Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
- провести анализ методов и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся
1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса
1.2 Значение познавательного интереса в обучении
1.3 Уровни познавательного интереса как мотива учебной деятельности

2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся
2.2 Приёмы стимулирования учебно-познавательной активности учащихся
2.3 Средства активизации обучения школьников

3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы
3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников
3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая стимулирование познавательной деятельности.docx

— 103.66 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся

1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса

1.2 Значение познавательного интереса в обучении

1.3 Уровни познавательного  интереса как мотива учебной  деятельности

 

2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы

2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся

2.2 Приёмы стимулирования  учебно-познавательной активности учащихся

2.3 Средства активизации обучения школьников

 

3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы

3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников

3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников

 

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

3

 

 

6

6

9

14

 

 

18

 

18

19

23

 

 

27

 

27

 

33

 

36

38

41

 

 

 

 

 


 

 

Введение

 

Социальные и культурные изменения в обществе столь велики, что консерватизм школьной практики часто оказывается тормозом социального  развития и ограничивает возможности  выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстро меняющемся мире.

Школьное образование  может стать механизмом подготовки школьников к самостоятельной жизни  и их эффективной социализации при  условии владения выпускниками функциональной грамотностью и универсальными компетенциями: делать выбор в ситуации неопределенности, принимать ответственные решения, ставить цели собственной деятельности, ее планировать и организовывать, работать в команде, оценивать полученные результаты и т.п. Формирование этих компетенций во многом определяется учебно-познавательной активностью  школьников.

Анализ проблемы стимулирования учебно-познавательной активности личности в обучении показывает, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных учебных мероприятий, а создание дидактических и психологических  условий осмысленности учения, включения  в него учащегося на уровне как  интеллектуальной, так и социально-личностной активности.

Проблема формирования познавательного  интереса у учащихся рассматривалась  многими прогрессивными педагогами прошлого: Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервегом, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и другими.

От учащегося в процессе личностно-ориентированного обучения требуется не только понять, запомнить  и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять  их в практической деятельности. Чем  активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво  формироваться новые знания и  опыт, которые обеспечивают формирование личностного новообразования.

Результаты ряда исследований показывают, что проблема формирования и стимулирования учебно-познавательной активности может решаться средствами активных форм и методов обучения, которые выступают альтернативными  традиционному типу обучения.

В работах Б.П. Усинова, Ш.И. Гонелина, И.Я. Лержери, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина нашло  подтверждение, выдвинутое выдающимися  дидактами прошлого, требование активного усвоения знаний в процессе обучения, и доказано, что развитие активной и самостоятельной личности происходит в познавательной деятельности, при условии ее активизации.

Активные формы и методы обучения – это формы и методы, которые побуждают учащихся к  активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения  учебным материалом, способствуют приобретению универсальных умений (осуществлять системный анализ, самоконтроль, самооценку, самоопределение, общение и др.). Эта система методов направлена главным образом не на изложение  преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение  учащимися в готовом виде, а  на самостоятельное овладение школьниками  знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Появление и развитие активных форм и методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые  задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков  самостоятельного умственного труда. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку относительно долго, иногда в течение  всей его трудовой жизни, то в условиях научно-технического прогресса и  информационного роста их необходимо постоянно обновлять. Это может  быть достигнуто главным образом  путем самообразования, что требует  от человека учебно-познавательной активности и самостоятельности.

Объект исследования - учебная деятельность учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования – познавательная деятельность, пути ее стимулирования.

Цель исследования - выявление наиболее эффективных  методов стимулирования учебной деятельности,  повышающих интерес и активность учащихся.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.

- провести анализ методов  и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы

- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.

 

1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся

 

1.2 Психологические  предпосылки формирования познавательного  интереса

 

Интерес выступает перед  нами как:

- избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- мощный побудитель активной личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

- особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [ 21, c.81].

В школе объектом познавательного  интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.

В сферу познавательного  интереса включается не только приобретаемые  школьниками знания, но и процесс  овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать  необходимые способы познавания и содействующий постоянному  поступательному движению школьника.

Познавательный интерес  сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно  занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает  с ней жизненные планы.

Познавательный интерес  не всегда и не обязательно развивается  в склонности. Ценность его для  развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в  данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности [ 21, c. 86].

Элементы познавательной направленности имеют место в  любом интересе, потому, что, интересуясь  предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его  узнать, ознакомиться с ним.

Познавательный интерес  представляет собой сплав, важнейший  для развития личности, психических  процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

- активный поиск;

- догадка;

- исследовательский поиск;

- готовность к решению задачи.

Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:

- эмоции и удивления;

- чувство ожидания нового;

- чувство интеллектуальной радости;

- чувство успеха.

Интеллектуальное, волевая  и эмоциональная стороны, познавательного  интереса составляют не его части, а  единое, взаимосвязанное целое.

Важной особенностью познавательного  интереса является также и то, что  центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Познавательный интерес  – явление многообразное, поэтому  на процесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Познавательный интерес  выступает как ценнейший мотив  учебной деятельности.

Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, « жажда знаний « - всё это различные  выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит  познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к  процессу его познания [ 21, c. 88].

Формирование этой черты  личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия  находит выход в отвечающей его  интересу деятельности, которая благодаря  сильным внутренним побуждениям  повышает интенсивность всех психических  процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более  успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия  в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.

Значит, каждый из этих видов  интереса может стать и этапом его развития. В одной области  знаний интерес может существовать как эпизодический, в другой, возникнув  как устойчивый, угаснуть, стать  эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для  периода учения школьника.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может  иметь равный уровень своего развития и различный характер проявления, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального  развития.

Элементарным уровнем  познавательного интереса можно  считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным  явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Более высоким уровнем  его является интерес к познанию существенных свойств предметов  или явлений, составляющих более  глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в  которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще проникает не настолько в сознание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных стадиях. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточно теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались к дедуктивному, самостоятельному подходу в учении.

Еще более высокий уровень  интереса составляет интерес школьника  к причинно – следственным связям, к выявлению закономерностей, к  установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает, сопряжен с  элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых  и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне учебный процесс  ощутимо продвигается у ученика, который обнаруживает не только схватывание  общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаружить глубокий интерес к познанию закономерностей.

Интерес к учению может  быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. Относительная устойчивость познавательного  интереса к определенной области  предметов и явлений позволяет  учителю опираться на имеющиеся  расположения учеников, использовать их активность и постепенно укреплять  и развивать его как мотив  учения. Этот уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства учащихся подростков, в которых мотив познавательного  интереса как внутренний побудитель их учения еще не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней  стимуляции, идущей от средств учебного процесса. В этих случаях очень  важно разглядеть тенденцию его  устойчивости: преобладают ли у ученика  внутренний побудитель интереса, или  же он нуждается больше во внешних  стимулах [25, c. 102].

Информация о работе Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения