сексуальные  потребности - в воспроизводстве  людей, пище, дыхании, физических  движениях, жилище, отдыхе и т.п.  Их еще называют витальными, то есть ответственными за сохранение жизни человека;

2) экзистенциальные потребности  или потребности в безопасности. Они выражают потребности не  просто в сохранении жизни,  но и в качестве жизни. Физическая  безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Уверенность в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности и т.д. Экономическая безопасность - потребность гарантированной занятости, страхование от несчастного случая и т.п.;

3) социальные потребности. Любой  человек жаждет дружбы, привязанности,  любви, общения, участия в организациях, заботы о других и помощи  близких;

4) потребности в престиже - в  уважении со стороны других, служебном  росте, признании и высокой  оценке.

5) духовные потребности - это стремление к самореализации, самовыражении через творчество.

Потребности можно классифицировать как низшие - присущие всем людям  в равной мере, и высшие - различающие  людей.

Так, образованные и необразованные испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве, в стремлении сделать карьеру.

Высшие потребности вносят больший  вклад в формировании личности, нежели низшие. Можно сказать так: там, где  начинаются высшие потребности, там, собственно, начинается личность.

С другой стороны, чем выше уровень  иерархии, тем значительнее вклад  самого человека в формирование потребностей. Потребности движут человеком, а  он формирует их содержание.

Чем выше запросы личности, тем  сложнее процесс формирования потребностей. Современная молодёжь, имеющая более высокий уровень образования, чаще разочаровывается в труде, если ей представляют однообразную работу. Ведь чем выше образование, тем выше притязания и как следствие – более затяжной период выбора профессии по своему характеру, складу ума, запросам.

 

Интерес - это осознанная потребность  личности.

Потребности и интересы личности лежат  в основе ее ценностного отношения  к окружающему миру, в основе системы  ее ценностей.

 

Ценности - это то, в чем человек  нуждается и чего у него нет, то что, в избытке мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим.

Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила – основные ценности экономики любого общества. Социальные ценности – это  то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности.

Если потребность  и интерес – побудительная  сила, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность  и находятся вовне.

Ценности  бывают самыми разными – материальными  и духовными, вполне земными и очень отстранёнными.

Для голодного  человека хлеб – наивысшая ценность.

Шкала ценностей  человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность, а не просто индивида в зависимости  от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в качестве наиважнейших. Прежде всего, это этические и религиозные ценности: патриотам, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей.

      

  Ценностей нет у животных  и младенцев. Стало быть, они  биологически не наследуемы, они  приобретаются в обществе - в ходе  социализации. Растет человек, формируется  его система ценностей. Роль  ценностей в человеческом обществе  огромна. Они выполняют самые разные функции: регулируют социальные отношения и взаимодействия людей; проявляют себя в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества и т.д. Но одной из главных занятий ценностей – служить мотивом поведения. Человек стремиться добывать то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно.

Мотив - внутренний побудитель человека к действию. Выделяют различные виды мотивов:

• по значимости для жизни и развития человека: биологически важные и производные от них;

• по источнику побуждения: продиктованные извне и внутренне рожденные;

• по социальной направленности: желаемые, нормативные, запретные.

Итак, в структуре личности в  единое целое увязаны потребности, интересы, ценности и мотивы. Становление же личности происходит в процессе социализации.

 

 

2. Процесс социализации

 

Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения индивидом  социальных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид  усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать  в качестве полноправного члена  общества. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие - обучение, воспитание. Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности.

Обучение – школьное, университетское, производственное или какое-нибудь иное – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Обучение может продолжаться 12 лет, 5 лет или 2 месяца, в зависимости от того, где и чему обучают. Однако обучение предмету и обучение жизни вещи совершенно разные. Никакой учитель или учебное заведение не могут научить человека быть хорошим семьянином или деловым партнёром. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их.

Поэтому к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни человеку приходится осваивать множество  социальных целей, то и процесс социализации продолжается всю жизнь.

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация – такой процесс, который не поддаётся искусственному управлению или манипулированию. Можно сократить отдельные её этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется  человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, а дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, в то же время взрослые вполне способны выстоять духовно и социально.

Социализацию подразделяют на два  вида:

1. Первичная - усвоение норм и ценностей ребенком.

2. Вторичная - усвоение новых  ценностей и норм взрослым  человеком.

Термин «первичная» относится  в социализации ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее  окружение человека. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т.п.

Термин «вторичная» описывает  тех, кто стоит во втором эшелоне  влияния, оказывая менее важное воздействие  на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей  она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации.

Социализация  проходит этапы, совпадающие с так  называемыми жизненными циклами. Они  знаменуют важнейшие вехи в биографии  человека. Например, обучение в школе  – цикл школьной жизни, поступление в Вуз – цикл студенческой жизни, женитьба или замужество – цикл семейной жизни, выбор профессии и трудоустройство – трудовой цикл, служба в армии - армейский цикл, выход на пенсию - пенсионный цикл.

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни.

Каждый  раз, перехода на новую ступеньку, вступая  в новый цикл, человеку приходиться  многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил  в социологии особое название.

Отучение  от старых ценностей, норм, ролей и  правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, ролям, правилам поведения, взамен старых, называется ресоциализацией.

Десоциализация  и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно - взрослой или продолженной социализации.

 

 

3. Социальные статусы и роли  личности

 

Определение места и роли личности в социальной системе можно раскрыть через  понятие «социальный статус».

Социальный  статус личности - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель определенной социальной группы.

Один человек  обладает множеством статусов, так  как участвует во множестве групп  и организаций.

Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, декан, человек средних лет, православный и т. д.

Совокупность  всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.

Информация о работе Личность в системе социальных связей