Сущность, цели, задачи и функции управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать теоретические и практические особенности управления персоналом в коммерческом банке и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Рабочей гипотезой исследования является следующее предположение: правильно построенная работа с персоналом является залогом эффективной деятельности организации в целом. Это связано с необходимостью как совершенствованием существующей системы управления кадрами, так и необходимостью разработки рекомендаций для дальнейшего развития направления работы с кадровым резервом, поскольку все большее значение приобретает вопрос об эффективной деятельности Кадровых служб на предприятии.

Работа содержит 1 файл

ВСЯ РАБОТА (Восстановлен).doc

— 431.00 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы разработки системы управления персоналом обусловлена  все повышающимся интересом к  управлению персоналом современных  российских предприятий. Фактор эффективного функционирования системы управления персоналом предприятия становится определяющим в конкурентной борьбе  [29].

До последнего времени само понятие "управление персоналом" в нашей  управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и  социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений [19].

В современных экономических условиях предприятиям приходится работать в  условиях постоянно меняющейся внешней  среды, поэтому деятельность по совершенствованию системы управления персоналом должна носить комплексный и непрерывный характер. Это способствует повышению адаптивных качеств системы управления персоналом и эффективности производства в целом.

За прошедшее десятилетие  большинство руководителей предприятий осознали необходимость управлять по-новому, не командными методами, а вдумчиво подходя к построению и развитию системы управления персоналом. Именно эти ростки грамотного подхода к управлению персоналом и предприятия в целом могут стать основой для его дальнейшего развития [18].

Процесс управления человеческими  ресурсами на предприятии будет  эффективен лишь в том случае, когда  имеется стратегия, а также взаимосвязь  между стратегией, политикой и  системой управления. При этом важно, чтобы цели были поставлены правильно и система управления человеческими ресурсами выстроена таким образом, чтобы работать на достижение этой цели [28].

Правильно и эффективно руководить персоналом предприятия, основываясь  исключительно на интуиции, в настоящее время невозможно. А в быстрорастущей организации количество и сложность проблем увеличиваются буквально в геометрической прогрессии. Причем эффективное управление персоналом обходится дороже именно крупному предприятию, поскольку в этом случае даже незначительные на первый взгляд потери из-за нерационального управления оказываются, весьма существенными в силу огромных финансовых и товарных оборотов [8].

Укрупненно можно выделить три  фактора, оказывающих воздействие  на людей в организации.

Первый - иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношения "власти - подчинения", давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй - культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий - рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия - понятия  достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.

В этой связи разработка системы  должна основываться на концепции управления персоналом, которая представляет собой  систему теоретико-методологических взглядов на понимание и определение  сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно - практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций.

Концепция включает разработку методологии  управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время  составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных  установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией [19].

Ведь персонал является неотъемлемой частью любой организации, так как  организация представляет собой  взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, так как "всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов"[32].

 В качестве объекта исследования  выбрана организация ОАО АКБ  «Стелла-Банк».

Предмет исследования - система управления персоналом организации.

Цель исследования – исследовать  теоретические и практические особенности  управления персоналом в коммерческом банке и разработать рекомендации по ее совершенствованию.

Рабочей гипотезой исследования является следующее предположение: правильно построенная работа с персоналом является залогом эффективной деятельности организации в целом. Это связано с необходимостью как совершенствованием существующей системы управления кадрами, так и необходимостью разработки рекомендаций для дальнейшего развития направления работы с кадровым резервом, поскольку все большее значение приобретает вопрос об эффективной деятельности Кадровых служб на предприятии.

Для достижения указанной цели требуется  решить следующие задачи:

  • исследовать теоретические основы управления персоналом;
  • произвести анализ состояния управления персоналом ОАО АКБ «Стелла-Банк»;
  • разработать рекомендации для совершенствования управления персоналом в ОАО АКБ «Стелла-Банк».

Информационную базу написания  ВКР составили монографии, учебники: А.И. Васильченко, Б.Н. Герасимова, В.И. Гончарова, В.А. Дятлова, А.П. Егоршина, Н.И. Кабушкина и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

    1.  Сущность, цели, задачи и функции управления персоналом

 

Управление персоналом - часть менеджмента, связанная с трудовыми ресурсами  предприятия и их отношениями  внутри фирмы.

Управление персоналом является стратегической функцией и предполагает: разработку кадровой стратегии, подбор персонала  исходя из философии предприятия, поощрение коллективных усилий, направленных на развитие предприятия, стимулирование с учетом качества индивидуальной деятельности, минимизацию трудовых споров и создание положительного социально-психологического климата на рабочих местах [10, с. 31].

Система работы с персоналом представляет собой совокупность принципов и  методов управления кадрами и  состоит из пяти взаимосвязанных  элементов:

  • кадровой политики (определяет генеральную линию и принципиальные установки в стратегии работы с персоналом);
  • подбора персонала (преследует цели заполнения вакантных рабочих мест и формирования резерва кадров);
  • оценки персонала (производится для определения соответствия кандидата на вакантную должность или сотрудника по занимаемой должности);
  • расстановки кадров (должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из индивидуального потенциала сотрудников, планируемой служебной карьеры, целей и задач организации);
  • обучения персонала (позволяет обеспечить соответствие уровня профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления).

Управление персоналом базируется на следующих исходных положениях:

1)  необходимость тесной связи  планирования персонала со стратегией  развития организации (фирмы);

2)  количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства;

3)  определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда.

Руководство персоналом как функция  управления призвана объединять, координировать, увязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое.

Структура управления персоналом включает в себя следующие направления  деятельности:

    • планирование ресурсов – разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат;
    • набор персонала – создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
    • отбор – оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
    • определение заработной платы и компенсации – разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала;
    • профориентация и адаптация – введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;
    • обучение – разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения;
    • оценка трудовой деятельности – разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;
    • повышение, понижение, перевод, увольнение – разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
    • подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе –разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров;
    • трудовые отношения – осуществление переговоров по заключению коллективных договоров;
    • занятость – разработка программ обеспечения равных возможностей занятости [15, с. 53-54].

Обеспечение гарантий занятости для  персонала делает любую фирму  более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, создания условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.

Формирование системы управления персоналом предполагает, прежде всего, построение «дерева целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей предприятия (организации, фирмы).

Целями управления персонала предприятия (организации) являются:

    • повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
    • повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли;
  • обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких  задач, как:

    • обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
    • достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
    • полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
    • обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивации, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
    • закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
    • обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
    • согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
    • повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора оптимальных технологий и методов работы с людьми.

Управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает: определение целей и основных направлений работы с персоналом; определение средств, форм и методов  осуществления поставленных целей; организацию работы по выполнению принятых решений; координацию и контроль выполнения намеченных мероприятий; постоянное совершенствование системы работы с персоналом [10, с. 39].

Когда общая стратегия организации  осознана, становится возможным установить индивидуальные функции управления персоналом, которые будут совмещаться с этой стратегией наилучшим образом. 

Информация о работе Сущность, цели, задачи и функции управления персоналом