Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:30, курсовая работа
Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
- провести анализ методов и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.
Введение
1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся
1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса
1.2 Значение познавательного интереса в обучении
1.3 Уровни познавательного интереса как мотива учебной деятельности
2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся
2.2 Приёмы стимулирования учебно-познавательной активности учащихся
2.3 Средства активизации обучения школьников
3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы
3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников
3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Содержание
Введение
1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся 1.1 Психолого-педагогические предпосылки формирования познавательного интереса 1.2 Значение познавательного интереса в обучении 1.3 Уровни познавательного интереса как мотива учебной деятельности
2 Пути и средства стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы 2.1 Цели и задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся 2.2 Приёмы стимулирования учебно-познавательной активности учащихся 2.3 Средства активизации обучения школьников
3 Применение методов и средств стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе средней школы 3.1 Методы стимулирования учебно-познавательной активности младших школьников 3.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников
Заключение Список использованной литературы Приложение
|
3
6 6 9 14
18
18 19 23
27
27
33
36 38 41
|
Введение
Социальные и культурные изменения в обществе столь велики, что консерватизм школьной практики часто оказывается тормозом социального развития и ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстро меняющемся мире.
Школьное образование
может стать механизмом подготовки
школьников к самостоятельной жизни
и их эффективной социализации при
условии владения выпускниками функциональной
грамотностью и универсальными компетенциями:
делать выбор в ситуации неопределенности,
принимать ответственные
Анализ проблемы стимулирования
учебно-познавательной активности личности
в обучении показывает, что стратегическим
направлением активизации обучения
является не увеличение объема передаваемой
информации, не усиление и увеличение
числа контрольных учебных
Проблема формирования познавательного интереса у учащихся рассматривалась многими прогрессивными педагогами прошлого: Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервегом, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и другими.
От учащегося в процессе личностно-ориентированного обучения требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности. Чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые знания и опыт, которые обеспечивают формирование личностного новообразования.
Результаты ряда исследований
показывают, что проблема формирования
и стимулирования учебно-познавательной
активности может решаться средствами
активных форм и методов обучения,
которые выступают
В работах Б.П. Усинова, Ш.И. Гонелина, И.Я. Лержери, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина нашло подтверждение, выдвинутое выдающимися дидактами прошлого, требование активного усвоения знаний в процессе обучения, и доказано, что развитие активной и самостоятельной личности происходит в познавательной деятельности, при условии ее активизации.
Активные формы и методы
обучения – это формы и методы,
которые побуждают учащихся к
активной мыслительной и практической
деятельности в процессе овладения
учебным материалом, способствуют приобретению
универсальных умений (осуществлять
системный анализ, самоконтроль, самооценку,
самоопределение, общение и др.).
Эта система методов направлена
главным образом не на изложение
преподавателем готовых знаний, их
запоминание и воспроизведение
учащимися в готовом виде, а
на самостоятельное овладение
Появление и развитие активных форм и методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку относительно долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в условиях научно-технического прогресса и информационного роста их необходимо постоянно обновлять. Это может быть достигнуто главным образом путем самообразования, что требует от человека учебно-познавательной активности и самостоятельности.
Объект исследования - учебная деятельность учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования – познавательная деятельность, пути ее стимулирования.
Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
- провести анализ методов и средств стимулирования учебно-познавательная деятельность учащихся в учебном процессе средней школы
- опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность методов и средств стимулирования учебно-познавательной активности школьников.
1 Теоретические основы использования методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учащихся
1.2 Психологические
предпосылки формирования
Интерес выступает перед нами как:
- избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
- тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
- мощный побудитель активной личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
- особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [ 21, c.81].
В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.
В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.
Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.
Познавательный интерес не всегда и не обязательно развивается в склонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности [ 21, c. 86].
Элементы познавательной направленности имеют место в любом интересе, потому, что, интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним.
Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский поиск;
- готовность к решению задачи.
Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:
- эмоции и удивления;
- чувство ожидания нового;
- чувство интеллектуальной радости;
- чувство успеха.
Интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.
Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому на процесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.
Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, « жажда знаний « - всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания [ 21, c. 88].
Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.
Значит, каждый из этих видов интереса может стать и этапом его развития. В одной области знаний интерес может существовать как эпизодический, в другой, возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения школьника.
У школьников одного и того
же класса познавательный интерес может
иметь равный уровень своего развития
и различный характер проявления,
обусловленных различным
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.
На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще проникает не настолько в сознание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных стадиях. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточно теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались к дедуктивному, самостоятельному подходу в учении.
Еще более высокий уровень
интереса составляет интерес школьника
к причинно – следственным связям,
к выявлению закономерностей, к
установлению общих принципов явлений,
действующих в различных
Интерес к учению может
быть относительно устойчив, и связан
с определенным кругом предметов, заданий.
Относительная устойчивость познавательного
интереса к определенной области
предметов и явлений позволяет
учителю опираться на имеющиеся
расположения учеников, использовать
их активность и постепенно укреплять
и развивать его как мотив
учения. Этот уровень устойчивости
познавательного интереса характерен
для большинства учащихся подростков,
в которых мотив
Информация о работе Стимулирование познавательной деятельности в процессе обучения