Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:29, лекция
Сущность управления выражается через его функции (от лат. functio — исполнение), в которых определен круг деятельности, ее содержание, ее виды, назначение, роль. Другими словами, процесс управления — это последовательное выполнение определенных видов деятельности (функции).
Функция — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разновидностью, определенностью, сложностью и стабильностью.
Впервые функции управления были выделены А.Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся.
I Сущность и цель,функции организации управления деятельности в доу
1.Функции управления, их взаимосвязь
Сущность управления выражается через его функции (от лат. functio — исполнение), в которых определен круг деятельности, ее содержание, ее виды, назначение, роль. Другими словами, процесс управления — это последовательное выполнение определенных видов деятельности (функции).
Функция — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разновидностью, определенностью, сложностью и стабильностью.
Впервые функции управления были выделены А.Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся.
В 1922 г. издан фундаментальный труд М.Х. Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури «Основы менеджмента». Менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях, т.е. в организациях людей. Возникли новые области научного знания: «менеджмент в строительстве», «менеджмент в образовании» и т.д.
В современной научной литературе существует множество различных классификационных схем функционального состава управления. В работах В.Г. Афанасьева, А.И. Китова, Ю.А. Конаржевского, Б.Ф. Ломова, Р.Х. Шакурова, В.А. Якунина и др. выделяются следующие виды управленческой деятельности:постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция).
В теории менеджмента выделяются в основном следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Применяя метод наложения на обобщенный состав функций, выделяемых специалистами общественной науки, и сопоставляя их с составом принятых в менеджменте, можно отметить в составе наличие общих функций (постановка цели, планирование, организация, контроль) и функций, которые специфичны, например, регулирование, мотивация, стимулирование.
П.И. Третьяковым определен состав функций управления педагогическими системами с позиции двойного подхода и установлена их взаимосвязь и последовательность, поэтапная смена друг друга, которая и образует единый управленческий цикл. Двойной подход предполагает взаимосвязь различных функций деятельности руководителя. Например, заведующая ДОУ не только планирует работу учреждения, но и прогнозирует возможный результат (планово-прогностическая функция); не только собирает и систематизирует информацию, но и анализирует ее (информационно-аналитическая функция); цели обязательно диктуются мотивом деятельности (мотивационно-целевая функция) и т.д.
Среди
этих функций управления как видов
деятельности системообразующим фактором
является цель. Под влиянием мотивов
и цели формируется информационно-
Например. Для реализации организационной
функции — проведения педагогического
совета — руководителю необходимо провести
следующую работу: сформулировать основную цель (например, «выявить состояние
экологического воспитания детей»); при
помощи контроля изучить состояние воспитательно-образовательного
процесса в группах; получить и проанализировать ин
Таким образом, все функции управленческой деятельности, объединяясь в единый цикл, сменяя друг друга, образуют цепочку: цель —> план —> деятельность —> реальный результат —> рефлексия1.
Рассмотрим сущность каждой из выделенных функций и определим направления их более эффективной реализации в управлении дошкольным образовательным учреждением.
Обновление
управления дошкольным образовательным
учреждением прежде всего связывается
с формированием системы
Управление осуществляется на информационной основе. Руководители ДОУ должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.
Анализ
состояния информационного
В этой несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главное звено — ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.
Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения.
Вся
информация подразделяется на внешнюю
и внутреннюю. Чтобы учреждение развивалось
и отвечало требованиям времени,
руководитель должен постоянно быть
информирован о новых исследованиях
в педагогике, психологии, методиках,
о новых программах и технологиях
в системе дошкольного
К внутренней информации относятся сведения о состоянии и результатах деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников, сведения о педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинском обслуживании; сведения о внешних связях с другими организациями. Очень важно предъявлять к информации высокие требования, она должна быть максимально полной и предельно краткой. Объем и содержание информации зависят от целей ДОУ, его вида, уровня квалификации руководителя. Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую и итоговую). Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, в воспитательно-образовательном процессе. Это те данные, которые нужны руководителю, чтобы оценить работу учреждения за день, неделю, месяц, полугодие.
Стратегическая информация — это данные об итогах учебного года, аттестации педагогических кадров, аттестации и аккредитации всего дошкольного учреждения, о выполнении программы развития, приказов, инструкций и др.
Рассматривая процесс управления дошкольным учреждением с позиции содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме это будет процесс анализа информации. Технология состоит из трех этапов: сбор информации, ее анализ и принятие решений.
Анализ — это метод научного
исследования путем разложения предмета
на составные части или мысленного
расчленения объекта
Анализ результатов. Любая проблема обнаруживает себя как несоответствие «того, что есть» «тому, что требуется». Поэтому сначала следует ответить на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы детского сада?» Эти требования задаются в социальном заказе дошкольному учреждению (дети, родители, педагоги, школа, население, производство, орган управления).
Затем требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности, выделяются пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность проблем для решения.
Анализ воспитательно-образовательного процесса. Продолжая анализ проблем, необходимо дать конкретные ответы на вопрос, из-за каких недостатков воспитательно-образовательного процесса существует расхождение результатов и требований программы (или социального заказа), и указать степень несоответствия («сильно», «средне», «слабо»).
Анализ условий. Здесь предполагается ответить на вопрос: «Недостатки каких условий являются причинами дефектов воспитательно-образовательного процесса?» (Кадры, научно-методическое обеспечение, материальная база и т.д.)
Завершая анализ, необходимо выделить перечень недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.
Для
создания целостной системы
Формирование
системы информационного
1. Блок — Здоровье и здоровый образ жизни.
2.
Блок — Воспитание и
3. Блок — Готовность ребенка к обучению в школе.
4.
Блок — Научно-методическое
5. Блок — Работа с кадрами.
6.
Блок — Взаимодействие
7.
Блок — Преемственность в
8.
Блок — Материально-
Она
рассматривается с позиций
Имеется множество определений понятия «цель». Одним из ее признаков является образ будущего результата, который может быть представлен в виде моделей, понятий, суждений, умозаключений. Образ будущего результата становится целью только тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть или приблизиться к результату. Таким образом, наличие потребности в достижении будущего результата и стремлении к нему является еще одним признаком понятия «цель».
Итак, цель — это осознанный желаемый результат.
Считается, что выбор цели — наиболее творческая часть управления. По источнику и способу образования как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организационной системы цели могут быть либо внутренними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Для педагогических систем цели задаются обществом.
Внешние и внутренние цели различаются между собой способом связи с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающими субъекта к достижению этих целей.
Между целями и потребностями (мотивами) существует связь: цель или выбирает мотив, или мотивы трансформируются в цели. Поэтому данную функциональную стадию называют мотивационно-целевой.
П.В. Худоминским разработана структура целей, в состав которой входят: цель-потребность (для чего это нужно), цель-прогресс (пути получения нужного результата), цель-ресурс (наличие материальных возможностей для получения требуемого результата), цель технологическая, цель-ограничение (определение границ возможного использования прогнозируемого результата) и конечная цель (конечный продукт). Структура целей предназначена не только для постановки задач, но и для оценки хода их реализации в любой заданный момент времени — от выдвижения идеи до получения конкретного результата. Важно разграничить понятия «цель», «задача», «идеал». Под задачей имеют в виду реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Под идеалом имеется в виду совершенный результат деятельности, к которому стремится коллектив в соответствии с целями программы развития учреждения и которые отвечают потребностям и социальному заказу общества.
За
процессом целеобразования
Информация о работе Сущность и цель, функции организации управления деятельности в доу