Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
- провести анализ методов и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся
1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса
1.2 Значение познавательного интереса в обучении
1.3 Уровни познавательного интереса как мотива учебной деятельности

2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся
2.2 Приёмы стимулирования учебно-познавательной активности учащихся
2.3 Средства активизации обучения школьников

3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы
3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников
3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая стимулирование познавательной деятельности.docx

— 103.66 Кб (Скачать)

Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. (Приложение А)

Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание  недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Признаки, характеризующие  самостоятельную работу:

    • наличие цели самостоятельной работы,
    • наличие конкретного задания,
    • четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы,
    • определение формы проверки результата самостоятельной работы,
    • обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Основные требования к  содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:

  1. Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;
  2. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;
  3. В работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика.

Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые  личностные качества.

Задача ученика – учить  и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера  и личности.

Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются степенью активности учащихся [14, c. 32].

Первая из них предполагает жесткую регламентацию деятельности учащихся, подается ему в готовом  виде. Сюда относится обучение на основе алгоритмов.

Другая форма управления – направление учащихся не решение  поисковых задач, постановки перед  ними задач проблемного типа.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач  порождает у них интерес и  тем самым необходимую учебную  мотивацию.

Анализ путей стимулирования познавательной активности в современной  школе, позволил выделить несколько  направлений:

- становление учащегося как субъекта учебной деятельности;

- диалогизация учебного процесса;

- личностно-ориентированно взаимодействие;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- показ значимости и ценности содержания учебного материала;

- установление меж - и внутри предметных связей;

- привлечение занимательности; использование методов проблемного обучения;

- самостоятельная работа учащихся;

- связь с их личным опытом; создание доброжелательной обстановки в классе; организация ситуации успеха;

- педагогический оптимизм, вера учителя в познавательные возможности своих учеников.

Более дифференцированы уровни познавательной деятельности и намечены пути ее активизации в исследовании Е.В. Коротаевой. [13, c. 156]

Для учащихся, имеющих нулевой  уровень познавательной активности – пассивных, с трудом включающихся в работу, привычных к постоянному  давлению со стороны педагога, необходимо  создать доброжелательную атмосферу, снять страх перед неправильным ответом.

Относительно – активный уровень характеризуется  проявлением  заинтересованности лишь в определенных ситуациях, связанных с привлекательностью содержания материала иди формы  преподавания. В обучении школьников, имеющих исполнительно – активный уровень, целесообразно применять  проблемные задачи, ролевые игры, стимулирующие  их активность. Высшим уровнем проявления активности в познавательной деятельности является творческий.

Однако, возможности целенаправленного  освоения операций мыслительной деятельности в современных условиях реализуются  не полностью. Основная причина заключается  в том, что достижение определенных результатов в обучении не всегда оказывает достаточное влияние  на умственное развитие школьников. Учащиеся накапливают определенный запас  знаний и навыков, но не умеют продуктивно  их использовать. Следовательно, необходимы дальнейшие исследования для получения  количественных данных о позитивном влиянии изучения гуманитарных дисциплин  на умственное развитие, активизации  познавательной деятельности учащихся [13, c. 159].

Таким образом, элементами познавательной деятельности, которые ведут к её активизации, являются: эмоциональная деятельность  на уровне восприятия событий и формирования представлений; мыслительная деятельность, на уровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.

Познавательная деятельность в дидактике представляется в  виде следующего алгоритма: интерес  – воля – внимание – мысль  – поиск, конечным элементов которого  является поиск учащимся оптимального метода овладения знаниями. Познавательная деятельность по линии мысль –  поиск требует разработки конкретных методических средств, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности учащихся.

На современном этапе  в исследованиях сочетаются два  основных подхода: дидактический, в  котором основное внимание обращено к изучению деятельности учителя  и роли методических средств, и психологический, в котором исследуется познавательная деятельность самих учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей. Современная психолого–педагогическая теория считает познавательную деятельность ядром дидактики. Под организацией познавательной деятельности понимается система упорядоченных и последовательных действий учителя и учеников, обеспечивающих  создание дидактических условий, выполнения учебной работы и целенаправленное руководство этим процессом.

 

3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности  учащихся в учебном процессе средней школы

 

3.1 Методы стимулирования  учебно-познавательной активности  младших школьников

 

В обычной общеобразовательной  школе имеется значительное количество учащихся, требующих специального подхода  в процессе обучения. Это дети, которые  по состоянию здоровья, развитию физиологических  и психических функций находятся  в пограничной области между  нормой и патологией. Они составляют тот «резерв», из которого рекрутируются  отстающие и неуспевающие. Особую группу таких детей составляют интеллектуально  пассивные школьники. По некоторым  проявлениям они сходны с учащимися, имеющими отклонения в умственном развитии: они не проявляют любознательности, не активны,  не самостоятельны, требуют  дополнительного объяснения учебного материала и персонального внимания. Причины интеллектуальной пассивности  связаны как с  отклонениями в  развитии, так и с недостатками воспитания и обучения.

Неравнодушный  педагог, сталкиваясь с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых  детей, задается вопросом: как организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал  бы их желание учиться? Ответом на данный вопрос стала моя исследовательская  деятельность.

Цель исследования - выявление  наиболее эффективных  методов стимулирования учебной деятельности,  повышающих интерес и активность учащихся.

Задачи:

1.  Изучить психолого-педагогическую  литературу по теме исследования  с целью выявления методов  и приемов, стимулирующих учебно-познавательную  деятельность.

2. Раскрыть основные понятия:  метод,  методы обучения стимул, стимулирование

3. Выявить наиболее эффективные   методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся.

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. Считается, что методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Необходимое условие для  создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной  деятельности – это  возможность  проявить в учении умственную самостоятельность  и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.

Известно, что под стимулированием  в обучении понимается  побуждение учеников к активной учебной деятельности. Стимулирование связано с непосредственными  действиями педагога, который сознательно  влияет на учеников, вызывая у них  определенные мотивы учения. Любая  деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если при этом у личности имеются  сильные, яркие мотивы, вызывающие желание  действовать с полной отдачей  сил, преодолевать затруднения.

Чтобы выработать у школьников указанные мотивы учебной деятельности, педагог использует весь арсенал  методов обучения. Но стимул лишь тогда  становится реальной, побудительной  силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под  влиянием внешних стимулов, но и  под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей и  пр.

Методы стимулирования учебной  деятельности можно условно разделить  на большие группы: [2]

1. методы эмоционального  стимулирования;

2. методы развития познавательного  интереса;

3. методы формирования  ответственности и обязательности;

4. методы развития творческих  способностей и личных качеств  учащихся.

Ценным методом эмоционального стимулирования интереса к учению выступают  игры и игровые формы  организации познавательной деятельности. Тут  могут быть использованы, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного  материала. Так, для  отработки навыков устного счета на уроках математики подходят  игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в города») по принципу передачи права ответа по цепочке. В начальной школе игра может охватывать весь учебный день или отдельный урок. К примеру, сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам» героев сказки «Три поросенка» - Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа. После короткого приветствия и объяснения причины прихода каждый поросенок выбирает понравившийся ряд и вместе с учащимися, сидящими в этом ряду, начинает готовиться к строительству хижины или шалаша.  В ходе одного задания они могут рассчитать, сколько нужно кирпичей для крепкого дома, в другом - на каком расстоянии друг от друга нужно посадить вдоль дорожки кусты роз и т.д. Игра «Выбери три слова» (можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

 Цель: Проследить за  формированием орфографического  навыка с учетом этапа работы  над орфографией. 

 Подбор слов зависит  от изучаемых или пройденных  тем. 

 На 9 карточках записаны  девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга,  чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд,  склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. 

 Двое берут по очереди  карточки, выигрывает тот, у кого  первого окажутся три слова,  имеющую одинаковую орфограмму:

 I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона 

дубки

варенье

чучело 

съемка 

град 

ворота 

гриб 

ручьи

чум

подъем 

клад 

воробей


 

Игра «Клички» 

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и  грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

 Ход: Образуйте клички  животных от следующих слов:

 ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ,  ЗВЕЗДА 

 Составить предложения. 

 ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК,  РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА 

 Выделить ту часть  слова, которой вы воспользовались  при составлении кличек (суффикс,  окончание).

Эффективными  методами  развития познавательного интереса являются следующие методы: формирование   готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, стимулирование мотивации занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.

Метод формирование готовности восприятия учебного материала представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - учитель может раздать учащимся  по листу бумаги и попросить написать в течение 3 мин все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь  можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

Информация о работе Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения