Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:30, курсовая работа
Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
- провести анализ методов и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.
Введение
1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся
1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса
1.2 Значение познавательного интереса в обучении
1.3 Уровни познавательного интереса как мотива учебной деятельности
2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся
2.2 Приёмы стимулирования учебно-познавательной активности учащихся
2.3 Средства активизации обучения школьников
3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы
3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников
3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчивым. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влиянием множества путей (не только в учении, но и в занятии любимым делом в свободное время; не только учебная книга, но и множество средств массовых коммуникаций; не только учитель, но и родители, товарищи, знатоки своего дела). Любое из этих (и не названных здесь) обстоятельств может иметь сильное и особое воздействие на познавательный интерес школьников.
В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять.
Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.
В свою очередь неосознанный интерес порождает всеястность в выборе круга чтения, ТВ, занятий в часы досуга, что мало содействует укреплению доминирующих интересов и определившихся склонностей школьника.
Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Попытаемся разобраться в этом.
В познавательном интересе, как в своеобразной клетке развития, находит свое выражение ряд значительных для обучения и развития моментов.
1. В нем выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.
2. В нем наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающегося обучения.
3. Психологическая структура самого феномена «интерес».
4. Под его влиянием активизируется процесс познавательной деятельности, в целом, и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Активнее протекает восприятие, острее становятся наблюдения, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение [25, c. 112].
Таким образом, внутренняя сторона
учебного процесса, представленная познавательным
интересом, становится неиссякаемым источником,
который способствует и более
благоприятному, и более длительному,
и более продуктивному
1.1 Значение познавательного интереса в обучении
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И.Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку [12, c. 25].
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.
Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.
Общая теория интереса, разработанная в советский период психологами (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме. Понятие «интерес» не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека [1, 2, 22].
Истоки интереса лежат в общественной жизни.
В интересе выражено единство объективного и субъективного.
Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:
- обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
- возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;
- всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.
Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.
Исследования психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Поэтому, проблема интереса в обучении стоит по сей день.
Анализ психологической
структуры познавательного
Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно–эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере.
«Сделать учебный предмет
интересным, – писал А.Н. Леонтьев,
– это, значит, сделать действительным
или создать вновь определенный
мотив, а также создать
«Процесс формирования интересов, – отмечает Г.И. Щукина, – происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов» [28, c. 34].
За внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребенка.
Особое значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах деятельности.
1.3 Уровни познавательного интереса как мотива учебной деятельности
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.
Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний «– всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.
Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.
Значит, каждый из этих видов интереса может стать и этапом его развития. В одной области знаний интерес может существовать как эпизодический, в другой, возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения школьника.
У школьников одного и того
же класса познавательный интерес может
иметь равный уровень своего развития
и различный характер проявления,
обусловленных различным
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.
На этом уровне познавательный
интерес часто связан с решением
задач прикладного характера, в
которых школьника интересует не
столько принцип действия, сколько
механизм, при помощи которого оно
происходит. На этом уровне интерес
уже не находится на поверхности
отдельных фактов, но еще проникает
не настолько в сознание, чтобы
обнаружить закономерности. Этот уровень,
пожалуй, можно назвать стадией
описательства, в которой фиксация
внешних признаков и
Еще более высокий уровень
интереса составляет интерес школьника
к причинно–следственным
Интерес к учению может
быть относительно устойчив, и связан
с определенным кругом предметов, заданий.
Относительная устойчивость познавательного
интереса к определенной области
предметов и явлений позволяет
учителю опираться на имеющиеся
расположения учеников, использовать
их активность и постепенно укреплять
и развивать его как мотив
учения. Этот уровень устойчивости
познавательного интереса характерен
для большинства учащихся подростков,
в которых мотив
Информация о работе Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения