Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
- провести анализ методов и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся
1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса
1.2 Значение познавательного интереса в обучении
1.3 Уровни познавательного интереса как мотива учебной деятельности

2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся
2.2 Приёмы стимулирования учебно-познавательной активности учащихся
2.3 Средства активизации обучения школьников

3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы
3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников
3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая стимулирование познавательной деятельности.docx

— 103.66 Кб (Скачать)

 

Приложение А


 

 

 

 



 

 



 



 Рисунок 1. Модель построения проекта активизации познавательной деятельности учащихся


 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Содержание программы

Развитие познавательных интересов

 

Содержание деятельности

Формы и методы

Методическое сопровождение

1

Формирование общеучебных компетенций

Внеклассное мероприятие «Путешествие по литературным произведениям»

Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе. – с. 75-77

2

Развивать логическое и творческое мышление

Изложение с элементами сочинения 

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 25-26

3

Развивать творческое мышление

Домашняя работа по русскому языку

Богданова Г. А. Уроки русского языка  в 9 классе, с.35-37

4

 Развитие критического мышления

Виды придаточных предложений

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 68-70

5

Развивать творческие и познавательные интересы

Урок-задание – Развитие творческих и познавательных интересов на тему: «Работа над ошибками» 

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 80-83

6

Развивать познавательный интерес  к истории России

Урок-праздник "Ради жизни на земле"

Орехова Г.А.Эхо военных лет, с. 135-141

7

Формировать интерес к чтению и  изучению литературы

Уроки на свободные темы

урок–диспут

урок рекомендации произведения

урок–спектакль

урок–интервью

урок–эссе

интегрированный урок

урок–конференция и т. д.

 

Формы проведения читательских конференций  могут быть разными:

турнир литературных героев,

театр миниатюр,

литературный ринг,

литературная гостиная писателя,

литературная встреча.

Ганженко М.Б., Аристова М.А Конспекты  уроков для учителя литературы: 7-8 классы: Литература XIX-XX вв.

 

 

 

 

Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Внеклассные мероприятия

8

Развитие ценностных ориентаций учащихся в школе

Тест К чему я стремлюсь в  жизни

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности  современных детей и подростков

9

На развитие личности подростка

Тест Автобиография будущего

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности  современных детей и подростков

10

Развитие познавательных интересов

Опросник «Портрет идеального ребенка»

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности  современных детей и подростков

11

Классическая музыка

Лунная соната (Бетховен)

Ballade pour Adeline

A comme Amour

К Элизе (Бетховен)

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман


 

 

Приложение В

 

 

1. Метод «Орфографическая эстафета»

 

Метод позволяет:

• развить умение работы в группе;

• развить логическое мышление и память;

• удовлетворить потребность  учащихся в желании двигаться.

 

Подготовка и  проведение

Текст диктанта, написанный в нескольких экземплярах или  на одной переносной доске, вывешивают на стене в фойе учебного заведения  на расстоянии 1-2 метров от учебной аудитории.

«Орфографическая эстафета»  проходит в несколько этапов.

1. Педагог делит учащихся  на группы по 3-4 человека и предлагает

в каждой группе определить роль:

• «курьеров» (Один-два каждой группе). «Курьеры» стараются запомнить  как можно больше текста, не делая  никаких записей. Причем, «курьер» может  только один раз побывать у доски;

• «писателя» (один в каждой группе). Задача «писателей» - записать текст, продиктованный «курьером»;

• «корректора» (один в каждой группе). «Корректоры» после записи текста «писателем» проверяют его  и исправляют ошибки, сравнивая текст  диктанта, написанный «писателем», с  оригиналом.

2. Каждая группа получает  лист бумаги (формат А4), две ручки  с разным цветом пасты.

3. Педагог дает задание  группам: безошибочно переписать  текст диктанта. По сигналу педагога  учащиеся начинают эстафету.

4. По окончании работы  группа отдает текст педагогу.

 

Материальное  обеспечение: листы бумаги (формат А4) по количеству малых групп (плюс небольшой запас); листы с текстом диктанта; доска (по возможности), скотч, ручки с разным цветом пасты.

 

На что следует  обратить внимание:

• количество предложений (например, 3-4 для начальной школы) и их сложность  определяется педагогом в зависимости  от возраста учащихся.

 

2. Метод «Карусель»

 

Метод позволяет:

• сочетать работу в парах  и малых группах;

• обсудить несколько вопросов.

 

Подготовка и  проведение

Педагог готовит несколько  вопросов для обсуждения, делит учащихся на две равные группы. Учащиеся садятся  друг напротив друга, образуя два  круга, как показано на рисунке:

 

 

Рис.: размещение групп учащихся:

●- первая группа; ○ - вторая группа

Таким образом, у каждого  учащегося есть партнер для общения.

Далее работа проходит в  несколько этапов.

1. Педагог рассказывает  о порядке работы, зачитывает  первый вопрос и дает минуту  на обдумывание.

2. Затем в течение 3 минут учащиеся в парах дискутируют,  обсуждают вопрос, совместно ищут  на него ответ.

3. По истечении 3 минут  педагог предлагает учащимся  внешнего круга переместиться  на один стул по ходу часовой  стрелки и образовать новые  пары. Учащиеся на этот раз  без минутного обдумывания обсуждают  этот же вопрос с новым партнером.

4. Через 3 минуты педагог  просит учащихся внутреннего  круга поменять свое место.  Они двигаются против хода  часовой стрелки. Вновь образуются  новые пары.

5. Зачитывается новый  вопрос, дается минута на обдумывание,  и учащиеся в течение 3 минут  ищут ответ.

6. Далее повторяются пункты 3, 4 и 5 до тех пор, пока не  закончатся вопросы для обсуждения.

7. После обсуждения всех  вопросов педагог делит учащихся  на новые группы, для того чтобы  сформулировать и записать на  листах бумаги (формат А1) общий  ответ на поставленный вопрос. Одна группа получает один  вопрос.

8. Педагог организует  представление итогов работы  малых групп.

Материальное  обеспечение: бумага (формат А1) по количеству малых групп, маркеры, скотч.

На что следует  обратить внимание:

• количество вопросов не должно превышать трех-четырех.

3. Метод «Угадай»

 

Метод позволяет:

• развивать логическое мышление;

• совершенствовать умение задавать вопросы;

• пополнять терминологический  словарь учащихся по предметам;

• совершенствовать навыки работы в группе.

 

Подготовка и  проведение

Педагог подбирает 3-4 термина, исходя из темы занятия или тематического  блока, записывает термины на непрозрачных карточках (на одной карточке - один термин). Размеры карточек приблизительно равны половине листа бумаги (формат А4).

Затем он делит группу на малые группы, учитывая, что количество групп должно соответствовать числу  выбранных терминов; в составе  каждой группы не должно быть более  восьми человек.

Группы размещаются в  форме «Дискуссионного клуба»

Далее педагог очерчивает то тематическое поле, в котором  лежат выбранные термины, и расставляет  карточки с написанными на них  терминами рядом с каждой группой  таким образом, чтобы группа не могла  видеть своего термина, а остальным  он был хорошо виден.

Группам в течение пяти минут предлагается составить пять вопросов, которые позволят группе определить свой термин и которые  должны относиться к «разряду закрытых» (ответ может быть только «да» или  «нет»).

Группа имеет право  задать сразу только один вопрос, предварительно определив группу, которая будет  на него отвечать. В зависимости  от полученного ответа, группа может  менять вопросы.

Если группа не определила свой термин, задав все пять вопросов, педагог предлагает остальным группам  помочь ей дать определение термина, прямо не указывая на него (это могут  быть ассоциации, сравнения и т. п.). Затем группе дается еще одна попытка.

 

Вариант. Учащимся каждой группы можно предложить самостоятельно выбрать один термин для другой группы.

 

Материальное  обеспечение: листы бумаги (формат А4) с написанными на них терминами.

 

На что следует  обратить внимание:

• педагогу необходимо четко  следить за последовательностью  и количеством заданных вопросов;

• учащиеся могут фиксировать  все этапы работы в тетради  и по окончании метода проанализировать свою деятельность.

 


Информация о работе Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения