Цели, формы организации и функции центральных банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неинфляционного развития экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
Цели, формы организации и функции центральных банков…………….............5
Цели и задачи организации центральных банков……………………….………….5
Формы организации ЦБ………………………………………………….…………...8
Функции центральных банков……………………………………………................9
Пассивные операции центральных банков……………………………………...14
Активные операции центральных банков…………………………………….…16
Заключение ………………………………………………………………..................18
Тестовые задания…………………………………………………………………….19
Задача…………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

К.р(1).docx

— 49.11 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………………

  1. Цели, формы организации и функции центральных банков…………….............5

Цели и задачи организации центральных  банков……………………….………….5

Формы организации ЦБ………………………………………………….…………...8

Функции центральных банков……………………………………………................9

  1. Пассивные операции центральных банков……………………………………...14
  2. Активные операции центральных банков…………………………………….…16

Заключение ………………………………………………………………..................18

Тестовые задания…………………………………………………………………….19

Задача…………………………………………………………………………………20

Список использованной литературы……………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

Введение

 

Ядро  любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.

Центральный банк - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неинфляционного развития экономики. Центральный банк в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. [1, с. 26-28]

Активами центрального банка являются:

1) золото, иностранная валюта, СДР, резервная  позиция в Международном валютном фонде;

2) купленные  центральным банком государственные  ценные бумаги (прежде всего казначейские векселя и облигации), которые являются долговыми обязательствами правительства;

3) ссуды,  предоставленные центральным банком  коммерческим банкам;

4) учтенные векселя и другие статьи.

В большинстве  случаев его капитал принадлежит  государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. [1, с. 98]

Исходя из выше изложенного, определена тема нашей контрольной работы: «Центральные банки: формы организации, цели, функции и операции».

Актуальность темы заключается  в том, что именно центральный  банк является главным звеном банковской системы любого государства. Он выступает посредником между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Центральный банк является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Цель работы – раскрыть роль центрального банка в экономике страны, его основные функции и операции.

Задачи контрольной работы соответствуют  раскрытию ответов на следующие  вопросы:

  1. Цели, формы организации и функции центральных банков.
  2. Пассивные операции центральных банков.
  3. Активные операции центральных банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический вопрос:

Цели, формы организации и функции центральных банков.

Цели и задачи организации  центральных банков.

 

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. Для  регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Такое право было закреплено исключительно за эмиссионными банками.

Так сложилась двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного центрального эмиссионного банка. В Англии – это Английский банк, во Франции – Французский банк, в США со времени издания федерального акта в 1913 году функционируют двенадцать федеральных резервных банков, входящих в единую Федеральную резервную систему США, в РФ – Центральный Банк России (Банк России). [3, с. 45]

Эмиссионные банки играют особую роль в кредитной системе каждой страны, осуществляющей рыночные преобразования. В самом названии центрального банка, как мне кажется, отражается роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы, он становится важным инструментом регулирования экономики.

Центральные банки развитых стран  классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся  сложившиеся взаимоотношения между  центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

• участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;

• процедура назначения (выбора) руководства банка;

• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. [4, с. 42]

Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.

Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка. [4, c.78]

От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.

Наиболее низкой степенью независимости  от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.

В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко  установлена возможность государственных  органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.

Несколько на более высокой ступени  независимости находятся центральные  банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

Центральные банки ФРГ и Швейцарии  являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов. [8, c. 344]

Формы организации  ЦБ.

Формы организации  ЦБ с точки зрения собственности  на капитал ЦБ бывают:

  • государственные – капитал которых принадлежит государству (в Германии, Великобритании, Франции, России)
  • акционерные (США, Италия);
  • смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия).

Некоторые ЦБ были сразу образованы в качестве государственных (к ним относится Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник – Рейхсбанк (1875 г.), а также созданный в 1990 г. Центральный банк РФ (Банк России), равно как и созданный в 1860г.); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (например, Банк Англии (1694 г.), Банк Франции (1800 г.)). Самым ярким представителем акционерных центральных банков является ФРС США, учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор. Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55 % уставного капитала банка принадлежит государству. [11, c. 243]

Но независимо от того, принадлежит ли капитал  ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его экономической политики.

Однако  тесные связи ЦБ с государством не означают, что последнее может  безгранично влиять на его политику. ЦБ независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, ЦБ распоряжается им как собственник. Степень независимости ЦБ от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные министерству финансов. Таких банков большинство. Определенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы ЦБ для покрытия бюджетного дефицита. В 80-90-е годы тенденция независимости ЦБ от правительства усилилась. [11, c. 247]

В то же время независимость ЦБ носит  относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты и банка и государственного органа.

Информация о работе Цели, формы организации и функции центральных банков