Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:30, курсовая работа
Цель исследования - выявление наиболее эффективных  методов стимулирования учебной деятельности,  повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
- провести анализ методов  и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.
Введение
 
1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся
1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса
1.2 Значение познавательного интереса в обучении
1.3 Уровни познавательного  интереса как мотива учебной  деятельности
 
2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся
2.2 Приёмы стимулирования  учебно-познавательной активности учащихся
2.3 Средства активизации обучения школьников
 
3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы
3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников
3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников
 
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Содержание
| Введение 
 1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся 1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса 1.2 Значение познавательного интереса в обучении 1.3 Уровни познавательного интереса как мотива учебной деятельности 
 2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы 2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся 2.2 Приёмы стимулирования учебно-познавательной активности учащихся 2.3 Средства активизации обучения школьников 
 3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы 3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников 3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников 
 Заключение Список использованной литературы Приложение 
 
 
 | 3 
 
 6 6 9 14 
 
 18 
 18 19 23 
 
 27 
 27 
 33 
 36 38 41 
 
 
 
 
 | 
 
Введение
Социальные и культурные изменения в обществе столь велики, что консерватизм школьной практики часто оказывается тормозом социального развития и ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстро меняющемся мире.
Школьное образование 
может стать механизмом подготовки 
школьников к самостоятельной жизни 
и их эффективной социализации при 
условии владения выпускниками функциональной 
грамотностью и универсальными компетенциями: 
делать выбор в ситуации неопределенности, 
принимать ответственные 
Анализ проблемы стимулирования 
учебно-познавательной активности личности 
в обучении показывает, что стратегическим 
направлением активизации обучения 
является не увеличение объема передаваемой 
информации, не усиление и увеличение 
числа контрольных учебных 
Проблема формирования познавательного интереса у учащихся рассматривалась многими прогрессивными педагогами прошлого: Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервегом, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и другими.
От учащегося в процессе личностно-ориентированного обучения требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности. Чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые знания и опыт, которые обеспечивают формирование личностного новообразования.
Результаты ряда исследований 
показывают, что проблема формирования 
и стимулирования учебно-познавательной 
активности может решаться средствами 
активных форм и методов обучения, 
которые выступают 
В работах Б.П. Усинова, Ш.И. Гонелина, И.Я. Лержери, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина нашло подтверждение, выдвинутое выдающимися дидактами прошлого, требование активного усвоения знаний в процессе обучения, и доказано, что развитие активной и самостоятельной личности происходит в познавательной деятельности, при условии ее активизации.
Активные формы и методы 
обучения – это формы и методы, 
которые побуждают учащихся к 
активной мыслительной и практической 
деятельности в процессе овладения 
учебным материалом, способствуют приобретению 
универсальных умений (осуществлять 
системный анализ, самоконтроль, самооценку, 
самоопределение, общение и др.). 
Эта система методов направлена 
главным образом не на изложение 
преподавателем готовых знаний, их 
запоминание и воспроизведение 
учащимися в готовом виде, а 
на самостоятельное овладение 
Появление и развитие активных форм и методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку относительно долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в условиях научно-технического прогресса и информационного роста их необходимо постоянно обновлять. Это может быть достигнуто главным образом путем самообразования, что требует от человека учебно-познавательной активности и самостоятельности.
Объект исследования - учебная деятельность учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования – познавательная деятельность, пути ее стимулирования.
Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
- провести анализ методов и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.
 
1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся
1.2 Психологические 
предпосылки формирования 
Интерес выступает перед нами как:
- избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
- тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
- мощный побудитель активной личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
- особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [ 21, c.81].
В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.
В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.
Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.
Познавательный интерес не всегда и не обязательно развивается в склонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности [ 21, c. 86].
Элементы познавательной направленности имеют место в любом интересе, потому, что, интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним.
Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский поиск;
- готовность к решению задачи.
Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:
- эмоции и удивления;
- чувство ожидания нового;
- чувство интеллектуальной радости;
- чувство успеха.
Интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.
Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому на процесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.
Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, « жажда знаний « - всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания [ 21, c. 88].
Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.
Значит, каждый из этих видов интереса может стать и этапом его развития. В одной области знаний интерес может существовать как эпизодический, в другой, возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения школьника.
У школьников одного и того 
же класса познавательный интерес может 
иметь равный уровень своего развития 
и различный характер проявления, 
обусловленных различным 
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.
На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще проникает не настолько в сознание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных стадиях. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточно теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались к дедуктивному, самостоятельному подходу в учении.
Еще более высокий уровень 
интереса составляет интерес школьника 
к причинно – следственным связям, 
к выявлению закономерностей, к 
установлению общих принципов явлений, 
действующих в различных 
Интерес к учению может 
быть относительно устойчив, и связан 
с определенным кругом предметов, заданий. 
Относительная устойчивость познавательного 
интереса к определенной области 
предметов и явлений позволяет 
учителю опираться на имеющиеся 
расположения учеников, использовать 
их активность и постепенно укреплять 
и развивать его как мотив 
учения. Этот уровень устойчивости 
познавательного интереса характерен 
для большинства учащихся подростков, 
в которых мотив 
Информация о работе Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения