Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:07, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение сущности предприятия, его функций и форм.
Для достижения поставленной цели в процессе написания курсовой работы были решены следующие задачи:
Определена сущность предприятия и процесс изменения предприятий в ХХ веке;
Описаны цели и функции предприятий;
Изучена классификация предприятий;
Рассмотрено понятие эффекта масштаба;
Определены причины возникновения положительного и отрицательного эффекта масшатаба;
Описаны современные формы существования крупных и мелких предприятий.
Введение 3
1. Экономическая сущность предприятия 5
1.1. Понятие и сущность предприятия 5
1.2. Цели и функции предприятия 8
1.3. Классификация предприятий 12
2.Эффективность отдачи от масштабов производства 19
2.1. Понятие эффекта масштаба 19
2.2. Причины возникновения положительного и отрицательного эффекта масштаба 21
3. Современные формы крупных и мелких предприятий 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Содержание
Введение 3
1. Экономическая сущность предприятия 5
1.1. Понятие и сущность предприятия 5
1.2. Цели и функции предприятия 8
1.3. Классификация предприятий 12
2.Эффективность отдачи от масштабов производства 19
2.1. Понятие эффекта масштаба 19
2.2. Причины возникновения положительного и отрицательного эффекта масштаба 21
3. Современные формы крупных и мелких предприятий 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
В хозяйственной
практике понятия «предприятие»
и «фирма» имеют некоторое
отличие. Предприятие выражает технологические
и организационные аспекты
В развитой рыночной экономике предприятия разнообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых разнообразных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д. В зависимости от размера выделяют мельчайшие, основанные на личном труде товаропроизводителя; мелкие, средние и крупные.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности предприятия, его функций и форм.
Для достижения поставленной цели в процессе написания курсовой работы были решены следующие задачи:
Структура работы следующая: введение, основная часть, состоящая из трех разделов, заключение, список использованной литературы.
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с предприятиями. Именно в предприятиях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках предприятий повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет предприятий без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с предприятиями.
Предприятие
— сложный организм. В нем переплетаются
и уживаются интересы личности и
групп, стимулы и ограничения, жесткая
технология и инновации, безусловная
дисциплина и свободное творчество,
нормативные требования и неформальные
инициативы. У предприятий есть свой
облик, культура, традиции и репутация.
Они уверенно развиваются, когда
имеют обоснованную стратегию и
эффективно используют ресурсы. Они
перестраиваются, когда перестают
отвечать избранным целям. Они погибают,
когда оказываются неспособными
выполнять свои задачи. Не понимая
сущности предприятий и закономерностей
их развития, нельзя ни управлять ими,
ни эффективно использовать их потенциал,
ни осваивать современные
Трудно
переоценить значение научного обоснования
всех сторон функционирования предприятия
в условиях современной России, когда
происходит радикальная смена социально-
Можно проследить
три фазы фундаментальных изменений
в предприятиях в XX веке. Первая фаза
— отделение управленческих функций
(капитала-функции) от капитала-собственности
и превращение управления в профессию.
Вторая фаза — появление, начиная
с 1920-х годов, командно-административных
организаций с вертикальной соподчиненностью
и высоким уровнем
На пороге
XXI века совершается переход от организационной
рационализации, основанной преимущественно
на накопленном опыте, к всестороннему
применению современных информационных
сетей и компьютерных систем. Получают
развитие процессы интеграции в управлении
(образование ассоциативных
Сущность
предприятий не может быть сведена
лишь к формальным структурам или
потокам информации, к механическим
взаимодействиям или исполнению
команд. Упрощенный подход к функционированию
предприятий, однобокость в интерпретации
их базисных элементов и свойств
не позволяют в полной мере использовать
их потенциал. Наряду с традиционными
экономическими критериями оценки деятельности
предприятий, основанными на измерении
эффективности использования
В преддверии XXI века появились признаки нового прорыва. На первый взгляд кажется парадоксальным, но кооперация и сотрудничество вытесняют конкуренцию, дают гораздо более весомые стратегические преимущества, чем конкурентная борьба. Расширяются рыночные ниши и востребованность малых и средних форм предпринимательства — гибких, чутко реагирующих на изменения потребительского спроса. Появляются новые формы предприятий крупномасштабного производства и распределения, - стратегические альянсы, виртуальные, сетевые, круговые, обучающиеся, интеллектуальные, глобальные организации. В условиях стремительного развития техники и технологии производства, динамичных изменений потребительских свойств продуктов и услуг, беспрецедентного роста коммуникаций и взаимозависимостей в управлении принципиальную важность приобретает стремление к организационным переменам и инновациям как к возможности препятствовать застою и обеспечивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Главным источником всех этих возможностей становятся управление, деятельность, компетентность и предприимчивость руководителей. Создавать условия для этого должна рационально построенное современное предприятие.4
Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.
Конечной целью деятельности предприятия является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.
В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками предприятия прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.5
Цикл жизни предприятия — это определенный пери од времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли.
Первая стадия характеризуй собственно процесс создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии — выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж.
На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков.
На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка — борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.
На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.
Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результатов краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.
Процветающее предприятие — это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия, владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики inn адресованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.
Создание
ценностей — это функция